Образование и наука как главные ресурсы развития России (Газета «Пульс Осетии»№32, август 2016)

Более 15 лет высокие цены на энергоресурсы были залогом стабильности социально-экономической ситуации в России. На современном этапе можно уверенно говорить, что эпоха ориентации добывающих стран только на природные ресурсы закончилась. Так, А. Кудрин, Г. Греф и С. Глазьев на проходившем недавно Петербургском экономическом форуме констатировали, что в связи активной разработкой альтернативных источников энергии развитыми странами цены на энергоносители в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут снижаться. А это, по их мнению, означает, что нашей стране необходимо прекратить сидеть на «нефтяной игле». Поэтому очевидно, что, полагаясь только на экспорт сырья, не могут быть реализованы сформулированные Президентом РФ цели новой индустриализации, импортозамещения и создания 25 млн рабочих мест в России.

В связи с изложенным необходимо задаться вопросом: как в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры России перестроиться и занять достойное положение в мире? Что должно стать основным источником развития нашей страны?
Ответ на последний вопрос был дан Президентом России в Послании Федеральному Собранию в 2012 году. «Глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. Причем хочу вас заверить, уважаемые коллеги, и подчеркнуть: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект», — заявил В. В. Путин. В Указе Президента России от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» также говорится о том, что «конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы». Несомненно, вышесказанное говорит о том, что образование, наука, технологическая модернизация должны стать приоритетом государственной политики.

По справедливому замечанию президента России, добиться роста для развитых и развивающихся стран «в современном мире можно только с выходом на новый технологический уклад, а вот с этим во многих частях света заминка. Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального “пирога”, которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров. Посмотрите, как распределяется сегодня доход между теми странами, которые производят интеллектуальный продукт, и теми, которые собирают конечный продукт. Там доля такая: 15 процентов и 75–80». Фактически В. В. Путин дал понять, что Россия в ближайшие годы путем создания прорывных технологий должна изменить свое положение в мировом разделении труда, а в противном случае она рискует превратиться в лишенную суверенитета периферию мировой экономической системы.

Важно подчеркнуть, что наши западные партнеры в настоящее время не только разрушают и подчиняют другие государства, но и путем взвешенной внутренней политики создают конкурентные преимущества для своих экономик. В частности, увеличивается финансирование научных исследований, направленных на развитие технологий, инноваций и модернизацию экономики. Это позволит Западу и в дальнейшем удерживать мировое лидерство, выдавливать товары и продукцию других стран с захваченных ими рынков.
В связи с изложенным будет уместно привести и ряд статистических показателей, свидетельствующих о повышенном внимании к науке в условиях обострения борьбы за рынки и сферы влияния со стороны развитых и развивающихся государств. Так, рост расходов на науку в мире с 2007 по 2013 год составил 30,7%, обогнав рост глобального ВВП (20%). Доля развитых стран (около 70% всех мировых расходов на НИОКР) постепенно сокращается (увеличиваясь в абсолютных числах), а развивающиеся стремительно наращивают активность (доля государств Юго-Восточной Азии выросла с 29 до 37%). Кроме того, в развитых странах все большее значение приобретает негосударственное финансирование науки. В развивающихся же странах поддержкой науки занимается в основном государство. В Китае (на втором месте в мире по доле расходов на науку после США) число научных публикаций за пять лет выросло вдвое. Заметные успехи делают Южная Корея, Бразилия, Иран. При этом политика России в области поддержки научных исследований, которые должны обеспечить переход на новый технологический уклад, отличается не в лучшую сторону по отношению к нашим конкурентам — США, Евросоюзу, Китаю, Японии, а также своему предшественнику — СССР. Расходы нашей страны на НИОКР растут незначительно, в то время как ведущие страны наращивают расходы на науку.

Отставание России в переходе на новый технологический уклад и необходимость его преодоления в настоящее время зафиксированы в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». «Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкий уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования».

Таким образом, в настоящее время развитие науки и образования признается на государственном уровне фактором национальной безопасности, конкурентоспособности государства.
Однако в указанные выше мировые тенденции и стоящие перед Россией задачи перехода на новый технологический уклад, создания конкурентоспособной экономики, мягко говоря, не вписываются реформы РАН, названные академиками «новой шоковой терапией», а также системы образования, способные в перспективе отразиться не только на развитии технологий, гражданской промышленности, но и военно-промышленного комплекса, во многом за счет которого наша страна сохраняет суверенитет по настоящее время. В открытом письме, подписанном более ста академиками РАН и направленном менее месяца назад В. В. Путину, также констатировалась несовместимость реформирования Российской академии наук с задачами укрепления государственности. «Сейчас стало совершенно очевидным, что последние три года реформы фундаментальной науки в России не принесли никаких положительных результатов. К явно отрицательным ее следствиям относятся: падение авторитета науки в обществе, а российской науки — в мире, полное разрушение системы управления наукой, демотивация и деморализация активно работающих ученых, новая волна научной эмиграции, особенно среди молодежи, резкая активизация бюрократов и проходимцев от науки, подмена научных критериев оценки бессмысленной формалистикой, уменьшение доли качественных отечественных публикаций в мировой науке. В результате мы стоим на грани окончательной ликвидации конкурентоспособной научной отрасли — одной из традиционных опор российской государственности. Ситуация стала критической и требует принятия неотложных мер со стороны высшего руководства страны».

Таким образом, сам ход исторического, экономического и технологического развития мира говорит о том, Российская Федерация больше не может оставаться в роли сырьевого придатка развитых стран. Наша страна должна изменить свое положение в мировом разделении труда, сократить зависимость от внешней конъюнктуры. Перенос акцентов из нефтегазовой отрасли в сторону развития образования, науки, технологий может позволить в будущем сохранить и закрепить достойное положение России в мире. В этой связи необходимо пересмотреть прежний курс экономической, научно-технической, образовательной политики, который может обернуться отставанием от конкурентов, угрожающим колонизацией и потерей суверенитета государства. Развитие образования, научного и технологического потенциала должно стать приоритетом государства.

А. В. БЯЗРОВ,
кандидат политических наук

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: