Надгробие на могилу совести (Газета «Пульс Осетии» №45, ноябрь 2016)

«Конкурс задачи не решил» — именно под таким заголовком на первой полосе главной республиканской газеты был опубликован материал-пасквиль! Да, именно пасквиль, потому что по-другому назвать эту публикацию нельзя. Для того чтобы читатель нашей газеты имел возможность самостоятельно оценить сей опус, даем его полностью. Сначала рассмотрим редакционный текст уважаемой газеты «Северная Осетия» (№ 212 от 16.11.2016):

«СО» уже писала о том, что накануне ноябрьских праздников во Владикавказе был заложен первый камень на месте, где планируется установить памятник Герою Социалистического Труда, прославленному арктическому капитану, покорителю Северного полюса Юрию Кучиеву.
Рассказывали мы и о том, что идея установить его в столице Северной Осетии, выдвинутая общественным движением «За здоровье нации» во главе с Арсеном Фадзаевым, нашла поддержку в лице главы АМС г. Владикавказа Бориса Албегова и Союза дизайнеров России, а победа в конкурсе на лучший эскиз будущей скульптуры была присуждена работе заслуженного художника РФ, скульптора из Подмосковья Юрия Злотя. А также — о том, что установить бронзовый монумент высотой более 3 м намечено на набережной Терека, на улице Коцоева, рядом с Суннитской мечетью.
Резонанс эта небольшая по объему публикация вызвала тут же. И практически все читатели «СО», откликнувшиеся на нее, единодушны: идея установки такого памятника во Владикавказе (к слову, поднимавшаяся общественностью республики уже давно), безусловно, просто замечательная! Сам российский художник и скульптор Юрий Злотя, победивший в конкурсе, — фигура в отечественных творческих кругах тоже довольно известная: 57-летний уроженец Молдавии, он окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, работал на Дальнем Востоке и в Сибири, в числе его работ — памятники Мусе Джалилю в Москве, Василию Сурикову в Красноярске, Петру I и Екатерине II в Вышнем Волочке…
Вопросы у многих наших читателей вызывает другое: Юрий Кучиев — фигура для Осетии более чем знаковая. Почему же возможности познакомиться с эскизами работ, принявших участие в конкурсе, широкая общественность республики так и не получила? Почему конкурс, который должен был, наверное, все-таки стать для Осетии по-настоящему резонансным событием общенационального масштаба, прошел в этаком «кулуарном», закрытом формате? И не получится ли так, что этот памятник на улице Коцоева установят, торжественно откроют, возложат к его подножию цветы, а потом вокруг того, как он трактует образ Капитана, опять вскипит волна общественного неприятия и будут яростно ломаться копья — как это произошло с тем же памятником Коста работы Владимира Соскиева на проспекте Мира? И не только, кстати, с ним, но и с целым рядом других появившихся во Владикавказе за последние годы скульптур, которые позиционировались нашей АМС как «подарки городу и горожанам»?..
Сегодня «СО» знакомит читателей еще с одной точкой зрения на этот круг вопросов. И ожидает на нее новых откликов.

От редакции газеты «Пульс Осетии». Уважаемые коллеги, простите, но какая же вожжа попала вам под хвост, что вы поддакнули чьей-то несусветной ереси? Практически ни единого слова правды! Это вряд ли украшает уважаемую газету. Не украшает уже потому, что «Северная Осетия» с самого начала, с первых шагов конкурса информационно его сопровождала. За что ей громадное спасибо. Что же произошло сейчас? Ведь редакция может удостовериться, что конкурс проходил, как никогда, открыто — в течение двух месяцев жители Владикавказа и республики приходили в спорткомплекс «Олимп» и знакомились с работами скульпторов. Каждый желающий оставлял запись в книге отзывов. Ни о какой кулуарности речи не было — наоборот, все республиканские СМИ только и говорили о ходе конкурса, приглашая жителей ознакомиться с работами. О какой кулуарности можно говорить, если, например, молодой, но уже достаточно маститый московский скульптор Данила Суровцев прочитал о конкурсе на сайте газеты «СО» и самолично на поезде привез свои работы. Кстати, очень высоко оцененные жюри. Явным же фаворитом конкурса был другой московский скульптор — наш земляк Сослан Баскаев, который лидировал, по мнению посетителей выставки, а также членов комиссии, первые два тура. А третий тур был назначен из-за того, что члены жюри, определив шесть работ-финалистов, предложили каждому автору доработать свой эскиз.
Прекрасный проект был у молодого Ибрагима Хаева, но он почему-то не стал вносить никаких изменений. Не стал менять свой вариант и скульптор Николай Нестеренко. Доработали свои эскизы только Асланбек Кучиев, Сослан Баскаев и Юрий Злотя. Но именно Юрий Злотя не просто внес изменения, но в корне переделал эскиз, который в итоге был признан победителем. Из восьми членов жюри семеро высказались за работу Злоти, а восьмой устно подтвердил, что указанная работа явно выделяется, но голосовать будет за друга, который тоже участвует в конкурсе. Вот только этот момент можно оценить как некоторую «необъективность». Сопредседатель жюри, главный организатор конкурса Арсен Фадзаев отказался участвовать в работе конкурсной комиссии, чтобы соблюсти максимальную объективность.
Два академика, два заслуженных художника России Шалва Бедоев и Александр Аполлонов возглавили компетентное жюри и определили победителя и призеров конкурса.
Очень долго искали место под памятник, в итоге остановились на набережной реки Терек, на улице Коцоева. Все вроде бы прошло нормально. АМС города Владикавказа, организаторы и главные спонсоры договорились установить памятник. Особенно хочется отметить тот факт, что с советских времен гражданам республики впервые была предоставлена возможность высказать свое мнение, дать свою оценку каждой работе скульпторов. Так нет же! Кому-то, видимо, неймется, когда все хорошо?
Достаточно странную позицию заняла редакция «Северной Осетии». В погоне, видимо, за скандалом, пусть и надуманным, решила устроить диспут на определенную тему. И все же, уважая коллег, хочется дать им небольшой совет: для начала следует все же помнить, что же писала ваша газета по определенной теме, чтобы не уподобляться пресловутой унтер-офицерской жене, которая якобы сама себя и высекла.
Разумеется, всякое издание, всякая газета допускает ошибки, и «Пульс Осетии» не исключение. Но, полагаем, не совсем корректно слушать «заслуженного художника республики», решившего полить помоями уважаемых людей, которые делают благое дело.
А теперь читаем вторую часть паск-виля:

Еще 4 марта в газете «Растдзинад» появилась публикация о том, что подведены итоги конкурса на лучший эскиз памятника нашему именитому земляку, арктическому капитану Юрию Сергеевичу Кучиеву. Ее сопровождала фотография проекта-победителя. «Озвучили» эту новость и другие СМИ республики. А на днях в них прошла информация о том, что проект этот не просто окончательно утвержден: во Владикавказе уже заложен первый камень на месте, выбранном на набережной Терека для установки будущего памятника.
Сам я — тоже участник этого конкурса. Конечно, видел все представленные на него проекты. И для себя выделил не меньше 8–9 эскизов, которые, на мой взгляд, куда глубже раскрывают тему памятника Юрию Кучиеву, обозначенную как «Покорителю Северного полюса».
А еще, признаюсь, вспомнил свои школьные годы. Когда на уроках по развитию речи учитель раздавал нам «на руки» картинки, а мы, ученики, должны были придумать этой картинке наиболее удачное название и потом написать по ней небольшой рассказ. Невольно подумалось: если бы среди тех картинок оказалась фотография этого эскиза-победителя, неужели кто-нибудь назвал бы ее «Покорителем Северного полюса»? Абсолютно уверен: никто! В лучшем случае бы ее описали, наверное, как-то так: «Представитель райкома приехал в ближайший к райцентру колхоз и осматривает поля. Он — в туфлях, европейском костюме, в плаще, в руках бинокль. Ну чем не типичный рядовой чиновник?»
В публикации в газете «Растдзинад» сообщалось также, что один из друзей Юрия Кучиева обратился с просьбой помочь в реализации инициативы по установке во Владикавказе этого памятника к уважаемому в республике А. Фадзаеву. Так состоялся конкурс. Но Юрий Кучиев — это личность, которая принадлежит не только Осетии. Это — человек, вписавший ярчайшие страницы в историю Российского флота ХХ века. И, может быть, конкурс на лучший эскиз памятника фигуре такого масштаба, который планируется установить в его родной республике, было бы правильнее провести под эгидой Министерства культуры России, придав этому событию куда более высокий «градус» государственной значимости? А жюри этого конкурса — возглавить в качестве председателя и его заместителя кому-то из известных в стране именитых скульпторов и архитекторов?
Теперь — о ходе конкурса. Когда закончился срок подачи на него проектов (всего их было 40), я предлагал устроить их выставку в выставочном зале Союза художников РСО-А на проспекте Коста. Экспонировать ее там в течение месяцев, скажем, двух, сделать ей хорошую рекламу в газетах и на телевидении, широко открыть ее для посещения жителями республики… Ничего этого не было сделано. А это решению задач, которые поставил перед собой конкурс, только помогло бы.
Победителя конкурса в наших СМИ характеризуют как автора многих серьезных памятников. К сожалению, я ни одного из них не знаю: не видел его работ ни по телевидению, ни в журналах. И считаю: конкурс надо продолжить! И обязательно провести во Владикавказе выставку проектов-эскизов всех его участников. А членами его жюри должны быть известные скульпторы и архитекторы, искусствоведы, видные представители Морского флота России.
Кстати, насколько я знаю, делегация от фамилии Кучиевых уже обратилась в Правительство республики, заявив о своем несогласии с выбранным проектом. Ответа не последовало. Почему? Да и само место, где решено установить этот монумент, вызывает вопросы. На этом небольшом «пятачке» в центре Владикавказа и так сконцентрировано сразу несколько памятников: Штыбу, Дзаугу Бугулову, Исса Плиеву, чуть дальше, у здания Национальной научной библиотеки РСО-А, установлен ряд бюстов известных мастеров осетинской литературы… Не «перегрузит» ли этот уголок городского пространства еще и трехметровый памятник Юрию Кучиеву, который сюда добавится?
Подвиг Юрия Кучиева, капитана атомохода «Арктика», совершившего первый в истории мирового мореплавания надводный поход к Северному полюсу, так же велик, как подвиг Юрия Гагарина. И мы, его земляки, должны увековечить память об этом подвиге, полностью осознавая, как это ответственно! А пока не могу не согласиться с мнением: «Конкурс свою задачу не решил…»
Михаил ДЗБОЕВ,
заслуженный художник РФ,
лауреат Государственной премии
им. К. Л. Хетагурова

От редакции газеты «Пульс Осетии». Заслуженный художник данным письмом поставил окончательную черную метку на своей репутации. Изваял надгробную плиту своей профессиональной и, пожалуй, человеческой совести. Давно ходили всякие разговоры о чрезмерном сребролюбии и непреодолимом желании поливать грязью всякого, чья работа признана лучшей, чем у него, заслуженного и неповторимого художника.
Пять работ, которые он представил на конкурс, не вызвали никакого интереса ни у членов жюри, ни у посетителей. Кстати, хочется отметить, что работы все были под цифровыми шифрами, и посетители отмечали в журнале записей именно номер понравившегося эскиза. Михаил Николаевич приходил на выставку чуть ли не через день, интересовался записями в журнале, и потом буквально через неделю-другую на выставку стали приходить группами молодые люди, и спрашивали они не конкретную работу, а номер эскиза. На вопрос, почему вы ищете номер, а не работу, отвечали, что им велели проголосовать именно за этот номер. Догадайтесь с трех раз, чья это была работа. Разумеется, эту грязную игру организаторы конкурса учитывали, да и члены жюри в итоге не вывели в финал ни одной работы Михаила Дзбоева.
Вот тут-то и началось! Несколько раз Михаил Николаевич приходил в редакцию, нелицеприятно отзываясь и об организаторах, и о членах жюри. Мол, и организаторы не правы, а члены жюри вообще не разбираются ни в чем. Словом, если работа Михаила Дзбоева не победила, то все остальное, простите, мусор. Он принес в газету материал, в котором поносил всех и вся, но получил вежливый, но достаточно твердый отказ. Однако нашел все же «заслуженный художник» слабое звено в лице редакции уважаемой республиканской газеты. Взял и облил ушатом грязи всех! А если бы члены жюри сошли с ума и выбрали памятники белым медведям, тюленям или моржам? Именно этими художественными образами подчеркивал выдающийся скульптор «полярность» Юрия Кучиева. Ах да, он еще одевал арктического капитана в унты и кухлянку.
Ну не понравились ваши работы, Михаил Николаевич, членам жюри и посетителям! Они уступали, пожалуй, даже работам молодых скульпторов! Спасибо за участие, но зачем поливать грязью своих коллег? Кому должно быть обидно, так это Сослану Баскаеву, но он настоящий профессионал и порядочный человек. Он признал, что при равных шансах с одним из ведущих скульпторов России уступил самую малость, и понимал, что только, что называется, в дополнительное время уступил сопернику. Сослан Баскаев принял эту данность и не стал обвинять членов комиссии в необъективности, не стал таскать пасквили в газеты. Не надо иметь официальное звание «Заслуженный художник», а надо быть Художником!
И еще. Зачем надо спекулировать фамилией Кучиевых, уважаемый Михаил Николаевич? Юрий Сергеевич, так же как Коста Хетагуров, уже представляет не какую-то фамилию, а осетинский народ. Если же кто-то хочет вопрошать к родственникам, то к сведению можем доложить, что самые близкие Юрию Сергеевичу люди в Северной Осетии — его родные племянники — одобрили именно вариант-победитель.
И напоследок. Михаил Николаевич, чем же вам место установки памятника не нравится? Бьемся об заклад, если бы победителем признали один из ваших эскизов, то вы бы наверняка восторгались и местом, и организаторами, и богом, и чертом. Тогда бы конкурс свою задачу точно решил?!
Но, простите, уважаемый Михаил Николаевич, денег в кассе нынче нет…

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: