«Великий немой»  вчера, сегодня, завтра (Газета «Пульс Осетии»№13, апрель 2016)

В минувшую пятницу во Владикавказе в Северо-Осетинском государственном академическом театре им. В. Тхапсаева прошла торжественная церемония открытия Года кино. Таким образом, РСО-Алания стала одним из первых субъектов Российской Федерации, где, успешно стартовав, Год кино начал свое триумфальное шествие по городам и весям республики. А в канун этого знаменательного события был создан оргкомитет по проведению Года кино, утвержден годовой план республиканских мероприятий. Как сообщила врио министра культуры РСО-Алания Мадина Атаева, в скором будущем сразу в двух городах Северной Осетии — Алагире и Ардоне — откроются оснащенные оборудованием нового качества государственные кинотеатры. В рамках Года кино по всей республике пройдут встречи с актерами, режиссерами, операторами — всеми теми, кто причастен к созданию произведений важнейшего из искусств, выездные показы кинокартин, снятых североосетинскими кинематографистами, дни памяти тех, кто стоял у истоков осетинского кино, мастер-классы, которые проведут известные мастера кинематографии, и многое-многое другое.
А отправной точкой для путешествия длиною в год стало восьмое апреля. Праздник кино начался с документальных кадров на экране в глубине сцены. Кадры из кинофильмов «Выход рабочих с завода Люмьер» и «Прибытие поезда» демонстрировались, как и было принято в немом кино, под звуки музыки. Когда они в конце концов сменились засветившимся на экране логотипом «Год кино», все, собственно, и началось. На сцену вышли ведущие праздника — актриса Зарина Каирова и актер, режиссер, заслуженный артист РСО-Алания Алан Догузов. В этот вечер миссию ведущих вместе с ними выполняли и двое других молодых осетинских киноактеров — Нина Гогаева и заслуженный артист РСО-Алания и РЮО Сослан Фидаров, известные широкому зрителю своими работами в многосерийных фильмах. 
Именно им, молодым, была доверена честь рассказать зрителям о зарождении и становлении кино в Северной Осетии — самой кинематографичной республике на юге страны. Были показаны кадры из художественных фильмов, снятых на Северо-Осетинской студии телевидения, и фильмов с участием осетинских киноактеров. А для затравки Алан Догузов в рамках предоставленного на суд зрителей проекта «Осетинская легенда в кадрах» предложил всем собравшимся вспомнить, с чего все начиналось, то есть перенестись в Париж, где 28 декабря 1895 года в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок  (а не Капуцинов, как многие привыкли) состоялся первый в мире киносеанс синематографа братьев Огюста и Луи Люмьеров «Выход рабочих с завода Люмьер». И после этого великий немой весьма уверенно и быстро зашагал по странам и континентам.
В 1907 году в центре Терской области городе Владикавказе открылся первый кинотеатр «Синематограф братьев Пате». В советское время сие заведение было переименовано в кинотеатр «Комсомолец», где на протяжении долгих лет не одно поколение владикавказцев приобщалось к лучшим произведениям отечественного и зарубежного кинематографа.
Одно из них — снятый в 1926 году фильм Бориса Михина «Абрек Заур» (картине в этом году исполняется 90 лет). Главную роль в фильме сыграл наш земляк, уроженец Цхинвала Владимир (Ладо) Бестаев, которого называли не иначе как кавказским Дугласом Фэрбенксом и «лихим джигитом кинематографа». Председатель Союза кинематографистов РСО-Алания Вячеслав Гулуев был лично знаком с Ладо Бестаевым. По свидетельству Вячеслава Моратовича, Ладо был невероятно красивым, стройным, подтянутым, с иголочки одетым мужчиной. Куда бы он ни отправлялся, в дорогу неизменно брал с собой два чемодана. В одном лежали аккуратно сложенные костюмы актера, а в другом, совершенно неподъемном, он возил гантели, дабы быть всегда в форме. Помимо «Абрека Заура» Ладо Бестаев снялся еще в картинах киностудии «Грузия-фильм» «Закон гор» и «Те, кто прозрел».
В 1931 году эстафету «абрека Заура» подхватили сразу два осетинских юноши — Хазби Уруймагов и Владимир Валиев, ставшие студентами Государственного института кинематографии (впоследствии ВГИК). Они учились у самого Сергея Эйзенштейна. И если рано ушедший из жизни Хазби Уруймагов так и не успел стать режиссером, то его сокурсник Владимир Валиев состоялся как кинематографист. В годы Великой Отечественной войны Валиев снимал и монтировал военную кинохронику. На его счету более 10 полнометражных картин и более 300 документальных и научно-популярных фильмов. За полнометражный документальный фильм «Ушба», вошедший в учебники истории советского кино, наш замечательный земляк в 1947 году получил Гран-при VIII Венецианского кинофестиваля.
Кстати, о войне. Во время Великой Отечественной в столицу Северной Осетии была эвакуирована Ростовская студия кинохроники, снимавшая вплоть до 1945 года сюжеты на территории северокавказских республик и Ставрополья. По возвращении студии обратно в Ростов на ее технической базе по решению руководства СССР была создана Северо-Кавказская студия кинохроники, которая буквально через несколько лет после открытия вышла на мощность 48 номеров киножурнала «Северный Кавказ» и 4 научно-популярных фильма в год. И работала в таком режиме вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия.
Первыми операторами и кинорежиссерами новоиспеченной студии стали ростовчане, а также прибывшие в город на Тереке после войны военный кинооператор Мансур Барбутлы, фронтовики Владимир Еремеев, Петр Финкельберг. Их помощниками и ассистентами стали дети войны Хазби Короев и Виллер Дзобаев, которые, хотя и не учились во ВГИКе, свои университеты проходили у высококлассных мастеров.
В документальном фильме Германа Гудиева «Хроникер», кадры из которого увидели зрители, директор студии Ахполат Цаллагов рассказывает о тех, кто стоял у истоков осетинской кинохроники. Уже в конце пятидесятых годов эти мастера получали награды на международных кинофестивалях документального и короткометражного кино. Михаил Колесников, Вадим Грунин, Петр Финкельберг, Аркадий Чубаров, Виллер Дзобаев, Герман Гудиев, Вячеслав Гулуев — все они являются режиссерами замечательных фильмов, которые снимались на Северо-Осетинской студии кинохроники. Именно кинохроника сохранила для будущих поколений живые образы национальных героев — Исса Плиева, Владимира Тхапсаева, Юрия Кучиева, Сослана Андиева и многих других знаковых для Осетии персон…
В историю осетинского кинематографа особой строкой вписывается история игрового кино. В 1959 году на экраны страны в постановке Секо Долидзе вышел художественный фильм «Фатима» по одноименной поэме Коста Хетагурова. В съемках фильма принимали участие режиссер Владимир Валиев, художник-постановщик Азанбек Джанаев, композитор Илья Габараев. Главную роль играл Владимир Тхапсаев, который почти в то же самое время предстал перед зрителями еще и в главной роли в картине «Сын Иристона» режиссера Владимира Чеботарева, отснятой на киностудии «Ленфильм». В «Сыне Иристона» также звучала музыка Ильи Габараева, а дирижировала оркестром Вероника Дударова.
То есть осетинское культурное сообщество было уже вполне подготовлено к производству собственного игрового кино. Поэтому в 1965 году известие о том, что на базе республиканской студии телевидения будет открыто производство художественных и документальных телевизионных фильмов, было принято восторженно. Более того, это было весьма почетно, ведь полнометражные художественные фильмы снимались в ту пору только на «Мосфильме», «Ленфильме», киностудиях союзных республик, а также на Одесской и Свердловской киностудиях.
Северо-Осетинская студия телевидения, сотрудничавшая с другими киностудиями страны, стала хорошей стартовой площадкой для осетинских актеров, которых узнавали и приглашали сниматься в другие регионы СССР. Так ярчайшей звездой советского кинематографа стал наш несравненный Бимболат Ватаев.
Открывшаяся в 1965 году в столице Северной Осетии студия по производству художественных и документальных фильмов, кроме всего прочего, являлась базовой студией для всех республик Северного Кавказа. Десятки молодых писателей и журналистов писали сценарии, известные композиторы сочиняли музыку к кинофильмам, актеры разных поколений реализовались в кино.
В том же богатом на кинематографические события 1965 году на экраны страны вышел художественный фильм Азанбека Джанаева «Осетинская легенда». В картине, созданной известным художником на его личные средства, снимались непрофессиональные актеры, поэтому «Осетинская легенда», снятая по мотивам «Кавказских повестей» Владимира Икскуля, стала картиной поистине народной. Она имела большой успех и была продана в десятки стран мира.
Первой же художественной кинокартиной производства Северо-Осетинского телевидения стал снятый в 1967 году фильм-опера «Возвращение Коста». В съемках принимали участие такие известные мастера, как Юрий Чулюкин, Иоаким Шароев, музыку к фильму написал Христофор Плиев. Фильмы такого жанра в ту пору нечасто снимали не только в нашей стране, но и в Европе. Поэтому выход на экраны кинокартины «Возвращение Коста» свидетельствовал в том числе и о высоком профессионализме североосетинских деятелей киноискусства.
Почти одновременно с «Возвращением Коста» вышли культовые для нескольких поколений наших зрителей фильмы «Жизнь, ставшая легендой» Юрия Чулюкина и «Костры на башнях» молодого кинорежиссера Роберта Меркуна.
Яркой страницей в развитии осетинского кино стал приход в художественный кинематограф региона молодых профессионалов, выпускников ВГИКа и Высших курсов режиссеров и сценаристов — режиссеров Батрбека Дзбоева, Рафаэля Гаспарянца, Измаила Бурнацева, сценаристов Владимира Гутнова, Игоря Притулы, кинооператоров Альберта Бзарова, Алана Себетова, Валерия Льянова, Михаила Немысского. С этими мастерами в наш кинематограф пришли и новые фильмы, которые и сегодня зрители смотрят с подлинным интересом. Скажем, такие лирические киноленты, как «Прощайте, коза и велосипед» и «Ах, любовь!» Батрбека Дзбоева, созданные совместно с Маирбеком Цихиевым и Эрой Савельевой по сценарию Юрия Чулюкина.
Особо отмечен в рамках проекта «Осетинская легенда в кадрах» был и мастер жанрового кино Рафаэль Гаспарянц, снявший 15 художественных и несколько десятков документальных фильмов. В числе самых известных работ режиссера дилогия по одноименным романам кабардинского писателя Рашида Кешокова «По следам Карабаира» и «Кольцо старого шейха». Гаспарянц — режиссер, который успешно работает с различным жанровым и драматургическим материалом. Лирическая музыкальная комедия «Песни над облаками» — самое яркое тому подтверждение. Легкий, пасторальный фильм с участием известных советских актеров Ии Нинидзе, Спартака Мишулина, Владимира Смирнова, Рамаза Гиоргобиани, с песнями композитора Геннадия Гладкова на стихи Максима Геттуева, которые в фильме исполняет Александр Градский, пришелся по нраву зрителям.
Также знаковой для режиссера Рафаэля Гаспарянца является и картина «Легенда горы Тбау». Это вторая после «Осетинской легенды» киноверсия повести Владимира Икскуля «Святой Илья горы Тбау». В фильме прозвучала народная песня в обработке выдающегося композитора и мелодиста Феликса Алборова, которую поет Феликс Царикати — исполнитель главной роли в картине.
Из других фильмов ведущими-экскурсово-дами по Осетии кинематографической были отмечены лирическая музыкальная комедия Роберта Меркуна «Во всем виновата Залина», культовая короткометражка Измаила Бурнацева «Сюрприз» (ей в прошлом году минуло 40 лет) и его же историко-революционная эпопея «Буйный Терек». Дилогия «Тайна бронзовой головы» и «В одной связке» стали последними работами Бурнацева и последними художественными фильмами Северо-Осетинской студии телевидения.
Из фильмов, относящихся к новейшей истории осетинского кинематографа, были названы снятая в 2006 году кинорежиссером Акимом Салбиевым на производственной базе Северо-Осетинской студии телевидения с привлечением студийных профессиональных кадров социально-психологическая драма «Одиннадцать писем к Богу», картины «Хохаг» (награждена главным призом жюри «Серебряный полумесяц» на МКФ в г. Ашхабаде в 1992 году), «Фарн» и «Рудник» (награждена главным призом в номинации «Исторический фильм» МКФ «Взгляды. Видения. История» в итальянском городе Ланузей в 2015 году) режиссера Мурата Джусоева, фильмы известного российского документалиста Вадима Цаликова «Граждане Беслана», «Надежда», «Отставной учитель», «Беслан. Память», художественный фильм Аслана Галазова «Ласточки прилетели», (получил награду кинофестиваля «Дух огня»), картины «Аланы. Дорога на Запад», «Кто ты, король Артур?», «Венгерская Алания» и другие продюсера и кинорежиссера Темины Туаевой.
Со словами приветствия и поздравления к участникам церемонии открытия Года кино обратились председатель Союза кинематографистов нашей республики, заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Гулуев, киновед Индира Черджиева, композитор, председатель Союза композиторов РСО-А, заслуженный деятель искусств РФ Ацамаз Макоев, народный артист России Дагун Омаев, народный артист РСО-А, лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова Анатолий Галаов, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСО-А, лауреат Государственной премии им К. Хетагурова Рафаэль Гаспарянц, актер и режиссер, руководитель ГТРК «Кабардино-Балкария», заслуженный деятель искусств РФ Руслан Фиров, актер и режиссер, заслуженный деятель искусств РСО-А Валерий Цариев, заслуженный деятель искусств РФ, кинорежиссер, продюсер и сценарист Аким Салбиев, продюсер и кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии им. К. Л. Хетагурова Темина Туаева. Отдав дань славному прошлому, выступавшие все, как один, говорили о том, что у осетинского кино должно быть будущее. Тем более что глава Союза кинематографистов республики Вячеслав Гулуев рассказал собравшимся о своем письменном обращении к Президенту России Владимиру Путину, поддержанном председателем Союза кинематографистов РФ Никитой Михалковым, об открытии во Владикавказе киностудии документальных, игровых и анимационных фильмов. «Весь Северный Кавказ смотрит сегодня на нас. Потому что знают: будет здесь студия — будет и у них реализация», — расставил все точки над i Вячеслав Гулуев.
Обещание оказать поддержку осетинским кинематографистам дал и врио Главы РСО-Алания Вячеслав Битаров. «Мы и в дальнейшем будем делать все для того, чтобы киноискусство в Северной Осетии развивалось. В бюджет для этого заложена определенная сумма», — пообещал он. Вячеслав Зелимханович поздравил также режиссера Мурата Джусоева с присвоением ему высокого звания заслуженного деятеля искусств РСО-Алания и вручил благодарственные письма Главы республики.
Завершая замечательный праздник кино «Осетинская легенда в кадрах», режиссером-постановщиком которого является актер театра и кино, заслуженный деятель искусств РСО-Алания Асланбек Галаов, ведущие поблагодарили всех, кто принял непосредственное участие в церемонии открытия Года кино. Это симфонический оркестр государственной филармонии РСО-А
(художественный руководитель заслуженный деятель искусств РФ, композитор Ацамаз Макоев), Государственный национальный эстрадный оркестр им. Кима Суанова (художественный руководитель и
главный дирижер заслуженный деятель искусств РФ, композитор Николай Кабоев), заслуженная артистка РСО-А Лиза Кабоева и лауреат международных конкурсов Залина Кабисова, оркестр народных инструментов государственной филармонии РСО-А (художественный руководитель и дирижер Олег Ходов), солист национального театра оперы и балета, заслуженный артист РСО-А Юрий Федотов и певица Виктория Бабаева, шоу-балет «Синема» (балетмейстер-постановщик Валерий Суанов), певец Эльбрус Губиев, солисты Государственного академического ансамбля танца «Алан» заслуженный артист РСО-А Леван Тедеев и Давид Дудаев, детская анимационная студия «Кадрик» (художественный руководитель Алана Газацева), продюсер проекта «Осетинская легенда в кадрах». генеральный директор медиагруппы «Ярче» Артур Албегов, режиссер монтажа Эльвира Байцаева.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: