«Стыдно, стыдно так жить… Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!» (Газета «Пульс Осетии» №14, апрель)

Кто мог думать, что я буду пророком?
А вот, однако ж, вышло, что я все это
предвидел и изобразил.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Совсем недавно был большой юбилей (190 лет со дня рождения) М. Е. Салтыкова-Щедрина. Правда, вечер памяти прошел тихо, почти незаметно для широкой аудитории. Никаких особых торжеств, никакой помпы. Как раз в эти дни я была в гостях у друзей, для которых Михаил Евграфович вовсе не анахронизм, не какой-то там позапрошлый век, а ЖИВОЙ писатель с его жгучей ненавистью к чиновникам, казнокрадству, всякой коррупции. Человек, который был «прокурором общественной жизни», прозорливым критиком современной ему России, бескомпромиссно относящимся ко всему лживому, грязному, пошлому. Но, главное, эти люди знают Щедрина вовсе не по школьной программе (несколько сказок и пара глав из его очерков и «Господ Головлевых»). Они его ЧИТАЛИ. Да, да, оказывается, такие сегодня тоже еще встречаются, хотя и крайне редко.
Так вот мои друзья, говоря о делах бытовых, насущных, о нашем Владикавказе, много цитировали из книг великого сатирика, порою смеялись, но, честно сказать, не так уж весело… Все это вполне логично. Что-что, а городская тема частенько присутствует в наших каждодневных диалогах. Возможно, потому, что близка всем без исключения. Это как раз то, что все время перед глазами, то, что рядом.
Мне было тоже небезынтересно слушать их аналогии, сравнения, я не переставала удивляться безмерной эрудиции друзей. И, что мне особенно нравилось, люди не брюзжали, не захлебывались иронией, не злопыхали. Они просто думали… И, как это кое для кого ни странно, часто им в этом помогал великий сатирик со своей «эзоповской» речью.
Ответьте правдиво, помните ли вы лучшие произведения Салтыкова-Щедрина? Вот они: «Благонамеренные речи», «История одного города», «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала», «Господа Головлевы», «Современная идиллия», «Убежище Монрепо», «За рубежом», «Письма к тетеньке», «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонская старина», «Смерть Пазухина», «Тени».
И все-таки помните ли? Почти уверена, что ответ будет отрицательным. И проблема даже не в памяти, а в откровенном незнании. Да, жаль, что для многих из нас сатирик так и остался «второстепенным» классиком, в то время как эпоха все расставила по местам и сегодня Михаил Евграфович, говоря словами В. В. Маяковского, «живее всех живых»… Наверное, он и сам никак не ожидал такого расклада, потому что свое место в большой литературе оценивал очень скромно. И это несмотря на то, что оставил двадцать томов сочинений чуть ли не во всех художественных и публицистических жанрах, включая физиологический очерк, путевые заметки, автобиографию, знаменитые сказки. А еще два великих маленьких эпоса — фантасмагорическую сагу «История одного города» и страшную семейную хронику «Господа Головлевы». И ведь только сейчас мы можем по-настоящему оценить проницательность и трезвость щедринского взгляда. Это был удивительно прозорливый, трезвый человек, без всяких иллюзий, чуждый утопическим и патриархальным обольщениям. По-настоящему изумляет то, как точно он все предсказал, как умудрился при такой беспощадности ума быть патриотом, трудоголиком. Это ведь он вместе с Н. А. Некрасовым при всей своей колоссальной загруженности еще и редактировал журналы «Современник» и «Отечественные записки», переводил с французского, 22 года провел на административной работе… Страшно не любил пустомечтателей. И не стремился в своих произведениях, даже в сказках, к лживым «хеппи-эндам», потому что терпеть не мог всевозможные натяжки. Это был человек слова и дела, россиянин, для которого народ был «великаном», пока просто не осознающим своей громадной, всепобеждающей силы. Действительный статский советник (это было звание Салтыкова) закончил службу чиновником 4-го класса, то есть в чине, который соответствовал званию генерал-майора. И это при дикой ненависти к самодержавию. Вятка, Пенза, Тула, Рязань… Да, он прекрасно знал Россию. Пожалуй, как никто из коллег-литераторов. Где только ни служил: от провинциальной канцелярии до губернаторской резиденции. И видел все — от голодной деревни до петербургских министерств… «Я люблю Россию до боли сердечной», — говорил Салтыков-Щедрин. И ему веришь, потому что он всегда брал на себя ответственность, не держался где-то в стороне от событий, боясь замараться и брезгливо кривясь от налипающей грязи. Его называли «Вице-Робеспьером» не просто так. И слова сатирика: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа! Очень, слишком даже будет!» — это то, что идет от сердца. Он доказал это всей своей жизнью. Чиновником был крайне нелояльным, ссорился с властью, всегда был в оппозиции, не только порицая тех, кто стоял у руля, но даже противодействуя их деяниям. Недаром даже через 14 лет после отставки в разговоре с историком Семевским он признавался: «О времени моей службы я стараюсь забыть. Я — писатель, в этом мое призвание».
Жизнь Салтыкова во многом была трагической. Произведения его вошли в настоящую, большую литературу. А ведь в единстве судьбы и творчества — урок, цельность которого сложно преувеличить. Особенно нам. Недаром В. И. Ленин
постоянно советовал всем: «Вспоминайте, цитируйте и растолковывайте Щедрина!» И как же сегодня нам действительно недостает смелости, убежденности великого сатирика!
Говорят, что Щедрин — самый цитатный, острый писатель. Давайте же и мы прочитаем всего несколько отрывков из произведений Михаила Евграфовича. Думаю, комментарии здесь будут излишни.

Он — критик и пророк

«Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь… Тля опутала все наши Палестины. В каждом углу она сосет, точит, разоряет и вдобавок нахальничает».
(Из дневника писателя)

«Начальство — это продукт Отечества, Отечество же, в свою очередь, продукт начальства»…
(Из переписки
с Н. А. Некрасовым)

«Что вы так запали за границу? Кажется, надо бы и про нас вспомнить, про нас, которые здесь живут и пишут».
(Из письма к Алексею Жемчужникову)

«Трифонычи сменяют Сидорычей и наоборот… Если такая перетасовка королей может назваться революцией, то, конечно, нельзя не согласиться, что она совершенствуется на наших глазах. Просто на место старых и простых Трифонычей поступают Трифонычи молодые, сугубые, махровые…»
(«История одного города»)

«Моя сатира направлена против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною. Черты эти суть: благодушие, доведенное до рыхлости, ширина размаха, выражающаяся, с одной стороны, в непрерывном мордобитии, с другой — в стрельбе из пушек по воробьям, легкомыслие, доведенное до способности не краснея лгать самым бессовестным образом».
(«Из дневника писателя»)

«Стыд — хорошее, здоровое чувство — при случае может быть рекомендовано в качестве целесообразного практического средства. Нужно, чтобы возможно большее количество людей почувствовало стыд. Ведь большинство людей так называемой культуры без стыда живет».
(Из дневника писателя)

«Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа».
(«История одного города»)

«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России… Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется…»
(Из дневника писателя)

Салтыков-Щедрин о литературе

«Еще паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому».
(Завещание сыну Константину)

«Писатель, чье сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего».

Современники и потомки о великом писателе и о его героях

«Сократ русской общественной мысли».
А. Ухтомский
«Великий диагност наших общественных зол и недугов».
И. Сеченов

«Прокурор русской общественной жизни и защитник России от врагов внутренних».
Газета «Искра»

«Маяк для всей наиболее умственно независимой части населения».
Н. Шелгунов

«Орлы для просвещения вредны, но не менее вредны беспринципные, холопствующие перед властью во имя своих карьеристских целей и материальных выгод деятели культуры — соловьи, дятлы, снегири… И всё это герои Щедрина. Они вечны…»
С. Макашин

«Сатира создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагаю, что путь такого художника будет весьма трудным… Щедрин — мой кумир и большой учитель.
М. Булгаков
«По глубине своего понимания общественной жизни, по силе пророческих прозрений будущего это наш писатель, на 9/10 наш. Но мы плохо его знаем. Он нуждается как в изучении, так и в пропаганде… Идеалы Щедрина — свобода и социальная справедливость. Он жил, вдохновляясь ими, сознавая, однако, что идеалы эти неосуществимы в современной ему России, что они уходят в далекое неразличимое будущее… Отсюда — трагическое в творчестве Щедрина».
А. Луначарский

Всю жизнь Михаил Евграфович ощущал смердящее дыхание толпы, которой непременно нужно было лишь одно — «хлеба и зрелищ!» (это определение еще Ювенала). В чем только не обвиняли писателя. И в том, что он покушается на святая святых России — ее историю, традиции, государственность, семью, собственность. Но ведь именно за это его по-настоящему почитали все прогрессивные, думающие люди страны. И стократно прав наш современник Андрей Турков, перечисливший героев Щедрина — «патриотически настроенных мерзавцев, стоящих на “правильной стезе”», у которых на подозрении чуть ли не весь мир, а цель простым-проста — ухватить в пылу своих верноподданнических чувств кусок пожирнее!.. «Короче, Валтасаров пир, на котором вердикт выносит сам Щедрин: “Хищник — вот истинный представитель нашего века”», — заключает Турков. Честно говоря, очень не хотелось бы думать так же…
Наверное, и вам тоже? Ведь куда проще и легче не замечать того, что рядом, то есть жить по-пескариному… Что ж, меняются власть имущие, течет река времени, не задерживаясь ни на секунду. По-своему обновляется то, что рядом… А мы… Все надеемся… Все ждем… Так же, как герои Щедрина… А вдруг… А если… Может быть… Представляете, а вдруг страна и республика действительно благополучно выйдут из кризиса, а если активно пополнится ее бюджет, а вдруг возродятся наши заводы и появятся тысячи рабочих мест и люди вернутся в свои трудовые коллективы, станут к станкам, кульманам, займут места у компьютеров, закрыв многие сотни бесполезных бутиков, парикмахерских, аптек, мелких лавчонок… А что, если дыхание «Электроцинка» станет свежим и благотворным? А если из нашей РСО прекратится бешеный отток молодежи и отличных специалистов разных рангов, которые увидят именно здесь, на своей малой родине, перспективы для развития, роста, достойной жизни…
А вдруг… вдруг медицина и образование станут вообще бесплатными и общедоступными… Такое можно представить? И никаких тебе взяток, никакой коррупции… А если появится, как в центре, в Москве, доплата к нищенским заработкам бюджетников… А почему бы вновь не открыться нашим возрожденным, таким любимым старым кинотеатрам… И еще, может, поднимет голову нормальный городской транспорт… Да и на нашу печать (СМИ) власти начнут как-то реагировать — было же такое в добрые советские времена… И вдруг без всяких унижений, спонсоров, обращений к «благотворителям» можно будет издать книгу, которая очень дорога автору… А что, если в республике прекратится золотой, щедрый дождь поощрений заезжих гастролеров и куда выше мы поднимем звания «народных» и «заслуженных» артистов, дабы не опускаться до смехотворно-верноподданнического и подхалимского уровня, раздавая награды налево и направо… Да что там говорить… Ощутить бы себя по-настоящему жителем XXI века, чтобы насладиться цивилизацией и благами нового времени, вновь увидеть книжные бумы, иметь нормальные условия для жизни и отдыха… И еще верить в день завтрашний… Но все это если бы да кабы… А пока… Мечты, мечты…
Когда-то, еще в середине XX века, газета «Правда» писала о том, как нам не хватает острой, смелой, действенной сатиры, и приводила цитату из великого классика Салтыкова-Щедрина, которого наше время, увы, записало во «второстепенные» ряды: «Стыдно, стыдно так жить… Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!»

А ведь и сегодня без таких, как этот писатель, ну никак нельзя! Вы согласны?


Валентина БЯЗЫРОВА,
заслуженный учитель РФ

Комментарии

Satana, 21:35, 19 Апр. 2016

Полностью согласен с автором. Вы, очень большой молодец, уважаемая автор. Салтыкова-Щедрина необходимо изучать в школе, в институте в течении жизни. Это защита от лживой пропаганды. Помните, как у Булгакова ?....... Захожу в редакцию и вижу, перекошенное от ежедневного вранья, лицо секретарши.

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: