«Его всадник — надежда родной земли» (Пульс Осетии №9, март 2015)

Хотелось сделать название значительно длиннее, но этого не позволяет газетный формат. На самом же деле строка, вынесенная в заголовок, — из стихотворения народного поэта Осетии Ирины Гуржибековой, и она имеет продолжение: «Его всадник — надежда родной земли, что ее не затопчут чужие копыта». Стихотворение было прочитано автором на вернисаже, а посвящено оно художнику Анатолию Канукову, чья персональная выставка «Всадник» открылась в минувшую пятницу в выставочном зале Национальной научной библиотеки.
Анатолий Кануков родом из горного села Кобань. Там же, в Кобани, находится и мастерская художника. В своем родном селе, в горах живописец постоянно и плодотворно работает. Практически все полотна, представленные на выставке, написаны именно в Кобани. А потому они несут в себе ощущение необычайной чистоты горного воздуха, запаха цветов, величественности гор и словно утопающих во всей этой благодати людей, занимающихся своим любимым делом. Персонажи картин Анатолия Канукова — это продавщица цветов и кружевница, посетители среднеазиатской чайханы и игроки, женщины, собравшиеся у источника, пианистка, исполняющая свой этюд (полотен с названием «Этюд» несколько — судя по всему, художнику очень близка тема музыки), всадники (которых тоже много).
Собственно, «Всадник» Анатолия Канукова (а именно так называется выставка) — это своего рода философия жизни, полной напряженного ритма, развития и многообразия событий, встреч, картин, на которых художник (он же творец) создает и открывает новые миры и времена. А всадник — это и есть управляющая и направляющая сила!
Всех, кто соприкоснулся с творчеством Анатолия Канукова, поражает, в первую очередь, насыщенная, радостная, роскошная цветовая гамма его полотен — больших жанровых картин, композиционных портретов, интерьеров, натюрмортов. В этом буйстве красок есть что-то и от страстной Испании с ее фламенко, яркой цветовой палитрой, бурными эмоциями, и от французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена, и от пластики известного итальянского художника-экспрессиониста Амедео Модильяни.
«В работах Анатолия Канукова определенно ощущается интерес к европейской школе живописи, чаще всего к французским художникам начала ХХ века. Но ни о каком подражании речи быть не может. Используется только то, что близко осетинскому национальному восприятию мира, пониманию пространства, цвета, орнамента и некоторых других вещей», — вынесла свой вердикт заслуженный деятель искусств РСО-Алания, искусствовед Зара Газданова. И добавила: «В работах Анатолия Канукова, как правило, нет сильного открытого движения. Персонажи его картин гармонично живут в созданной художником среде, погруженные в себя, свои чувства и переживания, что позволяет вспомнить знаменитого француза Гогена с его поразительно философским названием одной из картин “Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?”, в какой-то степени ставшим лейтмотивом творчества осетинского художника Анатолия Канукова».
С восторгом отозвались о представленных на выставке работах и коллеги Анатолия Канукова по творческому цеху — известные осетинские художники Михаил Дзбоев, Валан Харебов, Людмила Байцаева, Игорь Кцоев, Виктор Цаллагов, а также библиотекарь Фатима Зангиева. А Зара Газданова, будто подводя черту под всем сказанным, сообщила собравшимся о том, что Национальная научная библиотека собирается выходить с инициативой о присвоении Анатолию Канукову звания заслуженного художника РСО-Алания.

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: