Уроки этики (Газета «Пульс Осетии» №14, апрель 2016)

Волею судьбы, после более сорокалетнего стажа в школе, я пошла работать в детский дом, где столкнулась с «трудным возрастом», «трудными подростками», у которых «трудное социальное положение»… Конечно, все это доставляет много хлопот нам, воспитателям.
Это — нежелание учиться, вредные привычки, отношения с противоположным полом. Они, как «ежики», выбрасывают свои колючки, пытаясь защитить себя от окружающего их мира, стремятся все сделать наперекор, проявляя неуважение, запальчивость, заносчивость…
Что делать?
Вот здесь моим учителем является Василий Иванович Абаев — достойный сын Осетии. Своим личным примером, своим титаническим трудом, всей своей жизнью он является ярким примером для всех. Именно он через историю слов создал богатейшую картину, воспроизводящую жизнь осетинского народа. И все это через осетинский язык. Слово, которое, к сожалению, сегодня не на должном уровне у наших детей.
Васо Абаев когда-то сказал, что из всех наук сегодня важнее всего этика. Я глубоко солидарна с ним, стараясь в воспитательной работе придерживаться этой линии, потому что все, действительно, с этого и начинается.
Каждый обычный день — это общение. Общение с людьми, с природой, книгами, Интернетом… Каждый в своих мечтах хочет жить на вершине горы, откуда перед ним весь мир на ладони. Но как трудно порой они воспринимают то, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь тогда, когда поможет ему встать на ноги.
Сегодня очень много разнообразных методов работы, но все новые методы все равно начинаются с этики, с развития у ребенка языка, мышления, умения кратко, логически грамотно излагать свои мысли. И второй очень важный момент — это труд. Необходимо наряду с этикой прививать ребенку простое трудолюбие — копаться в земле, в книгах, в Интернете. И придет время, когда он примет правильное решение, но на всю жизнь основой всему останутся этика, общение и труд.
Очень хочется помочь своим воспитанникам ориентироваться в окружающем мире, научить принимать взвешенные решения, продвигаясь от мысли и слова к поступку.
Сегодня основным фактором жизни является информация. Она идет огромным потоком, обеспечивая развитие и широкое внедрение во все сферы жизни через информационно-коммуникативные технологии. Мы зависим от этого, остался в прошлом лозунг «образование на всю жизнь». Девиз сегодняшнего дня — «образование в течение жизни». Только так ребята могут добиться желаемых результатов.
Нартовский эпос — великое творение нашего народа. Здесь мы находим ту нравственную высоту, которая позволяет решать многие вопросы, постигаем народную идеологию, говорим об эстетических и нравственных основах. Как много дает ребятам «Сказание о рождении фандыра». Строительство общего дома нартами — это солидарность, единство, стремление к уважению, дружбе, к почитанию друг друга.
Без чего нет жизни? Без дома, где есть очаг, надочажная цепь, хозяйка очага. Рассказываю о том, что в день похорон Коста Хетагурова его сестра одела на себя надочажную цепь. О чем это говорит? Потух очаг в доме, если в нем нет любимого брата. Значит, очаг и надочажная цепь — это то высшее, святое, что делает каждого из нас духовней, чище, мудрее. Предки завещали нам: построй дом и сбереги в нем горящий очаг.
В работе с ребятами я большое внимание уделяю анализу текста, развивая их речь, мышление… Например, в своей группе, читая текст сказания «Ацамаз и красавица Агунда», я стараюсь помочь ребятам через слово постичь высокую степень нравственности осетинской женщины, носительницы национальных качеств, духовной красоты, скромности, чистоты, недоступности. Ребята сделали «открытие»: много лет назад нарты воспевали гармонию человека и природы. А это высшая духовная ценность — ощущать себя не царем природы, а ее частью. Я думаю, что:

Не царь природы человек,
Не царь, а сын!

Сегодня никто не будет спорить с тем, что язык Пушкина, Хетагурова, Чехова, Толстого и многих других художников слова — это наша гордость, достояние, это то, чем мы должны гордиться. Но очень настораживает то, что язык может остаться только лишь языком художественных произведений, уйти безвозвратно в историю.
Появилась заимствующая лексика, которая превышает уже 3%, а это ведет к скорому исчезновению языка, утверждают лингвисты. Конечно, нужно идти в ногу со временем и правильно использовать иностранные слова, а то это приведет к засорению не только языка, но и сознания.
Сохранить чистым наш язык — это понимание себя как индивидуума, но в то же время глубокое осознание того, что ты являешься частью народа, той или иной национальности.
Давно существуют и жаргонизмы (испорченный язык). Это речь низов общества, уголовного мира и т. д., которая, к сожалению, довольно часто используется в современном обществе. Часто жаргонизмы употребляются подростками, которые хотят подчеркнуть свою независимость.
Хотелось бы сказать и о нецензурщине — языке, который оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека.
И вновь возникает вопрос: что же делать?
Я думаю, прежде всего — устыдиться, добиться того, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой и плохо его характеризуют.
Самое большое преступление сегодня — это людское равнодушие. Нельзя делать вид, что не существует вокруг горя, боли, несправедливости. Что с нами происходит? Этот вопрос решать нам, сегодняшним. Очень хочется верить и надеяться, что через слова и поступки воцарятся в душах моих воспитанников Вера, Надежда, Любовь.

Светлана ГИОЕВА

Комментарии

Judithfag, 19:43, 23 Апр. 2017

wh0cd461617 <a >go here</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: