«Кролик Эдвард»: из Владивостока — во Владикавказ (Газета «Пульс Осетии» №36, сентябрь 2016)

Все мы хорошо помним, как в марте нынешнего года пребыванием в Беслане и Владикавказе народного артиста РФ, популярного актера театра и кино, художественного руководителя Государственного театра Наций, теперь еще и народного артиста РСО-Алания Евгения Миронова завершилась продолжавшаяся 12 лет благотворительная культурно-музыкальная программа ОАО «Банк Москвы» «Театры — детям Беслана». Программа эта была инициирована в 2004 году советником президента «Банка Москвы» Михаилом Каменским и поддержана работающими в Беслане психологами Александром и Натальей Колмановскими, которые разработанную ими совместно с руководителями Московского театра «Тень» Майей Краснопольской и Ильей Эпельбаумом программу «Театральная терапия» осуществили с учениками, родителями и учителями школы № 1 г. Беслана в октябре 2006 года. С 2004 по 2015 год по инициативе и при финансовой поддержке «Банка Москвы» во Владикавказе и Беслане в рамках благотворительной программы «Театры — детям Беслана» были проведены гастроли известных театров России, Королевства Дании, США, концерты выдающегося пианиста современности Дениса Мацуева, творческие встречи с Гошей Куценко, Марком Розовским, Еленой Гориной, Ярославой Пулинович, Виктором Рыжаковым, Константином Мишиным, Евгением Мироновым. Всего было сыграно 60 спектаклей, которые посмотрели более 21 000 зрителей. Психологи, работающие в Беслане с реабилитационной программой, отмечали, что гастроли театров — одна из самых важных форм помощи детям. Театральная терапия, таким образом, дала свой высокий результат.

Запомнилось также, что во время встречи Евгения Миронова с журналистами актер недвусмысленно высказался по поводу того, что программа «Театры — детям Беслана» не может быть просто так завершена, она должна вылиться во что-то другое, например, в фестиваль «Культура против террора».

И вот, как показала жизнь, пожелание, высказанное Мироновым, не стало словами, брошенными на ветер. И хотя программа «Театры — детям Беслана» закрылась в связи с реорганизацией и слиянием двух банков — «Банка Москвы» и «ВТБ», в рамках подпрограммы «Большая сцена — детям» теперь уже другого проекта «Большие гастроли» во Владикавказе Российским академическим молодежным театром (РАМТ) был показан спектакль «Кролик Эдвард».
И снова это происходит в сентябре, когда мы поминаем жертв страшной трагедии, разыгравшейся 12 лет назад в маленьком осетинском городке Беслане. «Беслан произвел на нас поразительное впечатление. Он порвал всем сердца», — призналась режиссер-постановщик «Кролика Эдварда» Рузанна Мовсесян.

К слову, выбраться на гастроли в Северную Осетию РАМП было не так-то просто. Гастрольный график расписан по дням и заполнен до краев. И все же коллектив театра изыскал возможность приехать во Владикавказ, куда прилетел (интересное совпадение, если учитывать названия городов) из Владивостока. Возможно, свою положительную роль в том, что худрук РАМП Алексей Бородин дал добро на североосетинские гастроли, сыграло и то обстоятельство, что сам Алексей Владимирович, выпускаясь в 1968 году из ГИТИСа по специальности «режиссер драматического театра», свой дипломный спектакль — сказку «Золушка» — ставил на сцене нашего, Русского академического театра…
Итак, гастроли РАМП со спектаклем «Кролик Эдвард» во Владикавказе состоялись… 14 и 15 сентября он показывался на сцене Осетинского театра трижды. 15 сентября в 12 часов пополудни — для бесланских детей и воспитанников детских домов.
Мальчишки и девчонки с удовольствием познакомились со сказкой известной американской писательницы Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Эта история, которую переводчица книги ДиКамилло Ольга Варшавер назвала своего рода притчей, повествует о судьбе игрушечного фарфорового кролика. Ему довелось пройти путь от эгоизма и самолюбования к способности распахнуть свое сердце людям, открыться жизни со всеми ее трудностями и красотой, жестокостью и нежностью. Большое впечатление на юных зрителей произвела не только игра актеров, но и прекрасные декорации, и сама кукла Кролика в человеческий рост (160 сантиметров), и сновидческое видео, и фантастические полеты героя, и театральные трюки. Но главное — это все же любовь, которая рождается здесь, на сцене, рождается не из проповеди (Мовсесян сознательно не акцентирует внимание на христианских мотивах текста американской писательницы), а из опыта, любовь не ко всему абстрактному человечеству, а к конкретным хорошим людям. Персонаж Кейт ДиКамилло проходит путь от душевной пустоты к Любви, не выше которой даже звезды. И по большому счету это-то как раз таки и есть то главное, в чем так нуждаемся все мы, люди — и взрослые, и, конечно же, дети.

Ольга РЕЗНИК
Фото автора

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: