Два пути к свету (Газета «Пульс Осетии»№29, август 2016)

В Доме кино специально для журналистов был организован премьерный показ нового документального фильма режиссеров Вячеслава Гулуева (вместе с Аланом Габараевым Гулуев является еще и оператором картины) и Индиры Черджиевой «Двойной портрет», снятого на независимой киностудии «Эдельвейс» по заказу Министерства культуры РФ. Большая премьера фильма во Владикавказе состоится в сентябре, после чего он будет показан на киноплощадках страны.
Автор сценария «Двойного портрета» журналист Татьяна Насимова много лет проработала в редакции газеты «Грозненский рабочий». Чечню вместе с мужем, известным кинооператором Борисом Насимовым, она покинула довольно поздно, когда уже началась война. То есть Татьяна не понаслышке знала обо всех проблемах фронтового города…
Но как же душераздирающи эти две истории из жизни женщин, сумевших подняться над горем, над войной, женщин, обогревших огнем своих сердец детей войны — беспризорных, обездоленных, покалеченных. Одна из героинь «Двойного портрета» — чеченка, педагог по профессии, преподаватель словесности Бирлан Касаева.
Война отняла у нее мужа. Бирлан осталась с двумя сыновьями на руках, младшему из них было только пять месяцев… Однажды женщина брела по разрушенному Грозному и увидела мальчика, ковырявшегося в куче мусора. Взяв в руки палочку, Бирлан встала рядом с ним и сделала вид, что тоже что-то ищет в той же куче. «Ты чей?» — спросила она его. «Ничей», — ответил он. «И я ничья, — сказала ему Бирлан. — Пойдем со мной, я тебя накормлю».
Это было начало. А потом через добрые руки Бирлан Касаевой прошло множество детей самых разных национальностей. Все они называли ее мамой. «Дети не делят людей по национальному признаку. Им все равно, русский ты, или чеченец, или ингуш», — верно подметила Бирлан. Да и сама она, несмотря на все выпавшие на долю испытания, сумела сохранить в себе по-детски чистый и добрый взгляд на этот безумный, безумный, безумный мир. «Дети нашли приют во мне, а я в них. Так я сохранила свою душу», — признается с экрана Бирлан Касаева, посвятившая свою жизнь обездоленным детям. Через ее дом, через ее приют прошли сотни беженцев, раненых, детей. Откуда только силы брались? «Помогал Бог, добрые люди, военные, которые делились своим пайком, а потом взяли шефство над ребятишками, — рассказывает Бирлан. — Ни один из детей потом в лес не ушел, в тюрьму не сел. Все они стали достойными гражданами нашей страны».
За служение высшим идеалам человечества Бирлан Касаева получила премию ЮНИСЕФ «Золотое сердце».
Другая героиня «Двойного портрета» — тоже педагог-словесник (преподаватель русского языка и литературы) и тоже грозненка — Любовь Крыжановская, директор благотворительной программы «Фронтовые дети Чечни». Семьдесят два покалеченных войной ребенка остались в живых благодаря стараниям Любови Константиновны. Это она, рискуя жизнью, искала их в подвергавшемся бомбежкам городе. А потом отправляла в московские клиники, организовывала лечение и протезирование. Это она просила думских депутатов о помощи. Из более 400 депутатов отозвался только один — Иосиф Кобзон, ставший благотворителем обездоленных войною детей.
Хотя стоит ли удивляться «отзывчивости» «слуг народа» той поры? Это сегодня мы прекрасно понимаем, кому была выгодна та война. Это сегодня мы вспоминаем недобрым словом марионеточные правительства новых государственных образований, сдавшие-предавшие в Беловежской пуще великую страну, и их заокеанских кукловодов. А тогда…
Но и тогда находились люди, сохранившие в себе человека на пиршестве бесов. Создатели фильма говорят, что у грозненцев тысячи таких личных историй. А это только две из них — истории женщин, шедших разными дорогами через ад к одной благой цели.
Образцы истинного гуманизма, человеколюбия, благородства мы в последние годы (да что там годы — десятилетия) совсем нечасто видим с экранов. Проплаченные заокеанскими кукловодами «творцы» нас чаще потчуют чернухой — дабы безнравственность стала нормой общества. На этом фоне фильм Вячеслава Гулуева и Индиры Черджиевой «Двойной портрет» — просто луч света в темном царстве. Вот по такому кино истосковались наши души, вот такое кино нужно показывать как можно чаще. Дабы не атрофировались наши лучшие чувства, дабы мы сохранили в себе человека. Не знаю, как коллег-журналистов, а меня «Двойной портрет» тронул до глубины души своей настоящностью (уж простите за неологизм) в смысле отнюдь не временном. И я от души благодарна за это его создателям.


Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: