По дорогам войны… (Газета «Пульс Осетии»№24, июнь 2016)

Солдатам Великой Отечественной,
всем фронтовым водителям
посвящается…

Все дальше в глубь истории уходят огненные годы Великой Отечественной… Доблесть советских воинов, их сыновья верность родным очагам, годины лихолетья и суровых испытаний сплотили узами дружбы весь многонациональный народ Страны Советов.  В огне боев сгорали надежды и молодые жизни отважных. Они первыми поднимались на врага. Воодушевляли и вели за собой товарищей. Знали, что у воина, вставшего на бой с врагом, есть только победа или смерть. Иной судьбы солдату не дано.
Один из таких солдат-победителей — наш земляк, уроженец станицы Троицкой, потомственный казак Иван Павлович Харебин. Солдат, который встретил войну 22 июня 1941 года. А таких к началу штурма Берлина, этого логова фашистского зверья, оставалось в живых на каждые 100 человек всего лишь трое. Солдатская судьба подарила ему счастье встретить День Победы в 1945 году. Но была ли она столь гладкой, как может подумать каждый из нас? Солдат Иван Харебин сполна хватил военного лиха. Всего довелось хлебнуть и видеть солдату Харебину на огненных дорогах войны…
А родился Иван Павлович Харебин 12 января 1922 года в семье терских казаков. В поисках лучшей доли семья переехала во Владикавказ. Здесь маленький Ваня окончил школу и, чтобы помогать своим родителям, записался на курсы шоферов. После окончания начал работать  водителем. Он всегда любил технику и бережно относился к ней. В 1940 году Орджоникидзевским  военкоматом был призван в Красную армию и направлен для прохождения военной службы в г. Одессу. Уже как опытного водителя рядового Ивана Харебина определили служить в 457-й батальон аэродромного обслуживания  16-го истребительного авиационного полка, которым командовал известный советский летчик, мастер воздушных боев в Испании, Герой Советского Союза майор Л. Шестаков и в котором летчиком-истребителем служил легендарный в будущем Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации А. Н. Карасев (в то время сержант и, кстати, земляк И. П. Харебина). И, видно, неспроста попал служить он в авиацию. Всю жизнь небо было мечтой Ивана, оно звало его еще в школьные годы. И были даже несколько месяцев учебы в Орджоникидзевском аэроклубе. Но призыв в армию, а затем война помешали ему достичь заветной цели — стать летчиком. Трудная и сложная была обстановка в те тревожные годы. Каждый воин Красной армии понимал, что рано или поздно сразиться в смертельной схватке с фашизмом придется и ему.
22 июня 1941 года летчики полка уже защищали небо от фашистских стервятников. Полк впоследствии стал 9-м гвардейским Краснознаменным ордена Суворова II степени истребительным авиационным полком.
В течение длительного времени наша армия обороняла Одессу. И лишь только по указанию Ставки ВГК Одессу пришлось оставить. Рядовой  Харебин в составе своего подразделения и полка испытал горечь вынужденного отступления и в то же время радость побед над отборными гитлеровскими войсками.
Наши войска, оттесняемые превосходящими силами противника, с тяжелыми боями отходили на юг. Перебазировались и аэродромы. Военный водитель Ваня Харебин на своей «полуторке» перевозил военное имущество и боеприпасы, горюче-смазочные материалы по тяжелым фронтовым дорогам, разбитым авиацией противника, и часто под бомбежками и обстрелами фашистских «хейнкелей» и «юнкерсов».
Из воспоминаний Ивана Павловича:
«Нам, водителям, командирам подразделения, была поставлена задача: доставить на один из передислоцированных аэродромов авиационное имущество, различное снаряжение, авиационные боеприпасы, бочки с ГСМ. Небольшая колонна приблизительно из 5–6 «полуторок» тронулась в путь. Война сама по себе ужасна, ужасны были и разбитые дороги. Большую скорость не наберешь, приходилось объезжать и воронки от бомб, и разбитую технику, и порой разрушенные небольшие мосты. В те дни над нашими головами пролетало немало фашистских самолетов, направлявшихся к Ростову-на-Дону и Сталинграду. В 1941 году и до середины 1942 года вражеское превосходство было ощутимым не только на земле, но и в воздухе. Их самолеты бомбили даже небольшие группы наших войск и техники и охотились даже за отдельными людьми. Вот и в этот раз нам не удалось избежать встречи с авиацией противника. Несколько самолетов врага внезапно налетели на нашу небольшую колонну и начали обстреливать и сбрасывать бомбы. Мы увеличили скорость, насколько это было возможно, и пытались выскочить из-под бомбежки и обстрелов. К сожалению, это удалось не всем. Машину, шедшую замыкающей в колонне, от прямого попадания буквально разметало в клочья. Так погиб наш балагур и весельчак Федор Панов. До сих пор это стоит у меня перед глазами…»
Под натиском превосходящих сил гитлеровских войск наша армия, ведя тяжелые, упорные и кровопролитные бои, отступала на юг страны. Иван Харебин участвует в боевых операциях по обороне Одессы, Ростова-на-Дону, Моздока, Владикавказа. Воюет в составе Северо-Кавказского фронта под командованием генерала армии И. И. Масленникова и 4-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации И. Новикова. Вместе с моряками Каспийской флотилии, Северного и Черноморского флотов, входящих в состав 34-й и 62-й отдельных морских стрелковых бригад, они стойко обошли вход в Суарское ущелье у селений Майрамадаг и Дзуарикау. После того как румынские корпуса и гитлеровские дивизии в составе немецкой группы «А» под командованием генерал-фельдмаршала фон Клейста были отброшены от стен Владикавказа, солдату Ивану Харебину было разрешено побывать дома, во Владикавказе, где жила его мать Евдокия Андреевна. Целых три часа мать не могла наглядеться на сына и старалась повкуснее накормить его… Свидание с матерью было кратковременным, ведь до желанной победы над врагом оставалось еще долгих два с половиной года…
В 1944 году в рядах 4-го Украинского фронта  Иван Харебин участвует в боях с целью окончательного освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Гитлеровские войска любой ценой старались удержать Крымский полуостров. Всего лишь за несколько дней наши воины вышвырнули фашистскую нечисть и их пособников румын и итальянцев из города. Тысячи оккупантов были взяты в плен. 9 мая 1944 года Севастополь был освобожден. В этом есть заслуга и рядового И. Харебина, которому пришлось на время оставить руль «полуторки» и с оружием в руках встать в ряды штурмующих город солдат. Командующий блокированной с суши в Крыму 17-й немецкой армией, насчитывавшей 200 тысяч солдат и офицеров, генерал-лейтенант Енеке в своем обращении к солдатам и офицерам писал: «Все попытки Красной армии захватить Крым... будут, безусловно, отбиты!»
Прочными оборонительными сооружениями располагал противник на цепи возвышенностей, полукольцом опоясывающих Севастополь. Сапун-гора была превращена в настоящую крепость. Сплошные минные поля и проволочные заграждения располагались там, где открывалась возможность для действий пехоты и танков. Но наши войска были неудержимы. Если в 1942 году гитлеровские войска, наступая на Сапун-гору, потеряли десятки тысяч человек и все же не смогли овладеть ею, то воины Красной армии взяли эту гору в течение одного дня.
Из воспоминаний Ивана Павловича:
«Немецко-фашистские войска создали очень сильно укрепленную оборону. Нашим командованием была поставлена задача взломать ее и занять господствующую высоту. Мы, солдаты, и наши командиры были полны решимости и думали только об одном, как бы побыстрее освободить нашу землю от фашистской нечисти. Пошли на штурм, не зная страха. Скажу прямо, было тяжело, но, преодолевая все преграды, мы шли вперед. Достигнув первых траншей противника, мы бросались в рукопашную схватку. Наши войска взяли эту гору, превращенную в крепость, в течение одного дня…»
Отвага и мужество, смелость и решительность советских воинов стали решающим фактором в достижении победы над врагом. Разрозненные, никем не управляемые части 17-й немецкой армии бегут из Севастополя на мыс Херсонес: там транспортные суда врага, там, возможно, спасение… Однако значительная часть этих транспортов была потоплена ударами авиации и кораблей Черноморского флота.
В ходе Крымской операции 17-я немецкая армия потеряла свыше 111 тысяч солдат и офицеров убитыми и пленными, не считая тех, кто погиб в море.
И вновь дороги войны. Военный водитель Иван Харебин уже колесит по дорогам Европы за рулем «полуторки», участвуя в боях за освобождение Украины, Польши, Венгрии, Австрии.
Из воспоминаний Ивана Павловича:
«Тяжелые бои с гитлеровцами были в Польше. Но наши войска, хоть и упорными боями, все же продвигались вперед. Наша авиация часто меняла места дислокации аэродромов. Мы едва успевали доставлять грузы. Но особенно ожесточенные бои были в Венгрии…»
Гитлеровское командование стремилось любой ценой сохранить Венгрию как союзника ввиду того, что она еще располагала значительной военной силой: 22 дивизиями и 5 бригадами. Кроме того, вторжение войск Красной армии в Венгрию открывало путь в Австрию. В Венгрии и Восточной Австрии размещалось большое количество немецких военных заводов, а также два из трех еще остававшихся в распоряжении Германии источников нефти.
Вот почему Гитлер и его приспешники делали все, чтобы предотвратить вторжение советских войск в Венгрию. Сюда в течение сентября 1944 года из Германии, Франции, Италии и Греции было переброшено до 25 дивизий. Строились мощные оборонительные рубежи по рекам Тисса и Дунай. Территория Венгрии была освобождена войсками 2-го Украинского фронта в результате двух самостоятельных операций: Дебреценской и Будапештской.
Отвага, мужество, храбрость, доблесть советских воинов и талант командующих армиями и фронтами способствовали этому. А военный водитель рядовой И. Харебин проявлял чудеса стойкости и отваги уже в составе 5-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации С. К. Горюнова.
Близился день полного разгрома фашизма, час расплаты… Но впереди были дороги Австрии.
К тому времени по всей Чехословакии нарастала волна антифашистского движения. Жители страны усиливали борьбу с оккупантами, всячески помогали наступающим частям Красной армии. Широко развернулось партизанское движение. Историческую роль сыграло Словацкое национальное восстание, оттянувшее значительные силы врага. Надо сказать, что в боях против восставших гитлеровцы потеряли 56 тысяч солдат и офицеров.
Часть, где служил И. Харебин, перебросили в Прагу, на помощь восставшим. День Победы И. П. Харебин встретил в освобожденной Праге, в составе 1-го Украинского фронта. Остались позади огненные дороги войны. Хотелось скорее вернуться к мирному труду, восстановить разрушенную войной страну. Но обстановка требовала еще оставаться на военной службе. Только в 1947 году он был демобилизован из рядов Красной армии и вернулся во Владикавказ.
Как-то в беседе с ветераном войны Иваном Павловичем Харебиным мы затронули вопрос: в чем же истоки победы наших воинов в этой жестокой войне?
Немного подумав, Иван Павлович ответил: «Важным условием победы была горячая любовь к своей Родине, верность военной присяге, массовый героизм бойцов и командиров, крепкое войсковое товарищество, постоянная взаимовыручка в бою, ненависть к врагу и стремление до конца выполнить свой воинский долг перед Отечеством и нашим народом».
И. П. Харебин был удивительно прост и скромен. Когда он выступал с воспоминаниями о войне, то говорил обычно не о себе, а о своих фронтовых товарищах, об их подвигах.
Ратная доблесть военного автомобилиста И. П. Харебина отмечена орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
Вернувшись домой после войны, Иван Павлович Харебин остался верен своей профессии. Восстанавливая разрушенное войной народное хозяйство, он работал водителем в автоколонне 1210. И в мирное время работал по-фронтовому. Всегда был в передовиках. В уборочную страду помогал убирать хлеб хлеборобам Моздока и других районов республики. Он неоднократно признавался победителем социалистического соревнования, ударником коммунистического труда. Его фотография всегда была на Доске почета. Он являлся наставником молодежи, передавая свой богатый профессиональный опыт молодым водителям.
Со своей женой казачкой Надеждой Петровной вырастил и воспитал двух прекрасных дочерей Таисию и Людмилу и сына Александра, ставшего офицером и длительное время служившего в системе МВД.
К сожалению, Иван Павлович Харебин рано ушел из жизни. Дали знать о себе фронтовые раны, подорванное здоровье. Он скончался в возрасте 65 лет, в 1987 году. Провожали ветерана войны в последний путь со всеми воинскими почестями. Похоронили его на Западном кладбище г. Владикавказа.
Более семидесяти лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, длившейся 1418 дней, каждый из которых отмечен подвигом во славу Победы.

Сергей КАРАСЕВ,
подполковник

Комментарии

BrettDug, 20:00, 10 Июн. 2017

wh0cd2898060 <a >amoxil 500mg antibiotics</a> <a >price of retin a</a> <a >furosemide</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: