Прощай, «Сталин»… (Газета «Пульс Осетии» №45, ноябрь 2016)

Весть о том, что ушел из жизни наш знаменитый земляк, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РСО-Алания, лауреат премии им. К. Хетагурова, самый убедительный Сталин российского кинематографа Анатолий Дзиваев, едва ли кого оставила равнодушным. Сразу вспомнилось, как мы не отрывались от экранов телевизоров, когда по первому каналу шел сериал «Жуков», как обсуждали взахлеб такого не типичного для кинематографа Сталина Дзиваева — не памятник в мундире и с трубкой, а живого человека со своими «за» и «против». Как мы гордились нашим талантливым земляком, которого знала теперь вся страна. В 12 кинокартинах (и каких, и как!) он сыграл роль вождя народов. В том числе в таких серьезных фильмах, как «Тухачевский. Заговор маршала», «Земля обетованная от Иосифа Сталина», «Поединок», «Берия. Проигрыш», «Сын отца народов».
А сколько других самых разных ролей переиграл в кино Анатолий Дзиваев. Число их давно перевалило за 40. «Кольцо старого шейха», «По следам Карабаира», «Чермен», «И оглянулся путник», «Скалолазка», «Тэли и Толи», «Тайная стража», где Антолий Гаврилович примерил на себя роль бандита, международного террориста Дадашева, которую очень любил, и даже получил за нее золотые часы от Патрушева с надписью «Самому лучшему бандиту».
А сколько ролей переиграл Анатолий Дзиваев на сцене Северо-Осетинского академического театра им. В. Тхапсаева, какие спектакли поставил на сцене Русского академического им. Е. Вахтангова, где работал главным режиссером. В послужном списке Дзиваева-актера роли Гамлета, Хлестакова, Сталина… Как режиссер он ставил свои лучшие спектакли по Шекспиру, Мольеру, Чингизу Айтматову, Франсуазе Саган.
В 1990 году Анатолий Дзиваев создал уникальный по своей сути конный театр «Нарты», которому посвятил 14 лет жизни. Помню, в 2001-м мне посчастливилось взять интервью у Анатолия Гавриловича. Театр тогда только-только вернулся из Москвы, где принимал участие в III Всемирной театральной Олимпиаде, участниками которой стали 150 творческих коллективов из 46 стран мира. Сказать, что «Нарты» покорили сердца зрителей, было равносильно тому, что не сказать ничего. Единственный в мире конно-драматический театр «Нарты» (второй — парижский конный театр «Зингаро» — это не совсем театр, а нечто среднее между цирком и балетом) показал московским зрителям «Гамлета», великолепная постановка которого с конными трюками, сценическими боями, выразительными костюмами и музыкой Ацамаза Макоева была обречена на успех. Но стоило «Нартам» возвратиться в родные пенаты, как наступило похмелье после славного пира. У театра не было собственной крыши над головой. А значит, не было будущего. По этому поводу Анатолий Дзиваев сильно переживал. Он мечтал о том, чтобы во Владикавказе появился комплекс «Конный театр», могущий стать уникальной площадкой для проведения потрясающих фестивалей, форумов, конноспортивных соревнований. Увы, мечты так и остались лишь мечтами, а не востребованный в родных пенатах Дзиваев уехал в Москву, где оказался очень даже востребованным. Служил в театре под руководством Армена Джигарханяна, снимался в кино.
Домой, в Осетию, он приезжал каждый год. О том, чем живет, дышит, над чем работает, подробно рассказал в интервью, данном «ПО» в июле 2012 года. Помню, и в тот раз он, успешный, состоявшийся, знаменитый, проронил одну горькую фразу: «Здесь я, к сожалению, не востребован». Наш разговор, почти завершенный, прервался тогда на полуслове. Потому что Анатолия Дзиваева обступили люди, которые хотели с ним сфотографироваться. А один из них, выразив общее мнение, проронил: «Мы вами гордимся!»
Наблюдая за всем этим, я записала тогда в блокноте: «Жаль только, что такие таланты, как Анатолий Дзиваев, становятся и востребованными, и популярными, лишь перебравшись за пределы республики. Или нет пророка в отечестве своем?»
Готова повторить это и сейчас, когда мы проводили в последний путь самого лучшего киношного Сталина всех времен и народов, великого артиста Анатолия Дзиваева, который больше всего на свете хотел служить родной Осетии.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: