Общественное мнение о деятельности полиции РСО-А  (Газета «Пульс Осетии» №26, июль 2016)

Х. В. Дзуцев, доктор социологических наук, профессор, заведующий Северо-Осетинским отделом социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова.
— Хасан Владимирович, полиция РСО-А постоянно находится в поле зрения социологов. Было бы интересно узнать, вы проводили в последнее время опрос населения по данной тематике?
— В апреле — мае 2016 года кафедрой социологии и социальной работы СОГУ был проведен опрос, в ходе которого опрошено 73 человека. В качестве экспертов выступили: госслужащие, ученые, журналисты, юристы, полицейские, предприниматели, депутаты республиканского и городского законодательного собрания.
— Хасан Владимирович, полиция РСО-А постоянно находится в поле зрения социологов. Было бы интересно узнать, вы проводили в последнее время опрос населения по данной тематике?
— В апреле — мае 2016 года кафедрой социологии и социальной работы СОГУ был проведен опрос, в ходе которого опрошено 73 человека. В качестве экспертов выступили: госслужащие, ученые, журналисты, юристы, полицейские, предприниматели, депутаты республиканского и городского законодательного собрания.
— Мы живем в глобальном мире, вы бы могли дать характеристику работе полиции западных стран?
— Полицейские службы и ведомства Евросоюза выполняют большое количество функций помимо охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Они охраняют границы государства, занимаются обеспечением государственной безопасности и защитой конституционного строя. Свои полицейские структуры есть не только у Министерства внутренних дел, но и у транспорта, финансов, ведомств почты, радио и телеграфа. У германского бундесвера, к примеру, собственная военная полиция. Рядом полицейских полномочий обладают сотрудники лесничеств, организаций здравоохранения, страховых товариществ. Наиболее сложными и важными проблемами занимаются федеральные полицейские ведомства. Они же — главное связующее звено между полицейскими учреждениями, поддерживающее единое информационное поле во всей стране и оказывающее организационно-методическую поддержку территориальным подразделениям. Недаром одной из главных задач федерального ведомства по охране Конституции является борьба с правым и левым политическим радикализмом.
Печальные события, произошедшие в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене, стали причиной образования одного из лучших в мире подразделений по борьбе с терроризмом — GSG-9 (Grenzschutzgruppe). Федеральная полиция, в состав которой входит это специальное подразделение, была преобразована в 2005 году из службы федеральной пограничной охраны. В этой структуре работают 40 тысяч человек, из них 6 800 — гражданские служащие. Федеральная полиция располагает одним из крупнейших авиапарков в Европе. В него входят 5 эскадрилий и вертолетная группа. Есть своя авиация и у полицейских структур многих федеральных земель. Федеральное ведомство криминальной полиции организует отношения, возникающие между полицейскими службами и органами правосудия, активно сотрудничает с Интерполом.

Полицейские в Евросоюзе получают достойную заработную плату: от 2 до 4 тысяч евро в месяц. Как и в России, размер денежного содержания сотрудника зависит от его звания и выслуги лет. Полицейский является государственным служащим, обладающим особым статусом. Существует иерархия из трех классов. В полиции работают также лица, не являющиеся государственными служащими. Как правило, это персонал, обеспечивающий деятельность ведомства.
— А если сравнить с европейскими полицейскими, какая картина у нас получится?
— В Российской Федерации на март 2011 года штатная численность органов внутренних дел составляла около 1 280 000 человек. К 1 января 2012 года, согласно Указу Президента РФ от 01.03.2011 № 252, предельная штатная численность органов внутренних дел, которые финансируются за счет бюджета, сократилась до 1 106 472 человек. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года установил предельную численность органов внутренних дел, финансируемую за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 1 113 172 единиц.
Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 года численность была установлена в 1 003 172 единицы личного состава. Планируется сокращение численности подразделений вневедомственной охраны и аппарата управления. После включения в 2016 году в систему МВД ФМС и ФСКН численность сотрудников увеличена в среднем на 76 000 человек.
Месячная зарплата руководителей различных подразделений полиции по России составляет примерно 100 000 рублей. Сотрудники, занимающие более низкие должности, получают около 30 000. Полицейские с пятилетним стажем работы имеют зарплату в среднем 25 000 рублей, с десятилетним — 28 000. Если выслуга не менее 15 лет — не менее 30 000. Сотрудники, имеющие офицерские звания и опыт работы не менее пяти лет, получают жалованье в размере 36 000 рублей, с десятилетним стажем — 41 000, за 15 лет службы — 42 000.
Постановлением правительства в 2011 году был определен размер максимального оклада полицейского (без учета всяких надбавок и социальных льгот) — 45 тысяч рублей. Это уровень заместителя министра. Минимальный оклад — 6,5 тысячи (у курсанта).
— В общественном сознании полиция ассоциируется с властными структурами?
— Население РСО–А не связывает полицию и власть. Приведенные данные подтверждают эту мысль. Уровень доверия:
— к Путину — 72%;
— к правительству — 38%;
— к Госдуме — 22%;
— к полиции — 29%.
При достаточно высоком уровне доверия граждан к Президенту РФ количество голосов, выражающих степень доверия к органам власти, не превышает 40%. При этом количество голосов, выражающих доверие к органам правопорядка, не превышает 30%. Эксперты считают, что низкое доверие связано не с работой полиции как таковой. Оно зависит от грубого, непрофессионального взаимоотношения полиции к населению и коррупции в ее рядах.
Большинство граждан, у которых есть автомобили, повседневно сталкиваются с ГАИ и уровнем чудовищной коррупции в ее рядах. И это вызывает большое недовольство. Участились случаи незаконного оборота наркотиков в полицейской среде. Злоумышленников арестовывают, наркотические вещества забирают и отдают на перепродажу. Проблем много, население сейчас не воспринимает полицию как орган, от которого можно ждать защиты. Обращаются, конечно, когда необходимо и уже некуда деваться, но сейчас в большей степени боятся полиции, чем видят в ней защитника.
Несмотря на существенную критику работы полиции, ответов экспертов «скорее, доверяю» было немногим больше, чем «скорее, не доверяю» (42,5 против 34,2%), «полностью доверяю» — пренебрежительно мало (1,4%), «полностью не доверяю» — 16,4%. 5,5% экспертов предпочли вариант «затрудняюсь ответить».
Доводами о том, что общество полиции не доверяет, послужили следующие высказывания:
• наша полиция не работает с обществом, т. е. нет профилактики правонарушений;
• я не могу утверждать, что полностью доверяю, т. к. люди, занимающие такие высокие посты, редко задумываются о чужом благе;
• главная задача — защита населения, но, наблюдая за ними, можно заметить, что они ориентированы на устройство собственной жизни;
• полностью отсутствует уважение к среднему классу, превалирует незнание правовых аспектов и законов;
• полиции население не доверяет, потому что произошло уже много резонансных преступлений, участниками которых становились сами полицейские, т. е. нарушали закон и превышали свои полномочия;
• например, в Грузии обращаешь внимание на то, что к полицейскому очень большое уважение, доверие со стороны людей, что можно объяснить, скорее всего, низкой коррумпированностью грузинской полиции. Если кто-то предлагает полицейскому взятку, его арестовывают.
Более половины (53,4%) опрошенных экспертов считают, что граждане не чувствуют себя защищенными благодаря деятельности республиканской полиции.
Примерно в два раза меньше ответов было в пользу версии «граждане чувствуют себя защищенными», 16,4% опрошенных затруднились ответить, 1,4% уклонились от ответа.
— Эксперты называют, какие факторы мешают качественно работать нашей полиции?
— Основной причиной, мешающей полиции РСО-А обеспечивать защиту граждан, эксперты назвали взяточничество, коррупцию (с оговоркой «отдельных сотрудников полиции») — 73,2%. В пользу версии «низкий уровень профессионализма» склонились 63,4%. Более половины (58,5%) считают, что причина неэффективной работы полиции РСО-А кроется в отсутствии достаточного контроля за ее деятельностью со стороны государства. Другая половина ответов экспертов (53,7%) была в пользу версии «полиция — один из элементов развитой и укоренившейся коррумпированной системы». 41,5% опрошенных считают, что причиной незащищенности граждан является низкая правовая культура работников полиции, треть экспертов (31,7%) — что причина неэффективности деятельности органов полиции кроется в «низкой правовой культуре населения республики», и лишь незначительное число (7,3%) — низкий уровень трудовых доходов полицейских.
Ниже приведено развернутое мнение экспертов о возможностях повышения эффективности работы полиции в республике.
Вопросы доверия или недоверия к ней — классические и извечные. Утвердительный ответ может быть только на уровне одного подхода — респондентами социологических опросов должны быть люди, пострадавшие от преступных посягательств. Их оценка в плане раскрытия или нераскрытия уголовного деяния должна стать отправной точкой для выводов о том, насколько полиция противостоит уголовной преступности. Есть смысл рассматривать защищенность через призму того, как государство наказывает тех, кто посягнул на эту защищенность. Кроме того, крайне слабо просматривается социальная ответственность офицеров полиции, специализирующихся на выявлении, а затем и расследовании преступлений экономической направленности. Методика определения эффективности должна выглядеть просто: какой ущерб нанесен государству, к примеру, через криминальный уход от налогов, какая сумма возвращена в бюджет в ходе следственных мероприятий? Ущерб и его возмещение должны стать главными критериями. Недопустимо тратить из бюджета деньги на содержание структур, которые своим существованием его не пополняют!
Увеличение федеральных структур в национальных республиках, как показывает практика, приводит не к положительному эффекту, а к ухудшению социально-политической ситуации в регионе.
Экспертами были предложены следующие идеи по улучшению и повышению качества республиканской полиции:
— в полиции должны работать люди с высшим образованием, знающие и соблюдающие закон;
— жесткий контроль за деятельностью полиции, провести чистку органов;
— кадровые перестановки на всех уровнях с учетом мнения общества;
— на работу принимать честных и работоспособных людей;
— образованность и культура поведения полицейских должны быть нормой;
— полностью ликвидировать в полиции личностные и родственные отношения;
— научить полицейских грамотно разговаривать с нарушителями на основе закона;
— каждый полицейский должен понимать, что его главная задача — безопасность законопослушных граждан;
— при отборе принимать на работу качественных работников, квалифицированных, а не взяточников, правильно мыслящих, а не по знакомству;
— провести замену кадров в высших чинах, органах МВД, все беды от них;
— усиление контроля в связи с коррупцией с учетом мнения общества о каждом сотруднике;
— полная информированность общества о работе этой системы. Мы не знаем, умеют ли полицейские стрелять, в каком физическом состоянии находятся рядовой и офицерский составы. Если на Западе, например, полковник не в состоянии отжаться 20 раз, его увольняют;
— ужесточить контроль государства за системой МВД, включая и местные государственные органы;
— искоренить клановость;
— для работы в полиции нужно отбирать лучших из лучших, а не по родственным связям или кто даст больше;
— провести чистку и поставить людей, знающих правовые основы и не страдающих желанием получить выгоду;
— за любую обоснованную жалобу принимать строгие меры, а не покрывать.
— Какие выводы вы сделали из вашего исследования?
— Материалы исследования позволяют сделать следующие выводы. При высоком уровне доверия граждан к Президенту РФ количество голосов, выражающих доверие к органам власти, не превышает 40%. При этом количество голосов, выражающих доверие к органам правопорядка, — не более 30%. Несмотря на существенную критику работы полиции, вариантов ответа экспертов «скорее, доверяю» было немногим больше, чем «скорее, не доверяю» (42,5 против 34,2%). Более половины (53,4%) опрошенных считают, что граждане не чувствуют себя защищенными благодаря деятельности республиканской полиции.
Основной причиной, мешающей полиции РСО-А обеспечивать защиту граждан, эксперты назвали взяточничество, коррупцию (с оговоркой на «отдельных сотрудников полиции») — 73,2%. В пользу версии «низкий уровень профессионализма» склонились 63,4%. Более половины (58,5%) считают, что причина неэффективной работы полиции РСО-А кроется в отсутствии достаточного контроля за ее деятельностью со стороны государства.

Беседу вел Петр САФРОНОВ

Комментарии

Satana, 17:40, 19 Июл. 2016

72 % населения РСО-А доверяет Путину ????????? Это очень мало, Москва может не понять.

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: