Помним о победе! (Газета «Пульс Осетии» №16, май 2016)

Для россиян, составляющих многонациональный, многоконфессиональный народ, особое место среди других социальных ценностей занимает любовь к Родине, Отечеству. Еще в далеком 1054 году князь Ярослав Мудрый в завещании своим детям дал ясное понимание сущности Отечества как наследия предков: «Если же будете в ненависти жить, в ссорах и распрях, то и сами погибните, и землю отцов своих и дедов, с такими трудами добытую, погубите…» В этом завете — олицетворение героической истории, культуры, духовности всего российского государства.
Не случайно официально отмечаемому нами великому празднику — Дню защитника Отечества уже почти сто лет. Но защитников Отечества во все времена в той или иной мере, в разных формах всегда чествовали в России. Еще в 1698 году Петром I был учрежден первый в России орден — орден Св. Андрея Первозванного — для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Особую значимость придавали ему после великих побед наших войск и даже тогда, когда это касалось известных побед нерегулярных войск в виде народных ополчений, партизанского движения. Они показали множество примеров самопожертвования во имя единства и целостности государства, продиктованных гражданским патриотизмом, любовью к Родине. Таковы народные ополчения в период Смуты и «семибоярщины» начала XVII века, партизанское движение в Отечественной войне 1812 года.
Защита Отечества — вечная и непреходящая почетная обязанность, которая упоминается в Преамбуле Конституции РФ и воспроизводится в ст. 59 Конституции РФ как долг и обязанность гражданина РФ. И это вполне объяснимо с учетом общественной ее значимости, особенно в условиях осложняющейся социально-политической обстановки в мире, все более агрессивного поведения многих государств в отстаивании своих интересов путем игнорирования суверенитета других государств, военного вмешательства в их дела, распространения терроризма и экстремизма. В связи с этим многие специалисты обращают внимание на усиливающееся значение обязанности по защите государства, ее актуализации. Во-первых, речь идет именно о защите, т. е. отпоре агрессии или иным формам ущемления интересов Родины; во-вторых, речь идет об Отечестве — России в смысле страны, многонациональным народом которой учреждено Российское государство в его современном виде и перед интересами независимого суверенного существования которого должны отступать различия в политических взглядах и социальных предпочтениях, оценки деятельности властей государства и его органов и адекватности их социального служения и т. п.; в-третьих, словосочетание «защита Отечества» сопрягается со словами «долг» и «обязанность», а это означает, что защита Отечества является, с одной стороны, моральным обязательством каждого гражданина, с другой — эта обязанность конкретизируется правовыми актами; в-четвертых, данная обязанность распространяется на всех граждан России, независимо от пола, возраста и прочих обстоятельств, и может выражаться как в активной,
так и пассивной форме. И наконец, содержащаяся в комментируемой норме обязанность определяет поведение гражданина не только в связи с угрозами отечественной государственности извне, но и обязывает противостоять любым внутренним угрозам суверенитету, независимости, территориальной целостности РФ, ее конституционному строю, от кого бы они ни исходили.
При этом из текста указанной статьи следует, что установленная ею обязанность относится к числу «обязанностей, вытекающих из российского гражданства», которые возлагаются только на физических лиц, состоящих под личным верховенством Российского государства и связанных с ним отношений гражданства. В частности, защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ. Они несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Это означает, что защита Отечества, как и несение военной службы, есть требования, обращенные к гражданину РФ, но вместе с тем в защите Российской Федерации могут участвовать и иностранные граждане или лица без гражданства.
Защита Отечества не всегда определяется формальной гражданской принадлежностью человека, но нередко является проблемой нравственного выбора личности и ее сыновнего отношения к России как к Отечеству, нуждающемуся в защите. В такой критической ситуации каждый человек, народ в целом проявляет себя по-разному. Тому есть многочисленные примеры, в том числе во время Великой Отечественной войны. В ней, как, впрочем, во всех войнах за Отечество, мои соотечественники показали себя настоящими героями, еще больше возвысили честь своего народа, оставили о себе память как о непобедимых духом воинах. Достаточно вспомнить, что в этой войне более 70 тыс. жителей Северной Осетии сражались на разных фронтах. Из них 45 тыс. человек отдали жизнь за Отчизну. Народ маленькой многонациональной республики дал России 75 Героев Советского Союза, 9 кавалеров орденов Славы всех трех степеней, 48 боевых генералов. Дважды Героями Советского Союза стали генерал армии И. А. Плиев и генерал-майор И. И. Фесин. 50 воинам были присвоены воинские звания генералов и адмиралов, 60 тыс. сынов и дочерей Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны за ратные подвиги были награждены орденами и медалями Советского Союза. Четверо представителей Осетии навечно зачислены в списки частей, в составе которых они совершили подвиги в годы войны. Более 20 воинов из Осетии стали почетными гражданами городов России, Украины и Белоруссии, в освобождении которых принимали активное участие. Из более чем 1 600 командиров партизанских отрядов в районах партизанского движения 50 были уроженцами Осетии. Не было ни одного более или менее крупного сражения, в котором не участвовали бы выходцы из Осетии.
История защиты Отечества изобилует беспримерными, исключительными подвигами наших земляков. Многие из них показали невероятные чудеса храбрости в защите своего Отечества. Чего стоит подвиг лейтенанта Л. А. Дзотова из с. Дур-Дур, который закрыл грудью вражеский пулемет и, смертельно раненный, нашел в себе силы написать на клочке бумаги предсмертную записку: «Моему народу. В своей службе советскому народу дерусь до последней капли крови за честь, свободу и независимость Советской земли. Остаюсь верным воинской присяге, которую принял перед лицом моего великого народа, верным сыном которого считаю себя до последней минуты жизни. Вперед за Родину!» Подвиг Л. А. Дзотова повторили три воина из Осетии. Среди них сержант И. М. Недвижай, сержант А. А. Калоев, старший сержант А. Б. Кайтуков. Двое представителей республики повторили подвиг Николая Гастелло: воздушный стрелок-радист Л. Д. Акоев в составе экипажа Героя Советского Союза майора Д. И. Жабинского и старший летчик лейтенант Г. Джанаев. Выдающийся подвиг крейсера «Варяг» повторила подводная лодка Щ-408, под командованием уроженца г. Орджоникидзе капитан-лейтенанта П. С. Кузьмина.
Смертью храбрых пали семь братьев Газдановых и Кобегкаевых, шесть — Темировых и Хестановых, пять — Бароевых, Дзебоевых, Дигуровых, Каллаговых, Кесаевых, Сеоевых, Тахоховых, Тедеевых, Токаевых.
Уверен, что в основе этих подвигов — духовное и военно-патриотическое воспитание, корни которого уходят вглубь веков. Воинственность нашего народа — скифо-сарматское и аланское наследие. Не случайно наиболее почитаемый осетинский святой — Уастырджи — является покровителем мужчин-воинов.
Военная служба и защита Родины, фамилии, семьи согласно осетинской культуре воспринимается как долг каждого мужчины. Подобные представления позволили осетинскому народу выжить, сохранить свою самобытность в условиях военной угрозы как на юге, так и на севере. Как правильно отмечают специалисты, в защите Отчизны важнее традиции, а не закон. В этой связи недавнее предложение некоторых членов Общественной палаты о необходимости замены в тексте военной присяги слова «клянусь» на «обещаю» носит явно провокационный характер и дало повод для продолжения разговора о совершенствовании ст. 59 Конституции РФ о защите Отечества, с тем чтобы усилить ее политико-юридический потенциал и поддержать принимаемые В. В. Путиным усилия по укреплению России, ее авторитета. Пора понять, что при переделе глобальных рынков слабых бьют столь же нещадно, как и на полях военных сражений, и перестать играть в горбачевское «новое мышление», игнорируя нормы политической борьбы. Представители пятой колонны никак не успокоятся, хотя они хорошо понимают смысловую разницу между словом «обещаю», которое во всех словарях русского языка толкуется как добровольное обязательство сделать что-нибудь, и словом «клянусь», сформулированном в императивной форме и означающем принятие всех усилий для исполнения своего обещания. Например, торжественного обещания защищать Отечество. Вполне очевидно, что под обязанностью в Конституции РФ понимается не нравственное требование, а юридическая обязанность. Для ее практического обеспечения сегодня делается многое. Это и усиление военно-патриотического воспитания, и укрепление социальной защищенности военнослужащих, и радикальное реформирование Вооруженных сил. Наконец, меняется и отношение общественности к роли и значению защитника Отечества. Это дает основание к изменению отношения к военной службе. Поэтому в ст. 59 Конституции РФ должно быть закреплено положение о защите Отечества как священной обязанности гражданина. Уверен, что совокупность указанных усилий придаст новый импульс к усилению обороноспособности нашей страны и ее суверенитета.

А. М. ЦАЛИЕВ,
Председатель Конституционного суда, профессор

Комментарии

эльбрус, 08:37, 05 Май 2016

замечательная статья и своевременная!

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: