Бюджет выживания (Газета “Пульс Осетии” № 47, декабрь 2015)

27 ноября состоялось 39-е заседание Парламента республики пятого созыва. В повестке дня заседания было тридцать четыре пункта, но главным вопросом, который обсуждали депутаты, стал проект Закона РСО-Алания «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2016 год».
Предлагаем нашим читателям стенограмму основных выступлений по данному вопросу.

С докладом о проекте Закона РСО-Алания «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2016 год» выступил врио министра финансов РСО-Алания Олег Исаков.
Были утверждены основные характеристики республиканского бюджета на 2016 год:
— прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета в сумме 19 355 794,6 тыс. рублей с учетом средств, получаемых из федерального бюджета по разделу «Безвозмездные поступления» в сумме 10 020 290 тыс. рублей;
— общий объем расходов республиканского бюджета в сумме 19 755 794,6 тыс. рублей;
— прогнозируемый дефицит республиканского бюджета в сумме 400 млн рублей.
Установлен предельный объем государственного долга РСО-Алания по долговым обязательствам республики на 2016 год в сумме 11 млрд 500 млн рублей.
Верхний предел государственного долга Северной Осетии по долговым обязательствам республики на 1 января 2017 года утвержден в сумме 10 млрд 21 млн рублей, в том числе по государственным гарантиям в валюте РФ в сумме 52 млн рублей.
Объем расходов на обслуживание государственного долга Северной Осетии на 2016 год утвержден в сумме 500 млн рублей.
В 2016 году предполагается снижение доходов республиканского бюджета без учета целевых средств относительно планового показателя 2015 года на 128,5 млн рублей. Связано это прежде всего со снижением объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также со снижением объемов дотаций на сбалансированность.
Собственные налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в объеме 9 млрд 155,8 млн рублей. В основном рост обеспечат акцизы на алкогольную продукцию.
Значительные объемы поступлений ожидаются от продажи земельных участков и имущества, находящихся в республиканской собственности.
Планируется пополнить доходы от продажи земельных участков — 400 млн рублей, продажа имущества — 110 млн рублей, продажа акций, находящихся в республиканской собственности — 503 млн рублей.
В структуре доходов республиканского бюджета поступления налоговых доходов составят 8 млрд 427,6 млн рублей, неналоговых доходов — 728, 9 млн рублей.
Так называемые безвозмездные поступления из федерального бюджета на 2016 год планируются в сумме 10 млрд 200 млн рублей. В том числе в части дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности — в сумме 7 млрд 888, 6 млн рублей, дотации на сбалансированность — 90,6 млн рублей. В части целевых безвозмездных поступлений, то есть субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов — в сумме 2 млрд 220,8 млн рублей.
В 2016 году намечается снижение общего объема расходов республиканского бюджета относительно объемов в 2015 году на 200,4 млн рублей.
90 % всех расходов бюджета сформировано в рамках 20 государственных программ республики. В целом бюджет 2016 года сохранит свою социальную направленность.

С содокладом выступил председатель парламентского комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Асланбек Хадарцев:
— Мы верстали бюджет вместе, каждую цифру обговаривали и знаем, что его трудно сегодня назвать, как говорили, социальным бюджетом, бюджетом развития. Мне кажется, что данный бюджет — это бюджет ответственности. Сегодня говорить о том, что все реально это выполнить, очень тяжело. Мы сегодня абсолютно не учитываем наше незавершенное строительство. Единственное, что я хочу сказать: когда мы построили бюджет, впервые мы не увидели никакого выделения средств на какие-то неизвестные коммерческие ГУПы, такого ничего нет. Все ясно и прозрачно.

Выступление Председателя Правительства РСО-Алания Вячеслава Битарова было достаточно откровенным и эмоциональным:
— Я бы хотел сказать честно, что, к сожалению, времени не было для того, чтобы мы сегодня сказали, что принимаем бюджет, который полностью просчитан и полностью будет исполнен в следующем году. Но это не значит, что мы его приняли, не обдумывая каждую цифру. Мы сейчас продолжим работу, прошу депутатский корпус тоже подключиться. Конечно, это не означает, что депутаты обязаны, но все мы занимаемся одним делом, поэтому будем благодарны всем, кто примет участие в комиссиях по оптимизации расходов, которые в министерствах были созданы.
К сожалению, бюджет жесткий, можно даже сказать, жестокий, потому что пришлось урезать многие вопросы — это и сельское хозяйство, и социальная сфера. Но, к сожалению, других вариантов мы не видели. Ко второму чтению у депутатского корпуса и у всех небезразличных будет возможность внести поправки, с которыми мы обязательно согласимся, если они будут реальные и конструктивные. Но исходя из тех доходов, которые сложились на сегодняшний день, исходя из той налогооблагаемой базы, которая имеется сегодня в республике, и из той ситуации, которая в государстве, мы представили тот бюджет, который смогли сверстать, скажу вам честно. Мы надеемся на то, что, проведя оптимизацию, у нас все получится. Оптимизация — это не означает то, что мы собираемся всех уволить с работы. Почему-то распространяются слухи о том, что было сказано — всех бюджетников нужно уволить с работы. Такого не было. Но еще раз повторяю: есть надутые штаты, и все, наверное, с этим согласны, и есть сотрудники, которые не исполняют свои функциональные обязанности во всех структурах власти, и мы от них должны избавиться. Я готов лично рассматривать каждую кандидатуру, которой предложено покинуть бюджетную структуру.
Мы с правительством ежедневно обсуждаем вопросы, чтобы нормировать все полностью — начиная с жилищно-коммунальных услуг и кончая канцелярскими расходами во всех министерствах и бюджетных учреждениях. И обязательно мы это должны будем сделать, без этого невозможно решать вопросы — там мы надеемся найти дополнительные средства, которые мы используем для многодетных матерей и на сельское хозяйство.
В 2016 году мы должны создать все условия для того, чтобы в 2017 году мы могли получать дополнительный доходный бюджет, то есть создавать налогооблагаемую базу. В связи с этим глава республики внес предложение, и мы сейчас будем работать над этим, прошу всех неравнодушных отозваться на наше обращение. Хотим создать пока предварительно экономический совет, назовем его «Совет развития при Главе республики». Все те, кому небезразлично, должны участвовать и обсуждать вопросы создания оптимальных условий для работы бизнеса в республике. Но, опять-таки, это все зависит от тех, кто здесь присутствует. Надо в муниципалитетах разрушить систему, которая не позволяет тому, кто хочет работать, свободно работать. Мы хотим также найти средства и в закупках, уже на сегодняшний день мы проанализировали и нашли какие-то средства. Мы сравниваем с прошлыми закупками: какие суммы были потрачены в предыдущие годы и какие суммы были потрачены за пять месяцев уже после того, как управление возглавил Ахсарбек Фадзаев. Буквально вчера мы анализировали. Если кому-то нужно будет, мы цифры предоставим.
Позавчера ко мне пришли с такой информацией: якобы по предприятиям прошлись и сказали, что новое правительство откаты опять спустило. Я не буду скрывать, я честно буду говорить. Негодяи ходят и говорят предпринимателям, что новое правительство опять спустило откаты по 10 %. Такого не было. Я попросил Албегова, чтобы разобрался с этими негодяями. Поэтому мы можем до утра обсуждать этот вопрос, но пока эту систему не поломаем, мы, к сожалению, средства не найдем. Извините за эмоциональность.
Когда каждый день мы сидим с заместителями, с министрами и действительно думаем, где же найти эти копейки, чтобы рассчитаться за продовольствие и за другие социальные обязательства, эти люди продолжают мародерствовать. Я буду озвучивать их фамилии, чтобы они это знали. Давайте положим этому конец, это зависит и от всех присутствующих, здесь вся власть собралась, и не надо скрывать этого.

В прениях выступила руководитель фракции «Патриоты России» Маргарита Кулова:
— В выступлении председателя правительства было очень много правильных слов, с которыми трудно не согласиться. И все же хочется заметить, что бюджет, в который заложена только заработная плата и несколько социальных статей, по определению быть социально ориентированным не может. Определение средней заработной платы по экономике на будущий год в размере 15 000 рублей выгодно правительству, так как этот норматив нужен для выполнения майских указов, так легче отчитываться, чем с 21 тысячи рублей. Депутаты нашей фракции в течение трех лет говорили о том, что при той теневой экономике, которая у нас есть, рано или поздно мы столкнемся с серьезными финансовыми проблемами. И действительно мы это наблюдаем, когда чуть ли не половину собственных доходов нам приходится отдавать в виде страховых отчислений за неработающее население. Если бы нам удалось вывести из тени хотя бы часть, то этим мы бы уменьшили бремя нашего бюджета и возникли возможности для инвестирования интересных инновационных проектов. А когда у нас сегодня республиканская адресная инвестиционная программа всего 158 млн рублей, то говорить об энном количестве программ не приходится.
Я благодарна председателю правительства Вячеславу Битарову за приглашение принять участие в формировании главного финансового документа, однако хочу заметить, что о том, какие должны быть подходы, говорилось многократно, а реализация этих подходов дело исполнительной власти. У нового правительства было не так много времени, чтобы показать реальные результаты работы. Хотя, когда я посмотрела бюджет, я не видела особенных результатов работы. Но мы все равно должны дать им возможность и подождать какое-то время, когда уже станет просто неприлично кивать на плохое наследие и надо будет нести ответственность за то, что делаете сами. С нашей помощью, конечно.

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: