ВЛАДИМИР УВАРОВ: «САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ ТЕАТР В ТЯЖЕЛЫЕ 90-Е» (Газета “Пульс Осетии”)

Художественному руководителю и директору Академического русского театра им. Евгения Вахтангова, народному артисту России, заслуженному артисту Северной Осетии, лауреату Госпремии имени Коста Хетагурова Владимиру Уварову — 65! В это трудно поверить. Владимир Иванович моложав и молод душой, энергичен, активен, полон творческих замыслов и задумок.
Более 30 лет жизни он посвятил нашему Русскому театру, на сцене которого переиграл множество ролей. Театральные критики отмечают, что во многих спектаклях талант Уварова-актера проявился в незаурядной трактовке образов: Яго в «Отелло» Шекспира, Урядник в спектакле «Мир вашему дому» Г. Горина, Малюта Скуратов в «Василисе Мелентьевой» А. Островского, Капулетти в «…Чума на оба ваши дома!» Г. Горина, Лопахин в «Вишневом саде» А. Чехова, Тимофеев в «Пяти вечерах» А. Володина, Наполеон Бонапарт в «Корсиканке» И. Губача, Иван Коломийцев в «Последних» М. Горького. Те же критики отмечают, что Уварова-актера «отличает способность к современному художественному обобщению, взрывной темперамент, органика, обаяние».
Все это так. Но не менее, а, возможно, даже более значимо то, что, возглавив театр в лихие 90-е (в 1992 году Уваров стал директором театра), он приложил недюжинные усилия для того, чтобы сохранить приверженность театра лучшим традициям отечественной культуры и вывести его на уровень одного из лучших театров Юга России. А возможно, даже всей России.

— Владимир Иванович, за время вашего пребывания на посту директора и художественного руководителя Русского театра театр обрел статус академического, имя Евгения Вахтангова, был признан лучшим русским театром республик Кавказа…

— Не только Кавказа. Александр Сергеевич Дзасохов всегда подчеркивал: «Один из лучших театров России!»

— Пожалуй. Но я продолжу. Театр стал творческой базой для уникального проекта, который продолжается уже более десяти лет. Идея психологической реабилитации детей, пострадавших в результате трагических событий в Беслане, зародилась здесь совместно с Банком Москвы и Московским ТЮЗом. Театр всегда достойно представлял Осетию на всевозможных гастролях и фестивалях, где неизменно получал высокую оценку своей деятельности и имел зрительский успех. Критики отмечают редкое сегодня в труппе явление — «единая актерская школа». Кроме того, в театре стало доброй традицией приглашать для постановки интересных режиссеров, а на премьеры авторов ставящихся пьес. Так, известный писатель, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, драматурги Мария Ладо, Владимир Гуркин, Михаил Бартенев, американская писательница Лора Каннингем, посмотрев спектакли по своим пьесам, выразили коллективу театра искреннее одобрение и признательность за вдохновенное искусство. Список побед и достижений театра можно продолжать и продолжать… Скажите, пожалуйста, проделав так много, чем вы больше всего гордитесь?

— Чем горжусь? Тем, что удалось сохранить театр в самые тяжелые 90-е годы, что театр не потерял душу, человечность и искренность, свой творческий потенциал и удивительную для многих работоспособность. Вспоминается, как мы были на гастролях в Мытищах. Работать приходилось в отвратительных условиях. Нам не предоставили помещения для складирования декораций. Они хранились в фурах. А в день мы давали по два спектакля — сказку и вечерний. И монтировщикам на протяжении 10 дней приходилась эти фуры разгружать и загружать. Так мы работали. Помню, худрук Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ», увидев, как мы разгружаем фуру, ухмыльнулся: «Вы думаете успеть поставить к вечернему спектаклю декорации?» Но когда он увидел, что все у нас получилось, то воскликнул: «Снимаю шляпу! Вам нужно провести мастер-класс с нашим монтировочным цехом».
Вот этим я горжусь — что театр работает как отлаженный механизм. У нас в коллективе добрая, семейная атмосфера. Интриг нет — некогда интриговать. Если что-то не так, поругаем, не без этого…

— Чем собираетесь и дальше нас удивлять?

— Сейчас ведем переговоры о постановке с режиссером Михаилом Цитриняком. Он загорелся, хотя, знаю, не любит выезжать за пределы Москвы.

— Здорово! Поставленные им спектакли «Медея» и «Крик лангусты», которые наши зрители увидели во время гастролей московского вахтанговского театра, выше всяких похвал!

— Главный режиссер московского вахтанговского театра Римас Туминас звонил и объяснялся нам в любви. Сказал, что надо быть не на словах, а на деле родственными театрами. Ко мне на юбилей приедет директор московского театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок. Думаю, наши творческие связи станут более крепкими.
Чем еще собираемся удивлять? 31 октября — 1 ноября у нас в театре премьера мюзикла Леонида Адамова «Любовь, несмотря ни на что». Честно говоря, когда на повестку дня был поставлен вопрос о постановке мюзикла, я пребывал в раздумьях: ставить — не ставить, потянем ли? Такого жанра в нашем театре еще не было. Мюзикл — это большой риск. Это и финансово затратная история. Сложный жанр. Там нужно и музыку подгонять под каждого актера, делать аранжировку. Это же не музыкальный спектакль, это мюзикл. Не всякий драматический театр может такое вытянуть. Но в конце концов мы решились.
Автор либретто «Любовь, несмотря ни на что» — доктор технических наук, профессор, заслуженный строитель России Левон Рафаэлович Маилян. Он творит под псевдонимом «Леонид Адамов». Композитор — Александр Гоптарев, ростовчанин. Он, кстати, был поражен, что у нас так много поющих, талантливых актеров. Балетмейстер — Сергей Никульшин, трижды номинант премии «Золотая маска». Он готовит к выступлениям на соревнованиях олимпийских чемпионов по фигурному катанию и чемпионов мира по спортивной акробатике. Вот такой человек осуществляет постановку. А работает непосредственно с актерами репетитор по пластике. Художник-постановщик — Анатолий Исаенко. Очень интересный художник, в свое время он был главным художником в театре Аллы Пугачевой. Сейчас работает параллельно в Московском театре сатиры.
Должен был ставить этот спектакль Саша Горбань. Он к нам приезжал, были грандиозные планы. Саша семь лет проработал в театре «Сатирикон» с Костей Райкиным, дважды номинировался на «Золотую маску», семь лет работал в театре имени Вахтангова. Но… Случилось несчастье. Саша погиб — попал под колеса электрички. По инициативе наших друзей Левона Маиляна, Сережи Никульшина и других для постановки мюзикла пригласили известного болгарского режиссера Богдана Петканина…
В ноябре Вячеслав Вершинин выпускает спектакль «Нельская башня» Александра Дюма. Валерий Попов ставит очень яркую, красивую сказку. Художник-постановщик — Сергей Бречко, талантливый человек.
В январе к нам приезжает наш друг Марк Розовский. Будет ставить комедию Карло Гольдони «Трактирщица».
Гиви Валиев давно хочет поставить на нашей сцене. Он окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Смотрел его «Кровавую свадьбу» в Дигорском театре. Понравилось. Ищем пьесу для постановки.

— Владимир Иванович, вас называют «играющим тренером». Скажите, а ваши актерские амбиции удовлетворены? Что еще хочется самому сыграть?

— Я никогда не выпрашивал ни у одного режиссера роль. Я достаточно критически к себе настроен. Я всегда в раздумьях, всегда сомневаюсь: а сумею ли сыграть? До тех пор пока режиссер не скажет мне: «Это твоя роль». В своей жизни я много ролей пропустил. Порой из-за этих самых сомнений, порой из-за нехватки времени. Валерий Попов в свое время просил меня сыграть Гамлета. Я все тянул. А теперь уже возраст ушел.

— Вы упомянули о нехватке времени. Чем оно заполнено, помимо работы в театре?

— Я возглавляю Общественный совет при МВД, являюсь членом Комиссии по помилованию, Комиссии по Государственной премии имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства, членом Совета по культуре при главе республики, членом политсовета регионального отделения «Единой России», пять лет был депутатом парламента. Из парламента сам ушел — некогда театром заниматься.

— Как собираетесь отмечать свой юбилей?

— 9 октября зрители увидят спектакль «Последние», где я играю Коломийцева. Будет, конечно же, и капустник. В спектакле моя жена Наталья Серегина играет мою жену.

— Как и пять лет назад в спектакле «Корсиканка», где вы играли Наполеона, а Наталья — вашу любимую женщину Жозефину Понтиу. Почему именно спектакль «Последние» вы выбрали для своего юбилея? Чем вам близка роль Коломийцева? Ее, кстати, высоко оценили критики на «Фестивале фестивалей» во Владимире.

— Коломийцев с первого прочтения — это безумная сволочь. Но когда Модест Абрамов ставил этот спектакль, он говорил: «Мне неинтересна тема революции. Мне важно поставить спектакль о семье». Ведь сегодня, посмотрите, размыты все понятия, близкие люди убивают друг друга из-за наследства — домов, дач. Спектакль-то получился невероятно современный! Он не оставляет никого равнодушным. Зрители в зале плачут, смеются, уходят взволнованными. Вся классика будто написана сегодня утром. Приступая к постановке «Последних», Модест Абрамов говорил: «Я хочу ставить не Горького, а Чехова». У нас, скорее, получился Чехов, нежели Горький. Мы истолковали пьесу Алексея Максимовича по-другому. Когда Борис Захава в вахтанговском театре поставил его «Егора Булычева», Горький, как известно, сказал: «Я писал другую пьесу». Примерно то же получилось и у нас.
Кстати, о Коломийцеве. Зрители не раз говорили о том, что им его жалко. «Он так борется за свою семью, он приверженец домостроя, вот так он его понимает», — говорили они. Каждый актер, я считаю, должен оправдывать своего героя. В свое время хвалили моего Яго, может, потому, что я играл не подонка, а человека очень верящего.

— Оттолкнувшись от Коломийцева, так и хочется поговорить о семейных ценностях. Расскажите, пожалуйста, что сейчас происходит в вашей семье, чем занимаются ваши дети?

— Мне часто доводилось слышать, что актеры — люди легкомысленные, понятие «крепкая семья» им незнакомо. Так вот, скажу сразу: это не про нас. Я по натуре однолюб. Мой брак с Натальей Серегиной — первый и единственный. Мы познакомились во Владикавказе. Этот город подарил мне семью и стал для меня второй родиной.
Мы с Наташей уже стали дедушкой и бабушкой. Нашей внучке Веронике три с половиной года. Ее папа, наш сын Денис, живет в Москве, работает в Совете Федерации у Валентины Матвиенко. Его хвалят, им довольны. Начинаю потихоньку им гордиться.
Дочка Ира учится в СОГУ. Оканчивает факультет управления. Нашей второй дочерью стала невестка Сима. Она человек глубоко верующий. Папа у Симы — протоиерей. Она вместе с мамой и сестрой приедет на мой юбилей.
Что еще нового в моей семье? Маму свою, ей 94 года, я перевез сюда из Курска. Из Курска приедет на мой юбилей папина внучатая племянница. Приедет Наташина сестра из Лондона. Я счастлив, что соберутся мои родные. Счастлив, что буду отмечать свой юбилей в кругу дорогих и близких мне людей!

— С 65-летием вас, Владимир Иванович! Счастья вам, радости, удачи, везения и новых творческих свершений. Поздравляем!

Беседовала
Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: