Система высшего образования РСО-А как фактор развития  высокотехнологичного производства

— Хасан Владимирович, вы выступили на страницах нашей газеты с серией публикаций, сейчас период сдачи документов в высшие учебные заведения. Хотелось бы знать, проводились ли в последнее время исследования, связанные с высшим образованием в РСО-А?
— Мы провели экспертный опрос в апреле — мае 2016 года, в результате которого мы опросили 73 человека. В качестве экспертов выступили: госслужащие, бывшие работники суда, ученые, журналисты, юристы, полицейские, преподаватели средних общеобразовательных школ и государственных вузов, предприниматели, депутаты республиканского и городского законодательного собрания.
— Прежде чем мы перейдем к анализу результатов исследования, могли бы вы дать краткую характеристику системы высшего образования на Западе?
— Данные о зарплате, условиях контрактов, льготах и компенсациях преподавателей государственных университетов 28 стран были собраны группой из трех десятков исследователей в Center for International Higher Education в Бостоне и подготовлены к публикации в виде книги под названием «Зарплаты профессуры. Глобальный сравнительный анализ компенсаций и других условий трудовых договоров» под редакцией Филипа Альтбаха, Лиз Рейзберг, Марии Юдкевич, Григория Андрущака и Ивана Ф. Пачеко. Выяснилось, что в среднем опытный профессор в Швейцарии получает 17 073 франка в месяц. Это на 3 тысячи больше, чем в Канаде, и почти вдвое, чем в Германии, где профессора считаются государственными служащими. Даже откорректированные с учетом швейцарской покупательной способности цифры показывают, что для иностранных профессоров работа в швейцарских вузах оправдывает вложенные усилия. Этот факт не прошел мимо газеты NZZ am Sonntag, опубликовавшей на основании данных Paying the Professoriate сравнительную таблицу зарплат преподавателей в пересчете на швейцарские франки.
Зарплата преподавателей высших учебных заведений Франции стартует с 41 535 евро в год и к концу рабочего стажа финиширует в сумме 58 838 евро. В Бельгии преподаватели могут рассчитывать на максимальный доход в 52 533 евро в год, при этом в начале карьеры они получают не более 29 971 евро за 12 месяцев.
Преподаватели высших учебных заведений Германии располагают завидным доходом. Начинающий педагог может рассчитывать на 41 535 и увеличить доход к концу карьеры до 58 838 евро.
Самая удручающая ситуация по оплате труда учительско-преподавательского состава сложилась в Польше и Словакии, как сообщает ОЭСР: доход педагогов колеблется от 7 333 до 12 181 евро в год.
В Эфиопии (четвертой с конца списка по уровню оплаты профессуры) месячная зарплата профессора университета в 30 (!) раз превышает ВВП на душу населения, что явственно доказывает, насколько в этой стране ценятся научные кадры и образование в целом. Для сравнения: в Соединенных Штатах, Германии или Австралии преподаватели вузов получают приблизительно в два раза больше ВВП на душу населения.
Гарантируют ли зарплаты профессоров наивысшее качество обучения в той или иной стране? Швейцарские университеты, к примеру, высоко ценятся в мире, что объясняется исключительной результативностью их работы. В этой стране немало высших школ международного значения, это для такого маленького государства замечательный факт.
— А в России какая ситуация в системе высшего образования?
— Что касается наших вузов, то проблема заключается в отсутствии профессиональной подготовки. Нет заводов, предприятий, и непонятно, кого готовить. Готовят инженера по транспорту или инженера-электронщика. Но он не будет работать инженером на заводе по выпуску компьютеров. Мы их не производим. Нет узкой специализации, потому что непонятно, кому нужен будет этот специалист. Поэтому идет подготовка только инженеров, технологов, социологов, большинство из которых работают не социологами, а социальными работниками, потому что спроса на профессию социолога нет. Студент изучает предметы в течение 4–5 лет, которые ему абсолютно не нужны, у него нет профессиональной подготовки. Это проблема вузов в связи с отсутствием предприятий соответствующего профиля. Экономику надо развивать, тогда будет спрос на специалиста и изменится структура образования.
Во многих случаях дипломы не востребованы, и молодежь идет работать на рынок, например. Есть жалобы со стороны университетов на огромное перепроизводство экономистов и юристов. А на кого они должны учиться? В Москве масса банков и прочего, но работу найти невозможно. И тогда остается уезжать за рубеж. Коррупция в вузах колоссальная. Там необходима «ломка», но она будет бесполезна, если мы не станем развивать экономику.
— Какова оценка системы высшего образования в РСО-А?
— Несмотря на активную критику системы высшего образования, более половины экспертов признали его безусловную важность (54,8%), около трети указали, что оно, скорее, важно (28,8%). Лишь незначительная часть экспертов посчитала, что образование, скорее, неважно (15,1%) и безусловно неважно (1,4%).
Вот каковы основные доводы экспертов о безусловной важности высшего образования:
— чем выше образованность, тем взаимодействие общества происходит на более высоком уровне, появляются новые идеи;
— чем выше уровень подлинного образования, тем шире возможности человека, однако необходимый уровень следует определять отдельно для каждого гражданина. Большинству высшее образование недоступно, а значит, им следует предложить другие направления профессионального роста;
— диплом необходимо иметь, но по нему нельзя судить о человеке. Нужно проверять знания студентов, полученные в ходе учебы, как университетские, так и школьные.
Противники неважности высшего образования высказались следующим образом:
— высшее образование стало престижным для родителей, но они не думают, что получение диплома не гарантирует молодому человеку работу по специальности, потому что у него нет качественного образования;
— даже если человек хочет получить профессию, требующую высшего образования, освоить ее будет для него весьма затруднительно. В том качестве, в котором сегодня «высшее образование» присутствует в республике, оно никому не нужно: ни самому человеку, ни обществу.
— Какова роль республиканской власти в обеспечении эффективности системы высшего образования?
— Инициатором любых изменений в республике должна быть в первую очередь республиканская власть, и никак не федеральная. А мы или отбиваемся от федералов, или подкупаем их, либо молча саботируем, тянем время, негласно объединяемся в неэффективных усилиях против федеральной власти, рассматривая ее как совсем не несущую благо.
Вузы неэффективны вообще, в отрыве от госзаказа и общественного запроса их работа не имеет смысла. Это мощный фактор снижения эффективности вузов.
— А каковы пожелания ваших экспертов?
— Качественное получение знаний зависит и от молодежи, и от преподавателей, но контроль должен вестись и со стороны государства, и со стороны родителей.
Необходимо, чтобы каждый кандидат на рабочее место подтверждал свой диплом, то есть проверять его знания, а не его кошелек;
Хотя диплом и утвердился как формальный документ, его необходимо предоставлять. Поэтому молодежь несерьезно к этому относится, т. к. в обществе утвердился стереотип по поводу того, что диплом — это просто бумага, которая нужна для устройства на работу. Он уже не оценивается как труд, над которым человек работал пять лет. Теряется значимость диплома.
— Как эксперты считают, можно ли в РСО-А получить хорошее образование?
— Несмотря на серьезную критику нашей образовательной системы, 60,3% ответов экспертов было в пользу того, что хорошее высшее образование в РСО-А получить возможно.
При этом каждый пятый (20,5%) посчитал, что хорошее образование получить безусловно можно.
Эксперты привели следующие доводы:
— если молодой человек хочет получить хорошее образование, то в наших вузах есть все условия;
— у нас можно получить хорошее образование, но не нужно забывать о самообразовании;
— при желании качественное образование получить можно; для улучшения качества преподавания необходимо привлекать к преподавательской деятельности практиков.
Менее пятой части (15,1%) экспертов считают, что хорошее образование в республике получить, скорее, нельзя, 4,1% — что безусловно нельзя. Эксперты привели следующие доводы: образовательная идеология не нацелена на хорошее образование; качество не соответствует даже тому минимуму, который требуется; у учащихся нет рвения к учебе, потому что кризис заставляет их думать о выживании.
— Какие были высказаны экспертами пожелания по повышению качества высшего образования в РСО-А?
— Экспертами были предложены следующие идеи по улучшению и повышению качества высшего образования в РСО–А:
— в вузах республики высокая коррупция, а в такой ситуации качество образования никогда не улучшается. Необходимо вести с ней борьбу;
— установить жесткие требования как к студентам, так и к преподавателям. Вузы — это госучреждения, но занятия посещают 50% студентов от общей численности;
— повышать квалификацию преподавателей дисциплин в ведущих вузах страны;
— следует массовым порядком поднять квалификацию преподавателей, чтобы они могли широко применять в учебном процессе ориентированные на практику задания, основанные на самостоятельном поиске информации и необходимости выбора методов решения поставленных задач;
— активно развивать партнерские отношения с работодателями из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья с целью заключения контрактов на трудоустройство выпускников вузов РСО-А. Для этого нужно ввести систему «заточки» выпускных работ студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры на решение проблем потенциальных работодателей;
— в подготовке кадров должны активнее участвовать лучшие практикующие специалисты.
В целом кризис высшей школы эксперты напрямую связывают с низким качеством управления образовательными организациями.
— В итоге какое заключение вы можете сделать из проведенного исследования?
— Материалы исследования показывают, что, несмотря на активную критику системы высшего образования, более половины признали его безусловную важность (54,8%), около трети указали, что оно, скорее, важно (28,8%). 60,3% ответов было в пользу того, что хорошее высшее образование в РСО-А получить возможно. Менее пятой части (15,1%) экспертов считают, что хорошее образование в республике получить, скорее, нельзя, 4,1% — что безусловно нельзя.
Молодой человек может получить качественное высшее образование и стать хорошим специалистом только при совместной работе родителей и преподавателей вузов.

Х. В. Дзуцев,
доктор социологических наук, профессор, заведующий Северо-Осетинским отделом социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Северо-Осетинского госуниверситета
им. К. Л. Хетагурова

Беседу вел
Петр САФРОНОВ

Комментарии

Ахсар, 08:43, 24 Июл. 2016

Делать что-то полезное в отдельной республике вопреки образовательной политике федерального центра чрезвычайно сложно. Гораздо проще, закрывать глаза на посещаемость, отсутствие знаний, выдавать бумажки -дипломы. Руководству вузов сейчас не  интересно бороться за бюджетные места, грамотных преподавателей и реальное качество знаний студентов. Главной задачей для руководства многих вузов стало - набрать больше коммерческих студентов и грамотно оформить расходы от этих средств, на “ремонты”, приобретение оборудования с откатом и т.д. Некоторые, через чур заигравшиеся с этим ректора вузов, иногда не проходят аттестацию.

Judithfag, 00:47, 24 Апр. 2017

wh0cd753927 <a >generic cialis</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: