Замужем за театром (Газета «Пульс Осетии» №46, ноябрь 2016)

Коллеги по театральному цеху говорят о ней как о яркой творческой индивидуальности, отмечая ее страстную влюбленность в театр, мастерство, которому подвластны любые жанровые барьеры нелегкой театральной деятельности, умение понимать режиссуру, необыкновенную работоспособность, интеллигентность и порядочность. А сама она в мемуарах пишет, что театр стал для нее домом (не вторым домом, заметьте, а просто домом) и смыслом жизни. На сцене нашего Русского театра она блистает вот уже 53-й сезон. Сыграла 153 роли. Даже в свободное время занимается близкой к театру педагогической деятельностью — преподает технику речи и актерское мастерство в пединституте, потому что считает, что каждый урок — это мини-спектакль. Он должен быть разыгран как по нотам, чтобы стать ярким и запоминающимся.
Она — это заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка РСО-Алания Элина ДУДАРЕНКО, которая 25 ноября отпраздновала свой юбилей…
И вот в канун этой замечательной даты мы сидим с Элиной Константиновной в гримерной уборной театра и неспешно беседуем.
— Вы родились в Волгограде, — начинаю я.
— Что вы! Не в Волгограде, а в Сталинграде, — возражает она. — Я родилась в Сталинграде в 41-м году, в канун Сталинградской битвы. Туда моя мама была эвакуирована из города Барановичи Брестской области. Отец воевал на Западном фронте… Я родилась на тракторном заводе, где разместили эвакуированных. Из Сталинграда накануне кровавой битвы мы переправлялись на последних покидавших город плотах. Бомбежка. Снаряды попадали в плоты. Волга была красной от крови. Но нам повезло. Мы остались живы. Конечно же, всего этого я не помню. Но мама рассказывала, как было невероятно тяжело с грудным ребенком на руках— ни искупать, ни пеленки постирать. Пеленки она сушила, обмотав их вокруг себя. Но, несмотря ни на что, мы выжили, выстояли. И это, наверное, самое главное. Как только Советская армия освободила Брестскую область, вернулись домой — в Барановичи, в родную Белоруссию.
— А фамилия у вас скорее украинская, нежели белорусская.
— Дело в том, что фамилия у нас на самом деле не Дударенко, а Дадаревы. Это отцу моему при обмене паспорта написали в документе «Дударенко». Так в семье Дударевых появился единственный Дударенко. Но в то время это было не принципиально. Кто ж тогда знал, что случится когда-нибудь такое на Украине? Меня порою спрашивают: «Вы украинка?» А я не украинка, я белоруска. Отец Дударев, мама Голубович…
— Да, то, что происходит сейчас на Украине, даже в страшном сне не могло присниться. Нынешнее молодое поколение не знает, что такое фашизм. Вы остановились только на одном эпизоде Великой Отечественной войны: фашисты бомбили мирное население, пытавшееся покинуть Сталинград. А сколько таких эпизодов было! Об этом надо чаще напоминать, рассказывать молодежи, дабы не произошло того, что случилось на Украине, где фашистские прихвостни — бандеровцы — стали вдруг героями, где бал правят неонацисты…
— Совершенно с вами согласна. Нужно вести активное патриотическое воспитание среди молодежи.
— Элина Константиновна, расскажите, пожалуйста, когда вы решили стать актрисой?
— В детстве. У моего отца был дядька — военный. Невероятно артистичный человек, веселый, с чувством юмора. Когда он приезжал к нам в гости, непременно устраивались настоящие концерты — с объявлением номеров, занавесом. Меня все это просто завораживало.
Со стороны мамы вся родня — экономисты да финансисты. Но вот дед по маминой линии не был лишен талантов, он читал наизусть всего Пушкина. Очень любил Александра Сергеевича. Я, можно сказать, на этом выросла…
Знаете, еще в детском саду у меня было прозвище «артистка». Я с раннего детства читала стихи, все время что-то придумывала…
Хорошо помню такой эпизод. Соседи рассказывали моим родным, что наблюдали через забор, как я танцую во дворе — между сараем и туалетом. Зрителей не было (я же не знала, что за мной подглядывают), но танцевала я, со слов соседей, так, будто они были. Это стало происходить после того, как к нам в Барановичи на гастроли приехал какой-то театр. И я тогда впервые увидела танцующую на пуантах с лентой балерину. Я была просто потрясена ее пластикой. И с тех пор заболела хореографией. Даже во сне видела, что я танцую. Естественно, немного погодя стала заниматься танцами — в доме пионеров.
Совершенствоваться в области хореографии я продолжила в Минске, когда поступила в училище артистов театра и кино при киностудии «Беларусьфильм». Мои способности в этой области заметили и пригласили в спортивную секцию по художественной гимнастике. Я даже ездила на соревнования в составе молодежной команды Белорусской ССР, а мою фотографию поместили на обложку журнала «Работница и крестьянка». Помню, как-то ехала в автобусе, а на стекле у водителя — эта моя фотография с обложки. И никто даже не заподозрил, что девушка с обложки едет в этом же автобусе. (Смеется.)
— Как складывалась ваша артистическая карьера по окончании училища?
— С трудом складывалась. Возвращаться в Барановичи не имело смысла, так как там не было театра. А в Минске устроиться в театр без протекции было просто невозможно, несмотря на то что я окончила училище с отличием.
Как-то меня пригласили в качестве ведущей на крупный правительственный концерт. Программу я вела на двух языках — русском и белорусском. На меня обратили внимание и пригласили в Минскую госфилармонию, где я проработала два года. Сначала в качестве ведущей на выступлениях симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, потом актрисой разговорного жанра. Я читала стихи и фельетоны. Был у меня и музыкальный номер-фельетон с подтанцовкой. С концертной бригадой я объездила всю Белоруссию. Концертировали мы также в Латвии, Литве, Средней Азии, на Урале. В Свердловске нас даже пригласили на телевидение. И вот там ко мне подошел главный режиссер местного театра имени Ленинского комсомола и перечислил все роли, которые я смогу сыграть, если приму его предложение работать в свердловском Ленкоме. Дело в том, что у них в то время героиня как раз уехала в Москву, и нужно было срочно искать ей замену. Вот такое заманчивое предложение я получила. Ответила тогда, что подумаю, и вернулась в Белоруссию, дабы посоветоваться с родными, которые, конечно же, стали меня отговаривать. Ведь Свердловск далеко. А какие перспективы были у меня в Минске? Очень хотелось работать именно в театре, и я дала свое согласие. Мне сразу же выслали подъемные, и я уехала в Свердловск.
— И как вас приняли в свердловском Ленкоме?
— Надо ли говорить, что я очень волновалась по дороге в Свердловск. Ведь это был мой первый театр. А приняли меня хорошо. Я быстро адаптировалась. Помогли мне в этом, думаю, мой открытый характер и умение мобилизоваться. И я действительно играла те роли, которые мне обещали. И леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, и Веру Веселину в «Коллегах» Василия Аксенова, и сказочных персонажей.
— Если все было так хорошо, как вы рассказываете, то почему вы уехали из Свердловска?
— Нет, не все было так хорошо. Дело в том, что жила я все это время в гостинице «Урал» в однокомнатном номере. 30 процентов за комнату оплачивал театр, 70 — я сама. А зарплата была минимальная — всего-навсего 65 рублей. И рядом ни близких, ни родных, на чью помощь я могла бы рассчитывать. В какой-то момент я поняла, что долго так не протяну, что по окончании сезона мне нужно уезжать. Но куда?
Заведующая литчастью нашего театра, желая мне помочь, отправила несколько запросов. Ответы пришли из трех городов: Симферополя, Грозного и Орджоникидзе. Завлитчастью сказала мне тогда так: «Если выбирать город, то, конечно, Симферополь. Это Крым, море. Но если делать ставку на режиссера, у которого есть чему поучиться, то нужно ехать в Орджоникидзе, к Семену Моисеевичу Рейнгольду — очень известному на периферии режиссеру». И я, конечно же, выбрала карьеру актрисы с хорошим мастером во главе театра.
— Как вас встретили в нашем Русском театре?
— Пришли встречать на вокзал. Привезли в меблированную комнату при театре. Когда я увидела город, то просто обомлела: не покидало ощущение, что я попала в сказку с дивной декорацией. Столовая гора! Красавец-проспект, застроенный в стиле модерн! Разве это могло не впечатлить?
Потом я познакомилась со своим будущим мужем, стала Дзуцевой и навсегда полюбила эту землю.
— Помните вашу первую роль на сцене Русского театра?
— Помню, конечно. Я играла артистку филармонии на гастролях в комедии Дыховичного и Слободского «Женский монастырь». Роль эпизодическая. Но я там впервые танцевала на сцене Русского театра.
— Когда к вам пришел первый успех?
— Вот тогда и пришел. Оказывается, зрители ходили на эту комедию по несколько раз. Я танцевала там осовремененный индийский танец, пока не простудилась, и спектакль показывали уже без танца. Так зрители пришли жаловаться, почему в спектакле уже нет индийского танца.
— Значит, танец запомнился и понравился… Расскажите, пожалуйста, о ваших любимых ролях.
— Трудно выделить какие-то из ролей. По большому счету все роли любимые. Это и леди Уиндермир из «Веера леди Уиндермир» Оскара Уайльда, и Эмма Фишер из спектакля «Лучше останься мертвым» по пьесе Карла Виттлингера «Человек со звезды», и Залина и Сурат из «Перед грозой» Езетхан Уруймаговой, и Елена Тальберг из «Дней Турбиных» Михаила Булгакова, и баронесса Штраль из «Маскарада» Михаила Лермонтова, и Мария Уварова из «Солдатской вдовы» Николая Анкилова, и Надежда Монахова из «Варваров» Максима Горького, и Маша из «Эшелона» Михаила Рощина, и Мона из «Безымянной звезды» Михаила Себастьяна, и Тамара из «Чепены» Георгия Хугаева, и Алла Владимировна из «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова, и Комиссар из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, и Филиппа Джеймс из «Двойной игры» Эллис и Риза, и Жанна Владимировна из «Аккомпаниатора» Александра Галина, и Татьяна из «Рождественских грез» Надежды Птушкиной, и Лидия из «Кадрили» Владимира Гуркина, и Дуэнья из «Дня чудесных обманов» Ричарда Шеридана, где я выходила на сцену с длинным приклеенным носом. Характерные роли — наслаждение для актеров.
Понимаете, рождение любого образа сродни рождению ребенка. Поэтому каждая роль любима. Мы, актеры, всегда адвокаты своих ролей. Мы понимаем своих героев, даже если они отрицательные, отыскиваем в них что-то положительное и находим им оправдание.
— Что для вас театр?
— Это моя жизнь. Думаю, так ответит каждый артист.
— Какие советы вы могли бы дать начинающим актерам?
— Всю жизнь учиться, не останавливаться в своем развитии. Пока мы выходим на сцену, мы ученики.
— В каких репертуарных спектаклях вы сейчас заняты?
— В спектакле «Мой век» по пьесе современного французского драматурга Мишеля Лоранс, где я играю Марель. В «Однокласснице» у меня роль Евгении Петровны Костромитиной, матери Ивана. Тетушка Ив в «Сотворившей чудо» Уильяма Гибсона, Флоренс Снайдер в «Примадоннах» Кена Людвига, третья безответственная дама в «Танго на закате» по пьесе «Зойкина квартира» Михаила Булгакова.
— Чем вы обычно занимаетесь в свободное время?
— Мое свободное время — это занятия со студентами пединститута, где я преподаю уже 25 лет. Сейчас в институте открыт факультет свободного развития, занятия на котором обязательны для всех студентов. Направление каждый выбирает сам, согласно своим интересам. Это уже не просто театральная студия, как было раньше, а театральная педагогика. Мои ученики читают стихи на разрыв аорты. Они талантливы, они артистичны. Педагог, по-моему, должен быть артистом, должен уметь выстраивать урок как маленький спектакль. Тогда его предмет обязательно будет любимым, а ученики смогут многому у таких учителей научиться.
— Приходилось ли вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
— А разве есть люди, которые через них не переступали? Ведь порою нам хочется что-то сказать открыто и честно, но сделать это по ряду причин мы не можем. По правде говоря, я лично от этого всегда мучаюсь…
— Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями секретом молодости и красоты от Элины Дударенко.
— Секрет красоты? Да нет никакого секрета. Я ничего в этом направлении специально не делаю. Просто я человек активной жизненной позиции. Если у меня нет работы, я ее обязательно нахожу. Могу, к примеру, взять веник и пойти убирать во дворе. И еще очень важно позитивное мышление. Вот и весь секрет. (Смеется.)
— Как собираетесь отмечать юбилей?
— В кругу семьи. У меня замечательная семья: дочь, зять, внуки.
— Расскажите о них поподробнее, чем они занимаются?
— Дочь Юля — высококлассный стилист, хотя окончила СКГМИ. Зять Сослан Кокаев — большой трудяга. У него свое дело — мини-типография. А еще он изготовляет изделия из кожи. Внуки тоже не перестают меня радовать. Регина — выпускница Петербургского университета информационных технологий имени Бонч-Бруевича. Сослан — студент первого курса Финансового университета при Правительстве России. У нас хорошая, дружная семья.
А в театре 25 ноября я выйду на сцену в характерной роли — роли Изольды в современной бытовой комедии «Американская рулетка» одесского драматурга Александра Марданя в постановке Вячеслава Вершинина. К своей отрицательной героине я отношусь как адвокат: нахожу ей оправдание. Люблю эту роль, как и все остальные свои роли.
— О чем вы мечтаете?
— Мечтаю сыграть какую-нибудь серьезную роль в классике. Вассу Железнову, например. Классика — это всегда актуально.
— Пусть сбудутся все ваши надежды и мечты. Всего вам самого доброго! С юбилеем!

Беседовала
Ольга РЕЗНИК

Комментарии

DavidTiste, 19:52, 02 Ноя. 2017

http://bit.ly/2ybLFKY - Модная одежда-Скидки до 90%

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: