Лики святых, проявившиеся на досках (Газета «Пульс Осетии» №23, июнь 2016)

По правде говоря, я давно обратила внимание на то, что люди, сотворившие что-то невероятное — по силе воздействия, по талантливости, — как правило, сами этого не осознают. Так было и с художником Залиной Бидеевой, выставка работ которой с глубокомысленным авторским названием «Путь к себе» (живопись на дереве — иконы, графика — эскизы к фильму) открылась в минувшую пятницу в Национальной научной библиотеке.
«Путь к себе» — это живописное повествование о горнем, это образы святых, написанные на дереве. Иисус Христос, Богородица, Иоанн Креститель, архангелы Михаил, Рафаил, Гавриил, апостолы Андрей Первозванный и Иаков Алфеев, мироносица Мария Магдалина, святые Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Пантелеймон, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Феодосий Кавказский, Ксения Петербургская, Ангел-хранитель… И завершает сей «иконостас» «Тайная вечеря», где все 12 апостолов и Спаситель в центре изображены практически в человеческий рост, а перед ними стоит стол — настоящий, покрытый скатертью, длинный. За ним и совершается последняя священная трапеза… А завершает выставку «Распятие» — изображение акта самопожертвования во имя спасения человечества… И даже представленные здесь же, в экспозиции, графические иллюстрации к анимационному фильму «Сергий Радонежский», в которых проявилось незаурядное мастерство Залины Бидеевой как художника-графика и отличного рисовальщика, из той же по тематике серии, повествующей о горнем.
На самом деле Залина Бидеева не просто художник, а художник-постановщик анимационного кино. В свое время она училась во Владикавказе в Детской художественной школе им. С. Тавасиева, потом во Владикавказском художественном училище им. А. Джанаева, по окончании которого в 1998 году поступила во ВГИК им. С. Герасимова на художественный факультет. Еще в студенческие годы в качестве художника работала над анимационными фильмами «Тигренок, который искал свои полоски», «Полтора кота» и другими. В 2004-м Залина Бидеева защитила диплом серией эскизов к анимационному фильму «Ангелочек» по одноименному рассказу Леонида Андреева. В 2009 году эта картина стала победителем анимационного конкурса-фестиваля «Золотой витязь» в Москве. Позже Бидеевой были созданы и другие фильмы: «Мертвые души», «Крылья». Была проделана большая и сложная работа над картиной «Сергий Радонежский», к сожалению оставшейся в силу разных обстоятельств незавершенной. Работая в кино, Залина не забывала и о том, что она художник-станковист, дизайнер. Вот почему она принимала участие в художественных выставках, творческих фестивалях, таких как, к примеру, «Выставка молодых художников» во Владикавказе, «Открытый Строгановский фестиваль молодых дизайнеров» и выставка «Рождество на Беговой» в Москве, юбилейная выставка-конкурс «300-летие Санкт-Петербурга», молодежная выставка «Русский Север», организованная благотворительным фондом «Помощь российскому искусству»…
И вот на сей раз первая большая персональная выставка Залины Бидеевой во Владикавказе. Работы, представленные в выставочном зале ННБ, были созданы художницей в течение года. Два года назад Залина, дабы отдохнуть от напряженных съемочных будней, вернулась на время на малую родину, в Осетию. «Я почувствовала, что мне нужна моя земля, — признается она. — В Москве трудно слышать себя из-за суеты». Год художница просто приходила в себя, отдыхала, набиралась сил, наслаждалась горным воздухом и красотой природы. А на второй год стала выплескивать на холст все идущее изнутри. И не на холст даже, а на облагороженные временем доски, которые нашла на чердаке дома, снятого в Ардоне. Залина увидела в них образы, которые будто сами просились на полотно. Вызрело желание создать нечто такое, что заставляло задуматься о Боге, о душе, о вечном. И стали одна за другой появляться иконы, писанные на одном дыхании, быстро, каждый день. Сама доска, ее формы, структура рождали все новые и новые образы святых. Сначала робко, потом все увереннее и увереннее Залина шла новым для нее путем, испытывая особые, необыкновенно сильные чувства и вдохновение. Отвечая на многочисленные слова благодарности в свой адрес во время церемонии открытия выставки, художница призналась: «Писала не я. Был проводник в тот момент». И, подняв глаза к небу, добавила: «”Спасибо” нужно адресовать туда». Удивительная скромность и отсутствие нездоровых амбиций, согласитесь?
И это при том, что созданное Залиной Бидеевой вызывает не только восторг, но и удивление. Подобная художественная выставка, сколь необычная, столь и проникновенная, в стенах ННБ, по правде говоря, впервые, хотя стены эти видели многое. Да и коллеги-художники, и искусствоведы только разводят руками, пытаясь определить жанр, в котором выполнены живописные работы Залины Бидеевой.
«Образы не застывшие, не канонические, а какие-то живые. Аналогов я не знаю. Что это, иконы или живописные произведения? И если в работах Залины и нет четкой иконографии, то узнаваемость образов налицо. Знаю, что начинающие иконописцы только первые годы обучения учатся копировать иконы. Дальше их ориентируют на то, чтобы пропускали изображаемое через свою душу. А то, что Залина пропустила все созданное ею за последний год через сердце, несомненно, как несомненно и то, что путь к себе — это самый трудный путь», — уверена искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО-Алания Зара Газданова.
«Чувствуется, что Залина постигла нечто очень важное. Все, что мы сегодня видим, и очень интересно, и очень необычно одновременно. Существует классическая, каноническая иконопись. Но во все времена самодеятельные художники пытались копировать иконы. Здесь же ситуация обратная: святых изображает профессиональный художник. Это не канонические иконы. Но какие!» — не скрывает своего восторга живописец Владимир Айларов.
Айларову вторит заслуженный художник РСО-Алания Виктор Цаллагов. «Впечатлен! Не ожидал, — признается он. — Все, что представлено на выставке, очень эмоционально, идет от души, пропитано глубоким чувством. Словом, есть чему поучиться нашим иконописцам!»
Не скрывает своего восхищения и председатель Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов РФ, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Гулуев, напомнивший собравшимся на вернисаже, что первым нашим аниматором (мало кто об этом знает) был Махарбек Туганов, вторым — Борис Шишенко, третьим — Михаил Чочиев. И вот теперь эстафету подхватила Залина Бидеева, «наш ангелочек», завоевавший главный приз международного фестиваля за свой фильм «Ангелочек».
Надо ли говорить, что все присутствовавшие на вернисаже желали Залине, которая в скором будущем вновь отбудет в Первопрестольную, новых творческих успехов. А сама виновница торжества, поблагодарив тех, кто ей помогал в организации выставки «Путь к себе», в частности руководство и сотрудников главной библиотеки республики, даже выпустившей буклет к этой замечательной выставке, глубокомысленно произнесла: «Пути Господни неисповедимы!» И призвала всех собравшихся верить в чудеса. Ибо немало чудесного открылось ей самой на сложном, тернистом пути к себе.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: