Качество преподавания в школах, лицеях, гимназиях как фактор экономического роста РФ

В апреле — мае 2016 года в Республике Северная Осетия-Алания Северо-Кавказского федерального округа был проведен экспертный опрос, в ходе которого опрошено 73 респондента. В качестве экспертов выступили преподаватели СОШ и высших учебных заведений, госслужащие, журналисты, юристы, предприниматели, депутаты Парламента РСО-А и городского законодательного собрания г. Владикавказа.
— Хасан Владимирович, какие новые идеи подсказали вам ваши эксперты?
— Экспертное сообщество считает, что вина неготовности населения вести самостоятельную коммерческую деятельность лежит на системе образования, которое само функционирует по остаточному принципу. Материальная составляющая не является сегодня единственной проблемой образования, сама система устарела, особенно в части идеологии, и совершенствовать нужно прежде всего профессиональную подготовку. Готовят сегодня специалистов самых современных сфер, например программистов, но сама идеология не позволяет развить инициативность — ведь хорошее образование подразумевает не просто владение информацией, но и умение в профессии проявлять инициативу, творчество.
— А что по этому вопросу показывает отечественная и мировая практика?
— В советский период проводились значимые для будущих специалистов мероприятия: различные выставки, позволяющие проявить творческую составляющую, и т. д. Это побуждало к индивидуальной деятельности и созиданию, что является основой любой деятельности, в том числе и предпринимательской.
По данным Комиссии по делам образования Евросоюза, учителя начальных школ зарабатывают в ФРГ от 38 200 до 51 400 евро в год. Годовое жалованье педагогов немецкой средней школы составляет от 42 200 до 64 000 евро. Эти показатели — выше среднего уровня по Европе. В системе среднего образования ЕС ежегодный доход начинается с 56 793 и к окончанию стажа увеличивается до 98 763 евро.
Студентам и выпускникам педагогических факультетов в Германии предоставляется хороший шанс: если правильно подойти к организации учебы, то перспективная профессия и надежная работа гарантированы. Со среднемесячным доходом 3 160 евро, по данным Статистического ведомства ФРГ, немецкие учителя занимают «золотую середину» в рейтингах самых высокооплачиваемых профессий. Кроме того, привлекательной профессию школьного педагога в Германии делает и статус чиновника, который может получить учитель. Этот статус гарантирует его обладателю ряд привилегий, в том числе налоговые послабления и высокую пенсию в старости.
В Бельгии учителя первой и второй ступеней обучения получают примерно ту же заработную плату. Во Франции ситуация с оплатой в системе образования гораздо печальнее: молодые учителя получают лишь 21 105 евро в год, а заканчивают карьеру с доходом 39 685 евро.
— Могли бы вы рассказать, как с этим обстоит дело в России?
— У российских учителей и преподавателей вузов тяжелое как материальное, так и социальное положение. Средняя зарплата учителей — около 26 тыс. руб., но если посмотреть на нагрузку, то это зарплата в среднем на 1,3 ставки, т. е. на ставку приходится в среднем только 20 тыс. Каким при этом может быть качество образования?
Один учитель контактирует в среднем со 170 детьми в год. Значит, он просто отчитывает уроки, т. к. устает невероятно. Плюс ко всему — полный «феодализм» со стороны директоров.
Престиж профессии учителя в России за последние 10 лет значительно понизился. Об этом заявили более половины (51%) участников опроса, проведенного порталом Superjob.ru: 64% опрошенных отметили, что не считают эту профессию престижной, обратное заявили лишь 21% респондентов. «Ни карьеры, ни зарплаты, ни уважения учеников и родителей» — такова распространенная точка зрения о педагогах в России, сообщил 4 октября 2015 года «Интерфакс».
— Хасан Владимирович, что показали ваши эмпирические данные по этому исследованию?
— Более половины экспертов считают, что граждане не удовлетворены качеством преподавания в школах, лицеях, гимназиях. 42,5% опрошенных выбрали ответ «скорее, не удовлетворены», 12,3% были еще более категоричны. Эксперты дали следующие разъяснения: директора школ установили себе высокие ставки, т. е. приватизировали школы, а учителя — классы, и смотрят на своих учеников как на объект доходов. Учителя не создают обстановку, позволяющую учащимся проявить себя, в результате знания и нравственное воспитание ушли на второй план.
Система ЕГЭ отразила мрачную действительность. Советскую систему образования необходимо вернуть в школу по крайней мере в сфере четкой постановки задачи педагогам.
Треть экспертного сообщества (32,9%) считает, что граждане, скорее, удовлетворены качеством преподавания в школах и гимназиях, 6,8% ответов экспертов были в пользу окончательного «да».
Ответы экспертов в пользу неудовлетворительного качества образования в республиканских школах, лицеях, гимназиях несколько выше, чем удовлетворительного, хотя разница между положительными и отрицательными ответами составляет 15%.
— А что эксперты предлагают для повышения качества преподавания?
— Отвечая на вопрос, какие меры следует предпринять для повышения удовлетворенности качеством преподавания в школах, лицеях, гимназиях, эксперты предложили следующие идеи по улучшению качества образования:
— перейти к форме сдачи экзаменов, как в советское время, так как сегодня «все слишком сухо, не вызывает интерес»;
— не принимать разработки всех авторов к изучению в школах;
— сократить документооборот, предоставить преподавателям больше самостоятельности;
— необходимо повысить заработную плату для активации работы педагогов и создать комфортные условия для обучения;
— после 8-го класса делить детей по способностям и более углубленно заниматься с ними;
— привлечь в школу качественных преподавателей, повысить им зарплату, не продавать аттестаты;
— повысить ответственность родителей в воспитании и образовании своих детей;
— улучшить инфраструктуру в школах;
— преподавать основы рыночной экономики.
Обобщив все замечания и предложения экспертов, можно выделить две большие группы. Одна часть экспертов сосредоточила свое внимание на необходимости повышения оплаты труда и престижа педагогов, вторая — на реформировании стандартов обучения.
По мнению первой группы, учебные заведения ориентированы на репетиторство, педагогу стало невыгодно хорошо учить детей, он нацелен на «зарабатывание» денег дополнительными занятиями.
Необходимо повысить зарплату преподавателям до окладов чиновников, приравнять их к госслужащим. Поднять заработную плату учителям, чтобы они были мотивированными по отношению к профессии, вернуть советскую систему образования, чтобы устранить коррупционный фон.
Поднимать престиж учителя необходимо прежде всего путем повышения доходов учителей и ответственности за знания учеников. Также нужно существенно повысить оплату труда педагогов в вузах (за счет снижения уровня оплаты управленческим кадрам вузов) и дифференцировать оплату в привязке к стажу.
Другая часть экспертов считает необходимым провести реформирование школьного образования. Следует осуществлять контроль за деятельностью педагогов, выявлять степень компетентности преподавательского состава, проводить беспристрастную объективную аттестацию педагогов. Необходимо изменить технологии модернизации среднего образования с формально-документационных на содержательно-интеллектуальные: оценка школы и учителя должна осуществляться по уровню знаний, степени воспитания и общего развития ученика, т. е. методы преподавания и воспитания детей должны стать главным объектом и предметом реформирования. Для этого необходимо широко тиражировать лучшие практики обучения и развития российских и зарубежных школ.
Для повышения качества знаний надо систему образования сделать более жесткой. Школа — это закрытое заведение, и государство должно навести жесткий порядок, который коснется и директора, и учителей, и школьников. Необходимо вернуть в школу мужчин-учителей. Если мы хотим иметь качественных учителей, следует отменить коммерческий набор в пединституты и вузы, которые готовят педагогов для СОШ.
Часть экспертов имеют претензии к новым школьным программам. В современных условиях нужно стимулировать ученика к логическому и творческому мышлению, а ЕГЭ должен быть вспомогательным инструментом. Следует повысить качество учебных и методических пособий, усовершенствовать или отменить систему ЕГЭ. Также необходимо уменьшить до
разумного уровня бумаготворчество и отчетность в школе. Качество образования будет расти по мере расставания с порочной идеей всеобщего образования.
— Хасан Владимирович, после украинских событий мы уже знаем, какие провокации могут быть со стороны наших западных недругов. Вы можете это прокомментировать?
— Граждане РФ после украинских событий знают, какие средства Запад тратит на разрушение государственности России. Основой экономической и политической мощи во времена СССР было наше образование. В 2004–2012 годах разрушили действующую систему образования в пользу ЕГЭ. До сих пор новая система функционирует и продолжает наносить вред российскому обществу.
По мнению одного из экспертов, качество преподавания напрямую зависит от того, как чувствует себя учитель. Он оказался под валом бумаг, всевозможных отчетов, и все это для того, чтобы получать стимулирующие выплаты. Прежде чем критиковать или подвергать пристальному анализу профессионализм отдельно взятого учителя, нужно честно ответить на вопрос: а не является ли стимулирующая выплата в размере 3–5 тысяч рублей унизительной? Ведь вместе со стимулирующей надбавкой преподаватель выходит на заданный параметр, чтобы в конечном итоге получить среднюю зарплату по экономике региона, которая согласно официальной статистике «вышла» в среднем в России на 20 500 рублей. Нынешняя система оплаты труда учителя является громоздкой, и следует подумать над тем, как ее упростить — проще говоря, сколько стоит один час преподавания — 500, 600, 700 или 1 000 рублей в зависимости от стажа, предмета и других факторов.
Как видно из приведенного списка замечаний и пожеланий, больше всего внимание экспертов было обращено в пользу повышения зарплаты учителей и преподавателей, престижа учительского труда. Вторая по частоте тема — совершенствование системы контроля знаний в школах и отказ от ЕГЭ.


Беседовал Петр САФРОНОВ

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: