Ах, если б Нобель только знал… (Газета «Пульс Осетии» №40, октябрь 2016)

Генрик Сенкевич, Редьярд Киплинг, Сельма Лагерлёф, Морис Метерлинк, Герхарт Гауптман, Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Кнут Гамсун, Анатоль Франс, Бернард Шоу, Томас Манн, Джон Голсуорси, Иван Бунин, Луиджи Пиранделло, Габриэла Мистраль, Андре Жид, Уильям Фолкнер, Франсуа Мориак, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, Борис Пастернак, Джон Стейнбек, Жан-Поль Сартр, Михаил Шолохов, Пабло Неруда, Генрих Бёлль, Габриэль Гарсиа Маркес, Иосиф Бродский… Что объединяет имена великих литераторов из разных стран мира? Верно, Нобелевская премия по литературе, которая присуждалась им в разные годы.

В этом списке могло быть и имя великого Льва Толстого. Но автор «Войны и мира» в 1906 году, кстати сказать, первым отказался от Нобелевской премии, так как считал, что деньги приносят только зло. Впоследствии у классика русской литературы появились в этом направлении последователи. Один из них — петербургский математик Григорий Перельман, отказавшийся в 2006 году от премии Филдса — аналога Нобелевки, поскольку шведский комитет математиков не награждает. Медали Филдса Перельмана удостоили за доказательство гипотезы Пуанкаре (американский институт Клея включил гипотезу Пуанкаре в число семи проблем тысячелетия). Причиной отказа Перельмана от награды в миллион долларов стало несогласие ученого с организованным математическим сообществом, решение которого он счел несправедливым, так как считал, что вклад в доказательство гипотезы Пуанкаре американского математика Ричарда Гамильтона ничуть не меньше, чем его.
А вот нобелевский лауреат по литературе 2016 года музыкант Боб Дилан, удостоенный Нобелевки за «создание поэтических образов в великой американской песенной традиции», от премии и не думал отказываться, хотя вместе с ним на награду претендовали действительно заслуженные литераторы (им, а уж никак не Дилану эксперты пророчили победу). Это и самый выдающийся из современных поэтов арабского мира сирийский пиит Адонис, в чьем творчестве виртуозно совмещено, казалось бы, несовместимое — суфизм и сюрреализм, древнегреческая мифология и религиозная культура Востока. Это и кенийский писатель Нгуги ва Тхионго, которого называют «африканским Маркесом», и знаменитый японский романист Харуки Мураками… Впрочем, стоит ли продолжать перекличку, если награда по литературе все равно досталась музыканту (главным образом и в первую очередь) Бобу Дилану, даже самые лучшие тексты песен которого уж никак не положишь на одни весы с произведениями настоящей литературы. Поэтому неудивительно, что после объявления победителя сам собою возник вопрос: можно ли вручить награду по литературе, раз уж пошла такая «пьянка», представителю поп-музыки, например.

Что и говорить, выбор Шведской академии стал неожиданным, впрочем, как и прошлогоднее решение дать премию белорусской писательнице Светлане Алексиевич, награждение которой явно имело политическую подоплеку. В самой Швеции такое решение шокировало многих литературных критиков и журналистов. Знатоки и любители литературы по всему миру назвали решение нобелевского комитета весьма странным, ведь выбор действительно был — существует довольно много достойных писателей, внесших вклад в мировую литературу. Высказывались даже предположения, что нобелевскому комитету некогда читать произведения новых писателей и они решили пойти по легкому пути, выбрали музыканта и поэта, которого проще воспринять.

И все-таки, думается, дело не в этом, вернее, не только в этом. Процитирую еще раз, за что был удостоен Нобелевки Боб Дилан: за «создание поэтических образов в великой американской песенной традиции». И ключевое слово здесь, полагаю, «американской». Ну как же без них, без американцев? Они и только они должны первенствовать всюду и всегда. А как же иначе? Гегемон он и есть гегемон — во всем. И для того чтобы быть в первых рядах, он не гнушается ничем и ни перед чем не останавливается. Надо задобрить-заплатить — заплатит. А то, что игра ведется не по правилам, как и то, что она нечестная, уверяю вас, никого не волнует, как не волнует и мнение многочисленных несогласных.

Один из них — российский музыкант Юрий Лоза, назвавший решение шведских академиков некорректным. «Великая американская песенная традиция — это совсем не великая русская песенная традиция. Наш Высоцкий более значим для России, допустим, чем Дилан для Америки, но никто же Высоцкого не рассматривает. Премия становится карманной американской. Какой вклад в мировую культуру сделал Дилан, кроме американской? Давайте спросим полтора миллиарда китайцев, какой вклад Дилан сделал в их культуру. Наверно, никакого», — сказал Лоза. И с ним трудно не согласиться.


Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Мурат, 13:25, 20 Окт. 2016

Не знаю как на счет премии,но как музыкант,Лоза ничтожество по сравнению с Бобом Диланом.

Столичный гость, 15:31, 21 Окт. 2016

!!!

По теме...

Старый анекдот:

- Какая самая распространённая в мире лошадиная кличка?
- Присцилла!
- Нет!
- Люси!
- Нет!
- Есмеральда!
- Нет!
- Буцефал!!
- Нет!
- Кембридж!
- Нет!
- Ну, тогда сдаюсь!
- Юн Янмэй!
- Да ладно!
- Да, так называют своих любимых лошадей более 10 миллионов китайцев.

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: