«Но все ж нашел любви слова Саят-Нова» (Газета «Пульс Осетии» №12, апрель 2016)

Во Владикавказе в актовом зале Дворца детского творчества армянским национально-культурным обществом «Эребуни» был проведен вечер памяти непревзойденного поэта, музыканта и певца, первого ашуга Армении Саят-Новы. Впрочем, слава этого талантливейшего из смертных выходит далеко за пределы Армении. Ведь Саят-Нова, свободно владевший всеми закавказскими языками, сочинял музыку на собственные стихи, написанные на армянском, грузинском, азербайджанском и персидском (фарси) языках.
Высокую оценку творчества этого удивительного поэта дали многие известные люди. Так, по определению Валерия Брюсова, Саят-Нова — поэт «величественный, многообразный, по-тютчевски чуткий и, как Мюссе, страстный: один из тех “первоклассных” поэтов, которые силой своего гения уже перестают быть достоянием отдельного народа, но становятся любимцами всего человечества».
Жизненный путь истинного поэта всегда тернист. И Саят-Нова в этом смысле не исключение. С биографией знаменитого ашуга собравшихся познакомила ведущая вечера, народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц. Итак, Саят-Нова (Арутюн Саядян) родился и вырос в Тифлисе. «Из Индии? Нет, отец мой из дальних стран жил в Алеппо, а мать — авлабарка, мне дан свет в Тифлисе — свою в нем нашел я судьбу…» — писал поэт о своем происхождении. Подростком Арутюн поступил на службу к ткачу, а в дальнейшем, когда проявились его исключительные способности певца и музыканта, был приглашен во дворец грузинского царя Ираклия Второго в качестве придворного певца. И поначалу он был обласкан государем, что вызывало немалую зависть придворных — к таланту Саят-Новы и положению, которого он, простолюдин, занимал при дворе. К тому же обнаружилось противоречие между взглядами Саят-Новы и придворно-аристократическими понятиями (оппонентов поэт в своих произведениях нещадно критиковал), это и стало причиной его отдаления от двора. И Саят-Нова ушел в народ, сочинял стихи, близкие простым людям, пел задушевные любовные песни, потом стал священником и с 1768 года жил в Ахпатском монастыре. Сам себя он нарек «Саят-Нова» (царь песнопений) — по свидетельству современников поэт, музыкант и певец Арутюн Саядян обладал поистине чарующим голосом.
Смерть Саят-Новы, как, впрочем, и его жизнь, окутана легендами. В сентябре 1795 года, узнав о наступлении персидского шаха Ага Мохаммед Шаха Каджара на Грузию и его приближении к Тифлису, Саят-Нова спешно отправился из монастыря в столицу, где находились его дети, и отправил их на Северный Кавказ, в Моздок, а сам остался в Тифлисе. Персидские войска ворвались в город, грабя и убивая жителей. Вместе со многими другими христианами Саят-Нова искал приют в церкви святого Геворга под Мец Бердо. Солдаты Ага Мохаммед Шаха застали его там во время молитвы, когда, согласно легендам, потребовали выйти из церкви и отречься от своей веры. Саят-Нова категорически отказался это сделать и погиб под ударами персидских сабель. Погиб, не уронив своей чести и не предав своей веры.
Случилось это 220 лет тому назад. Однако стихи и песни замечательного армянского ашуга живы, что наглядно продемонстрировали участники вечера. Мелодии Саят-Новы исполняли музыканты Артур Галустян, Эдуард Петросян и Арсен Аветисян. Песни ашуга на армянском языке пели Грач Хачатрян, Анжела Миракян, Аракс Меликян и даже знаменитый французский шансонье Шарль Азнавур дуэтом с дочерью Седой (запись их выступления на концерте в Париже в 1975 году была воспроизведена на экране), на грузинском языке — Арутюн Наджарян. Ученики воскресной школы при Армянской церкви читали стихи Саят-Новы на армянском языке, а ведущая вечера Анжелика Тер-Давидянц — в переводе на русский. Свое стихотворение, посвященное Саят-Нове, продекламировал Сергей Цховребов. Участницы хореографического ансамбля общества «Эребуни» танцевали под мелодии, написанные ашугом более двух столетий назад. И все это ярко, эмоционально, на самом высоком профессиональном уровне! Никакой самодеятельной художественности, несмотря на то что вечер памяти был подготовлен исключительно силами общества «Эребуни». Режиссер-постановщик — заслуженный работник культуры РСО-Алания Эрмик Бабаянц.
Впечатление увиденным и услышанным, доложу я вам, было наисильнейшим. Первым делом появилось желание перечитать стихи поэта. С творчеством Саят Новы мне довелось соприкоснуться еще в юности: на филфаке, где я училась, преподавали такую дисциплину, как «Литература народов СССР». И творчество Саят-Новы тоже входило в программу. Но тогда это все делалось вскользь, на бегу. А вот теперь… Философские размышления о жизни величайшего из поэтов не могут не трогать:

Этот — сахар вкушает, а тот — ляблябу.
Этот — все веселится, тот — горестью
пьян.
Этот — взял золотник, а вон тот — взял
батман.
Здесь различные судьбы раскинули стан:
Этот — жизни исполнен, тот бедный —
в гробу.
Этот — в полном достатке, тот — нищ,
словно мышь.
…Этот — празднует пир, тот — кусает
губу…

И пронзила мысль: а кто сегодня помнит тех, кто травил поэта, не считая его ровней себе, кто завидовал его таланту, интриговал, всячески порочил его? Кто знает их имена? А имя «Саят-Нова» сохранилось в веках. Вот и задумаешься ненароком: так ли уж важны вся эта мишура, как то: титулы, социальный статус, материальные блага — все эти побрякушки, которым люди порой придают неоправданно большое значение? И тут опять на помощь приходит Саят-Нова, который будто и из дальней дали посылает нам свое завещание:

По-честному трудись, достоинство
блюди,
На путь извилистый с прямого не сойди,
Сынок, коль зло увидишь впереди,
Иди своим путем — Зло не указ, иди!

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Judithfag, 01:52, 18 Янв. 2017

wh0cd951954 <a >adalat online</a> <a >buy toradol online</a> <a >ventolin</a> <a >metformin hcl</a> <a >generic for finasteride</a> <a >zithromax</a> <a >cialis in canada online</a> <a >doxycycline</a> <a >wellbutrin xl 300 mg</a> <a >baclofen</a>

Judithfag, 14:39, 25 Фев. 2017

wh0cd951954 <a >buy viagra</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: