Снова о маршрутках (Газета «Пульс Осетии» №26, июль 2016)

Жизнь горожан не в последнюю очередь зависит от транспорта. Тема маршрутных такси обсуждалась не раз, но проблемы остаются нерешенными. Конечно, проблемы всегда будут, ибо между водителями и пассажирами неизбежно существует определенный антагонизм. Пассажирам выгодно, чтобы маршрутки ходили чаще и ездить было удобно. Водителям выгодно ездить реже, чтобы люди штурмовали маршрутки и вынуждены были соглашаться ехать стоя. У водителей сплоченность и организованность на должном уровне, поэтому происходит так, как нравится водителям. В битком набитом салоне пассажиры, которым не хватило сидячих мест, находятся в позах, которых нет даже в «Камасутре»: непонятно, стоят они, или висят, или просто заклинены. Люди вынуждены такое терпеть потому, что если ждать маршрутку с сидячими местами, то можно простоять очень долго.
Между тем проблема эта создается искусственно. Водителям выгодно возить пассажиров битком. Поэтому с конечной остановки маршрутки по времени отправляются с таким расчетом, чтобы на маршруте скопилось пассажиров на сидячие и стоячие места. Довод у водителей простой, как мычание коровы: «Нам так выгодно, а пассажиры нам до лампочки». Ну а как же рынок? Рынок, который, по идее, должен все регулировать? Где, черт возьми, этот рынок? А там же, где он и на местных базарах. Монополия в чистом виде. Договорятся перекупщики, установят единую цену на товар, и все, баста. Даже отборные части германского вермахта не собьют уже эту цену. Та же система и у маршрутчиков. Установят интервал отправки маршруток в нужном режиме и неукоснительно придерживаются. И никто им не указ. В условиях отсутствия контроля это можно делать легко и невозбранно. Совсем уже разбушлатились ребята. И тут уже записали себя в креативный класс.
Собрались мужики и спросили себя: «Сколько можно пускать слюни? Пора брать ситуацию в свои руки! Почему не используем скрытые возможности? Можно ведь неплохо зарабатывать, если возить пассажиров битком. Совесть? А что совесть? Говорили же вон древние, что человек человеку волк…» И попробовали водители новый метод. И понравилось им. И начали маршрутчики пользоваться привилегиями большого ума и принадлежностью к креативному сословию. И поняли, что пассажир — это богатый буржуй, с которого сам бог велел стрясти побольше денег. И уяснили, что пассажир — это вражина, ибо у него и борщ гуще, и жена толще. И поняли они сокровенную суть жизни. И стали они упрощать себе жизнь за счет пассажиров.
С каждым днем становится все очевиднее, что так называемые рыночные механизмы у нас не работают. Нужен элементарный контроль. Если водители под разными предлогами не желают установить оптимальную интенсивность движения, следует ввести дополнительный маршрут, чтобы была реальная конкуренция. Например, по 32-му маршруту есть возможность посадки только возле бывшего судебного департамента и возле «Электроцинка». На железнодорожном вокзале уже надо ловить миг удачи. Дальше до самой «Арктики» уже практически нет шансов. Почему бы не ввести дополнительный маршрут в этом направлении? Скажем, «32А», от «Электроцинка» до Дома печати, если 32-й маршрут не справляется на этом участке?
Тема остановки и посадки в неположенном месте тоже актуальная. А сейчас к тому же вынесено решение о запрете останавливаться в неположенном месте. Теперь маршрутки должны останавливаться только в строго отведенных местах. Принятие этого решения заявили как метод перевоспитания пассажиров. Пассажиры-де постоянно требуют остановить в неположенном месте. Это верно, пассажиры, скажем откровенно, не сахар. Но сами водители виноваты в этом ничуть не меньше пассажиров. Сколько раз мне приходилось сталкиваться с такими эпизодами. Стою на остановке, пытаюсь остановить маршрутку, но та проезжает мимо. «Наверное, мест не было», — подумал я. Через 40–50 метров водитель останавливает и сажает двух пассажиров. Таких случаев масса. И после этого водители читают пассажирам нравоучения, в том числе и по этой проблеме. Есть остановки, которые водители вообще игнорируют и берут пассажиров с облюбованного неподалеку «пятачка». На ул. Тельмана, возле магазина «Жираф», в том месте, где примыкает ул. Молодежная, стою на остановке, жду «тройку» в сторону центра. Показывается вожделенная «тройка». Не доезжая до остановки, сажает на «пятачке» с полдюжины пассажиров. Проезжая мимо остановки, водитель пожимает плечами и крутит кистями рук, нету, мол, места, не обессудь, брателло, ты в неправильном месте стоишь. Это относится и к остальным маршруткам. Останавливают все строго на «пятачке». А на остановке — если только остается место.
Мы понимаем все трудности работы водителей маршруток, всегда стараемся как-то войти в их положение. Но и в ответ к нам должен быть какой-то минимум уважения. Нужно придерживаться какой-то серединной, компромиссной позиции. Ни с какой стороны нельзя тянуть одеяло на себя. Один мыслитель говорил: «Жизнь, как маленькое одеяльце: потянешь наверх — мерзнут ноги, потянешь вниз — голова. Жить умеет тот, кто сворачивается калачиком».

Юрий ПЕТРОСОВ

Комментарии

Satana, 18:29, 19 Июл. 2016

В последнее время очень часто стал замечать, что водители маршруток сажают пассажиров при отсутствии мест, выводят транспорт на линию с неисправными аммортизаторами и просто с грязным салоном. Причина только в одном отсутствие контроля со стороны  ГИБДД, плюс отсутствие контроля со стороны отдела транспорта при Мэрии города. И самый главный плюс это отсутствие доверия к власти и, как следствие, народ перестал жаловаться в соответствующие органы на замеченные ” безобразия”. Это на руку  чиновникам, теперь они смело могут целыми днями заниматься своими личными делами. Ежедневно выходя на работу, они бояться только одного, что кто-то позвонит и заставит их выполнять свои обязанности.

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: