«Недоразумение» А. Камю на владикавказской сцене (Пульс Осетии №16, апрель 2015)

В малом зале Русского театра вновь премьера. На этот раз зрители увидели спектакль по пьесе Альбера Камю «Недоразумение» в постановке главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств РСО-Алания, народного артиста Северной Осетии Валерия Попова. Хочется сразу отметить, что драматическое произведение «совести Запада» Камю, впервые опубликованное и поставленное на сцене в 1944 году, исследователи рассматривают не иначе как вариант современной трагедии рока. Тема рока, бессмысленности человеческой жизни, надо сказать, весьма характерна для творчества Камю. И пьеса «Недоразумение» в этом смысле не исключение. Абсурдность существования человека в мире, где царит жестокий рок, а также разобщенность, взаимонепонимание людей — вот центральные идеи спектакля, конфликт которого, кажется, неразрешим. Столкновение с роком оканчивается трагически для всех его персонажей.
Однако обращение Русского театра именно к этой пьесе Камю вызвано отнюдь не этим, для кого-то, возможно, небезынтересным умозаключением. Для режиссера Валерия Попова, по его собственному признанию, интерес представляют проблемы нравственного выбора, обесценивания человеческих отношений, самой жизни, сделки с совестью, сопряженной с установлением границ между дозволенным и недозволенным. Помнится, этаким вопросом мучился в свое время Раскольников Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Но в отличие от героя Достоевского персонажи Камю замысловатую философскую подоплеку под свои действия не ищут и угрызениями совести не мучатся. Они давно очерствели, огрубели душой, разучились чувствовать и потому без зазрения совести идут на убийство. И уже не в первый раз. Хозяйки постоялого двора Марта (Эллина Захарова, Алена Бондаренко) и ее Мать (народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц) задумывают отправить на тот свет своего нового постояльца Яна (Антон Тогоев). Мотивация их злодеяния проста: завладеть деньгами убиенного, ведь с их помощью можно начать новую жизнь. Новая жизнь — это единственная разъедающая душу мечта. Марта грезит пейзажами прекрасной средиземноморской природы, где солнце столь паляще, что способно выжечь душу, оставляя лишь опустошенные тела, которые — о счастье! — не чувствуют боли. Эгоистичную Марту и ее Мать, уставшую от жизни и равнодушную ко всему женщину, отнюдь не смущает избранный ими путь достижения цели — «ведь жизнь еще более жестока, чем мы». И муки совести им неведомы.
Правда, до поры до времени, до узнавания сокрытой истины, которая всплывает уже после совершения убийства и переворачивает все с ног на голову, вернее, с головы на ноги. Наутро после трагической развязки старый слуга (Никита Верзилин) — олицетворение неумолимого рока — вручает хозяйке паспорт несчастного постояльца. Так Мать узнает, что убитый — ее сын и брат соучастницы преступления Марты. Когда-то двадцать лет назад он покинул отчий дом, а вот теперь, движимый чувством долга, вернулся в родные пенаты, дабы помочь матери и сестре. Ян потому только не открылся им сразу (знал бы он, к чему это приведет!), что желал узнать побольше о нуждах своих ближних…
Случилось так, что холодящая душу правда в конце концов открылась. И Мать вновь испытала, казалось бы, навсегда забытую боль. «…Я только что узнала, что ошиблась, что на земле, где нет ничего надежного, нам все же есть на что положиться… Любовь матери к сыну — вот на что я сегодня полагаюсь», — восклицает она. В этом признании Матери — приговор не только ей самой, но и «той свободе от нравственных принципов», которую они с дочерью логично выводили, оправдывая себя тем, что мир неразумен, а судьба жестока.
В отличие от Матери и Марты, чьи души не на шутку закостенели, ставший их жертвой Ян все прошедшие 20 лет терзался чувством вины перед ближними, которых он когда-то покинул, ему ведомо чувство долга, как ведомо и чувство любви, которую он наиболее сильно испытывает к своей жене Марии (Мария Федорович, Марина Мартынова). Мария вообще символизирует в спектакле любовь, она-то как раз живет, повинуясь влечениям сердца. И потому по замыслу режиссера именно на фоне страданий Марии в финальной сцене спектакля звучит стихотворение Беллы Ахмадулиной «Она цеплялась за любовь». И если по логике вещей театральное действо должно вызывать катарсис, то как раз в этот момент он и должен был бы произойти.
Но лично со мной, уж простите, этого не случилось. Должно быть, оттого, что слишком уж убедительно играли злодеев задействованные в постановке актеры и слишком уж удручающее впечатление произвели вершившие свое черное дело преступницы (о боже, такие живут среди нас!). И только в конце спектакля стало понятно, почему основное театральное действо совершается под черным сетчатым балдахином, от которого рябит в глазах, но именно он (таков замысел режиссера), как стекло, отделяет людей от нелюдей, вершащих свою кровавую мессу.
Ольга РЕЗНИК

Комментарии

asoliaqwwy, 17:02, 22 Дек. 2016

<a >metformin er</a> <a >mobic 15 mg tablet</a> <a >diclofenac drug</a> <a >prednisolone</a> <a >zithromax</a> <a >more info</a> <a >metformin on line</a> <a >example</a> <a >brand amoxil online</a> <a >hydrochlorothiazide 25 mg</a>

AlfredImase, 05:26, 08 Мар. 2017

wh0cd403188 <a >viagra soft tabs</a> <a >ampicillin stock</a>

Aarondeats, 09:16, 05 Авг. 2017

wh0cd13001 <a >acyclovir without a rx</a> <a >generic metformin</a> <a >buy medrol</a> <a >buy clomid online</a> <a >viagra pills</a>

CharlesRoand, 20:32, 31 Авг. 2017

wh0cd211593 <a >GENERIC ZOLOFT</a>

JohnRax, 02:23, 06 Сен. 2017

<a >buy cheap essays online</a>

CharlesRoand, 21:04, 06 Сен. 2017

wh0cd3604975 <a >how much does buspar cost</a>

AlfredImase, 04:38, 12 Сен. 2017

wh0cd4854066 <a >buy provera</a> <a >cymbalta generic</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: