ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ (Пульс Осетии №22 июнь 2015)

Наш корреспондент после прошедшей очередной сессии парламента встретился с экспертом по экономике Дзамболатом КУНДУХОВЫМ и задал ему ряд вопросов.

— Дзамболат, на последнем заседании Парламента РСО-Алания рассматривался целый блок финансово-экономических вопросов. Это исполнение бюджета за I квартал текущего года, отчетный доклад по выполнению требований майских указов в части доведения заработной платы бюджетников до установленных на основе общереспубликанского уровня значений. Но наиболее актуальным был вопрос эффективности использования земель сельхозназначения. Вы уже ознакомились с содержанием выступлений, отзывами и решениями по озвученным проблемам?
— Да. Как и ожидалось, особые споры возникли при обсуждении отчета об эффективности использования земель сельхозназначения. Смысл выступлений в основном критический. Упреки звучали как в адрес арендаторов государственной и муниципальной земли, так и в адрес властей, регулирующих данное направление деятельности.
— А какова ваша позиция по данному вопросу?
— Я согласен с выступлением Ноха Токаева по части того, что отчет, сформированный под руководством заместителя Председателя Парламента РСО-Алания Г. Кучиева, содержит преимущественно статистическую информацию, причем не на предмет упущенных возможностей от нерационального распределения муниципальных земель, а на тему перевода муниципальных земель в различные формы. Единственный полезный показатель, характеризующий экономические аспекты по данной проблематике, который можно увидеть в отчете, это 55 млн рублей неуплаченной арендной платы за муниципальные земли сельхозназначения.
— Можно привести название показателей, которые должны содержаться в подобном анализе состояния дел в области эффективности использования сельхозугодий?
— Пожалуйста. Нужно установить анализируемый период времени. Возьмем три последних года — с 2012 по 2014 год включительно. Дальше смотрим на суммы поступлений в бюджеты всех уровней за 2012–2014 годы по каждому отдельному хозяйству:
в первую очередь по уплате арендной ставки;
во вторую очередь по поступлениям от уплаты налога на землю;
далее по всем иным налоговым выплатам:
по налогу на прибыль;
по налогу на доходы физических лиц, уплаченных работниками, в том числе по трудовым договорам найма и владельцами сельхозпредприятий;
по страховым отчислениям в пенсионный, социальный и медицинский фонды;
по сельхозналогу и т. д.
Последующий шаг — определение сумм безвозмездных поступлений по каждому исследуемому хозяйству за счет федерального, республиканского и местных бюджетов; анализ всех предоставленных льгот и преференций, включая части льготных ставок коммерческих кредитов, компенсированных за счет средств государства и даже страховых выплат.
Сопоставление всех вышеперечисленных показателей в увязке с материальными ресурсами и масштабами хозяйственной деятельности в разрезе всей номенклатуры, при необходимости вплоть до видов отдельных культур и сортов, с аналогичными
показателями сельхозорганизаций, работающих в белую, то есть в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и т. д. позволит реально установить зоны неэффективного использования и суммы упущенных доходов в бюджеты всех уровней.
— Если я правильно понимаю, отчет должен был содержать количество неэффективно используемых земель и сумм, недополученных в республиканский и местные бюджеты в каждом муниципальном районе и населенном пункте.
— Конечно! Можно добавить. Отчет должен содержать количество хозяйств, ведущих свою деятельность на грани фола, и даже количество отдельных земельных участков внутри хозяйств, используемых неэффективно. А если сказать открыто, то в ущерб всей республике, сугубо в корыстных целях.
Кроме того, период проведения подобного анализа эффективности использования земель не должен превышать трех месяцев, а не на протяжении двух лет за время работы парламента последнего созыва и порядка пяти лет в предыдущем составе. Исполняться он должен за счет административного ресурса, не вовлеченного ранее в процесс раздачи земельных участков.
— Допустим, зоны неэффективности установлены. Что делать с ущербными хозяйствами? Ведь арендные взаимоотношения связаны договорами на 49 лет?
— На сегодняшний день ситуация такова. Земли разбазарены. Доходы от сдачи земель в аренду ничтожно малы. Земель на более эффективные проекты по садоводству, овощеводству и семеноводству просто нет. Республике надо развиваться, а земельные ресурсы бездарно утрачены. Даже общественные пастбища практически в каждом населенном пункте сданы в аренду.
Остается только один вариант — изымать неэффективно используемые земельные участки в судебном порядке. Это не собственность арендаторов. Земли — это государственные ресурсы, которые необходимо использовать с пользой для общества. Ведь, по сути, недобросовестные арендаторы, скрывающие прибыль, являются нарушителями законодательства, что дает право оспорить ранее заключенные договора. Кроме того, немаловажен аспект соблюдения законодательно установленных требований при распределении сдаваемых в аренду земельных участков, который зачастую, как мы знаем, вызывает вопросы и требует отдельных разбирательств.
— Допустим, земли вывели из владения недобросовестных сельхозпредпринимателей. Как же ими рационально распорядиться?
— Прежде всего необходимо усовершенствовать договорные отношения. Договором с арендаторами должны быть установлены цели и экономические критерии оценки эффективности деятельности хозяйства. Может быть указано отдельное направление растениеводства, и даже культура. Этим же договором определяются сроки проведения промежуточных оценок деятельности, в том числе развитие во всех возможных направлениях. Целесообразно делать срез эффективности каждые 5 лет.
Должны быть четко установлены финансово-экономические значения, достижение которых позволяет продлить аренду на очередные 5 лет, в противном же случае начать процедуру расторжения договора.
Для наибольшего охвата активного сельского населения целесообразно выделять участки от 3 до 5 гектаров.
— Как это должно выглядеть на практике?
— Я, конечно, не специалист в сельском хозяйстве, но самый простой для восприятия пример привести можно. Если бы в республике было порядка 100 хозяйств, имеющих многолетние насаждения грецкого ореха в возрасте 10–12 лет по 5 гектаров каждое (100 деревьев на 1 гектар), то при урожайности 15 кг очищенного от скорлупы ореха с 1 дерева и стоимости 500 рублей за 1 кг доходы этих хозяйств составили бы 375 млн рублей, или 3 750 тыс. рублей с каждых пяти гектаров. И каждый год с ростом деревьев урожайность и, соответственно, доходы только бы увеличивались на 20–25 %.
Подобный фронтальный подход имеет и другие преимущества. Например, хозяйства, ведущие однотипную деятельность, могут объединяться на самых разных стадиях сельхозпроизводства: совместно закупать и эксплуатировать перерабатывающее оборудование, строить хранилища, брать в аренду технику, строить совместные коммуникации, вести охрану и т. д.
Вообще я считаю, что республике нужно фронтально развернуться к садоводству, овощеводству и ничего не имею против семеноводства. Для примера достаточно взглянуть на наших ближайших соседей. Подобный фон должны создать республиканские и местные власти. Да хотя бы на основе тех же договорных отношений.
Да и государственную поддержку осуществлять по четким направлениям легче, чем размывать деньги по всем видам деятельности.
— До беседы с вами у меня было устоявшееся мнение, что уже невозможно что-либо исправить и ситуация полностью вышла из-под контроля. Однако еще не все потеряно! Как говорится, было бы желание!
— И последнее. Я не могу не отметить факты бездействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. Вообще, не понятно, каким образом земельные участки в сотни гектаров, относящиеся к Кировскому и Моздокскому районам республики, сдаются в аренду приграничными администрациями соседних республик и даже прошли оценку в соответствующих территориальных подразделениях кадастровых палат. Одного гектара не найти, общепоселковые пастбища выводятся из общественного пользования, а тут на тебе, собственные земли утекают при полном попустительстве и халатности наших же чиновников.
— Очень существенное дополнение. Большое спасибо за интервью! Разрешите пожелать вам реализовать высказанные инициативы на практике.

Вопросы задавал
Павел СНИКЕР

Комментарии

Aarondeats, 04:59, 25 Апр. 2017

wh0cd363963 <a >nolvadex no rx</a> <a >neurontin pfizer</a> <a >tretinoin</a>

AlfredImase, 06:01, 14 Июн. 2017

wh0cd645966 <a >Retin-A Cream</a>

KennethLem, 15:13, 18 Июн. 2017

wh0cd696543 <a >purchase albendazole</a> <a >viagra soft</a> <a >cialis 20 mg</a>

AlfredImase, 23:40, 17 Июл. 2017

wh0cd431189 <a >buy pepcid</a> <a >lynoral without prescription</a> <a >septilin</a> <a >trileptal 300 mg</a> <a >plendil</a> <a >shuddha guggulu</a>

BennyHanty, 02:28, 18 Июл. 2017

wh0cd872038 <a >Cardura</a> <a >effexor 150mg</a>

CharlesRoand, 05:14, 02 Авг. 2017

wh0cd707969 <a >Nolvadex Online Prices</a> <a >buy motilium</a>

Tracyfut, 12:45, 06 Авг. 2017

wh0cd565753 <a >erythromycin</a> <a >asacol hd dr</a> <a >augmentin</a> <a >zocor</a>

Aarondeats, 04:05, 27 Авг. 2017

wh0cd42870 <a >buy colchicine 0.6mg</a> <a >how much does ivermectin cost</a> <a >citalopram 20 mg weight loss</a>

BennyHanty, 04:01, 07 Сен. 2017

wh0cd243518 <a >buy yasmin birth control pills</a> <a >tretinoin cream</a> <a >clonidine tablets</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: