Славному Озреку — 90 лет (Газета «Пульс Осетии» №45, ноябрь 2016)

Для нас, тех, кто родился и жил в осетинском селении Озрек, что расположено на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии в живописном и плодородном междуречье Лескена и Уруха, родина начинается с этого села. Когда вспоминаешь свое родное село, на ум приходят слова Матусовского из песни «С чего начинается Родина?».
Она у нас, у каждого озрековца, начинается с родного дома, где он родился, с той песни, что мать нам пела, с улицы, по которой бегали малышами голышом и босиком, со старой сельской школы и первых своих учителей, которые нам дали знания и путевку в большую жизнь. У каждого из нас сложилась своя жизнь, своя судьба, но всего родного не забыть, и этого у нас не отнять. Самое дорогое, что у нас есть, — это великое чувство Родины, родства и землячества, которое впиталось в нас с молоком наших матерей.
В селении Озрек вот уже 90 лет, а это четыре поколения, живут, как одна большая семья, представители многих фамилий (родов) и народов: осетины, кабардинцы, балкарцы, русские, таджики и другие. Это новая общность людей, созданная самими сельчанами.
За девять десятилетий совместного сожительства на благодатной земле Озрека, как в маленьком «плавильном котле», представители разных народов превратились в одну общность — крепкий «сплав» озрекских осетин. Этим мы все гордимся, в этом наша духовная сила и уникальность Озрека и озрековцев.
Об истории нашего родного села, о людях, живущих в селе, хорошо написал в двух книгах известный историк, наш земляк Муса Хацаев. Можно еще писать рассказы о каждой фамилии, о каждой семье и каждом человеке. Каждый из наших сельчан достоин, чтобы о нем писали и говорили. Даже песни слагали. Люди, народ — самое большое богатство, что нам оставили отцы, основатели с. Озрек. Однако подобную задачу не ставим перед собой. Лично для нас односельчане по статусу и родству равны, и не хотим никого выделять. Все они вместе и каждый в отдельности — благородные и достойные люди. Вместе мы — одна большая семья. В этом наша отличительная черта, наша уникальность.
Мы отличаемся тем, что формирование общности озрековцев происходило своим, отличным от других сел путем. В период переселения осетин с гор на плоскость горцы спускались на равнину в основном компактно, целыми аулами, оседая на территории современной Северной Осетии, в местах нового проживания. Озрековцы же начали свое переселение на плоскость уже в начале XVIII века, и что характерно — мелкими группами, фамилиями, а не целыми селами.
Оседали транзитом на территории Кабарды, жили в среде кабардинцев, перенимали у них отдельные обычаи, адаты, традиции, слова и выражения, но вместе с тем сумели сохранить свою самобытность, свою национальную идентификацию, свой родной язык, культуру, обычаи и традиции. И сегодня Озрек, можно сказать, своего рода «национальный парк» осетинской культуры, традиций и обычаев, где в первозданном виде остался «Нартон агъдау». Тот «агъдау», который в Осетии хотят возродить.

Озрековцы как этнический феномен

Вот уже 90 лет живут в с. Озрек выходцы из горной и плоскостной Дигории, Осетии в целом, которых в начале XVIII века судьба объединила в поисках лучшей доли, в поисках земельного надела и жизненного пространства. Стекались фамилии, как горные ручейки, на окраину кабардинского села Анзорей и образовали небольшое селение Кабаново (Хъабанти гъæу) на земле, которую переселенцам предоставил князь Анзорей, племянник Тугановых. Именно его мать сыграла решающую роль в том, что ее соплеменникам выделили бесплатные земельные наделы в Кабарде. Тогда как для других переселенцев с гор на плоскость Северной Осетии земля скупалась царским правительством у кабардинских князей.
Изначально, в 1866 году, переселенцев в с. Кабаново было порядка 202 дворов и около одной тысячи человек. После установления советской власти, а точнее в 1926 году, наши предки переселились на свои дальние земли, в местность под названием Озрек. Как повествуют первые письменные источники, представители отдельных фамилий с. Озрек попали в первую перепись дигорского народа, которую проводило царское правительство в 1847 году в горной и плоскостной Дигории (архивные материалы по Дигории хранятся в архивном отделе МВД КБР, так как Дигория тогда входила в Нальчикский округ).
Данные переписи 1847 года еще раз подтверждают беспрерывную взаимную ассимиляцию соседних народов. Большинство из перечисленных в переписи того периода осели в Черекском участке (ныне Лескенский и Урванский районы). Многие фамилии в последующем влились в Кабарду, и их потомки сейчас считаются кабардинцами. И наоборот, представители кабардинского, балкарского и других народов, которые осели в Озреке, стали осетинами. Не мы поддались ассимиляции, а, наоборот, ассимилировали других. В отличие от остальных осетин, у озрековцев иммунитет на сохранение национальной идентичности оказался сильней.
Наши предки оказались сильней духом. Проявили большую любовь и преданность к своим историческим корням. Приверженность озрековцев к исламу позволила сохранить высшую степень терпимости к другим религиям и верованиям. Произошло мирное сращивание осетинских традиций и обычаев с установлениями Корана. И никто не считает другого «чужим» (æрцæуæккаг) как по вере, так и по месту рождения. После образования с. Озрек туда переселись представители многих фамилий из других сел Осетии и Кабарды. Со многими установились кровнородственные отношения. В Озреке все доводятся друг другу родственниками. У нас даже нет разделения осетин по диалектам, ибо мы сами учились в средней школе по программам школ Северной Осетии. Изучали иронский диалект как свой родной. Поэтому озрековцы в равной мере владеют иронским и дигорским диалектами, читают и пишут свободно на обоих.

Душа озрековца

Помните, как у М. Лермонтова Мцыри мучился вопросом: «А душу можно ли рассказать?» Скажу прямо: душу озрековца можно рассказать. Озрековцы крепки духом, у них есть внутренний стержень. Характер и менталитет озрековцев складывался в условиях существования как национального меньшинства, в обособленном сельском поселении численностью около полутора тысяч душ — 450 дворов в составе Кабардино-Балкарской Республики.
Озрек и озрековцы всегда славились своим осетинским гостеприимством и большой любовью к исторической родине — Осетии (у нас Осетия не делится на Север и Юг). Она всегда у нас едина, одна, как мать породившая детей своих. Мы одной крови. Поэтому в Озреке единой, родственной семьей в большой любви живут выходцы со всех уголков Осетии, представители всех фамилий.
У нас и радость и горе едины. В озрековцах обостренное чувство справедливости и солидарности. Нет бедных и нищих (фахъæратæ). В этом и заключается наше достоинство. В способности делиться с нуждающимся. В нашей душевной простоте, в сопричастности и соучастии. Если можно так сказать, у нас сохранились порядки «круговой поруки», которая в иных местах искоренялась. Один за всех, и все за одного — вот что нам помогало выносить невзгоды.
Вместе с тем Озрек никогда не находился в замкнутом пространстве, в какой-то «резервации». В Кабардино-Балкарии мы не чужие и в Осетии — свои. Нас никогда не обделяли вниманием — ни руководство Кабардино-Балкарии, ни тем более Северной Осетии. Озрек можно рассматривать как продукт двух республик, многих братских народов — осетин, кабардинцев, балкар, русских, дагестанцев, греков, корейцев, цыган, таджиков. Он пример мирного, добрососедского проживания на Кавказе. Совместный свободный труд сплотил всех.
Сегодня Озрек — это небольшое село, около 450 дворов с населением более полутора тысяч человек. Оно испытывает такие же трудности и проблемы, как и все сельские поселения Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Проблемы эти социально-экономического, культурного, спортивного и оздоровительного характера. Колхоз перестал функционировать, спиртоводочный завод приостановил свое производство, а следовательно, ощущается острая нехватка рабочих мест. Это в свою очередь породило остальные проблемы. Прекрасный Дворец культуры зачислен в «долгострои» на 17 лет, единственная средняя школа, сельский детский сад, дороги давно не ремонтировались. Имеющиеся крестьянские и фермерские хозяйства оказались не способными исполнять социальные обязательства и брать ответственность перед населением.
Ощущаются и определенные сложности с демографической ситуацией. Молодежь в поисках работы вынуждена покидать село, а те, кто окончил высшие и средние учебные заведения во Владикавказе, Нальчике, уже не возвращаются домой. Закрылась и местная поликлиника со стационаром, врачи разъехались вследствие проводимых экспериментов в сфере здравоохранения и над населением. Нет современной спортплощадки, спортзала. Сократилась и рождаемость, болезни и смертность одолевают больных, немощных и малоимущих.
Вместе с тем мы уверены, что у Озрека есть будущее, ибо трудолюбивые наши земляки найдут в себе силы и возможности возродить былую славу совей маленькой Родины. Она у нас одна.
В этот юбилейный праздник — 90-летие нашего родного Озрека — мы, выходцы из этого прекрасного селения, проживающие в разных уголках нашей большой Родины — великой России, искренне, от всей души поздравляем наших земляков. Желаем всем и каждому в отдельности кавказского здоровья и долголетия, семейного счастья, стойкости и мужества, а молодому поколению удачи!

Джабраил ГАБАЧИЕВ,
председатель Ассоциации адвокатов РСО-Алания «За права человека», адвокат

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: