Марина Васильева: «Театр для меня не имеет границ» (Пульс Осетии №8, март 2015)

В чем заключается работа заведующего литературной частью театра? Однажды, помнится, я задалась таким вопросом и получила весьма обстоятельный ответ на него заслуженного работника культуры Северной Осетии, театроведа Марины Васильевой, которая более 40 лет заведовала литературной частью Академического русского драматического театра им. Е. Вахтангова, а в настоящее время исполняет эту же должность в Театре юного зрителя «Саби». «Попросту говоря, заведующий литературной частью, — разъяснила тогда Марина, — это советник, который рекомендует пьесы для постановки. А утверждают репертуар директор и главный режиссер. Что за этим стоит? Постоянная мысль о каждом человеке, так как из тонны прочитанных пьес нужно выбрать такие, что будут интересны и актерам, и режиссеру, и художнику, и зрителям. При всем при этом репертуар должен быть разнообразным, таким, чтобы актеры не повторялись в ролях, чтобы прогнозировался их творческий рост. К тому же в репертуаре должны быть пьесы разноплановые — как говорится, на любой вкус. Кроме того, нужно, чтобы в драматургии, которая является основой театра, была та искра, что помогает людям обновляться в соответствии с происходящими переменами. Знание жизненных проблем (а они на каждом этапе разные) и знание драматургии дают возможность вырабатывать концепцию, репертуарную линию».
Согласитесь, непростая и весьма ответственная задача. Но именно Марина Васильева, которая сегодня отмечает свой день рождения (полукруглая дата, между прочим!), на протяжении вот уже четырех десятков лет с ней-то как раз прекрасно справляется. Да что там говорить, ее имя у всех на слуху. А вот деятельность, к сожалению, часто остается за кадром. Марина в постоянном контакте с журналистами. О каждом актере, режиссере, драматурге может рассказать все и даже больше. Она и сама пишет статьи, готовит теле- и радиопередачи. И все, что бы она ни делала, вращается по театральной орбите, театру, кажется, сама жизнь завлитчастью посвящена без остатка.
О преданности сцене Марины Васильевой слагаются легенды. Говорят даже, что она родилась в театре, хотя на самом деле это не так. Родилась Марина, как и положено, в роддоме — Пятигорска, откуда родом ее родители (удивительное дело: мама и папа Марины — одноклассники). А так как Юрий Васильев в ту пору, когда на свет появилась его любимая дочь, был назначен директором Русского театра во Владикавказе, то и жили Васильевы какое-то время действительно прямо в театре — красный уголок стал для них жилой комнатой. Так что из роддома крохотную Марину привезли прямиком в театр. Поэтому, как ни крути, а легенда имеет под собой некое обоснование.
Надо ли говорить, что, будучи дочерью своего отца, Марина Васильева не мыслила жизни без театра. «С родителями мне в жизни крупно повезло, — делится она. — В нашей семье всегда царил особый климат, где душевное движение каждого было высшей ценностью». Отец, выпускник Ростовского театрального училища (учился на одном курсе с Сергеем Бондарчуком и Станиславом Чеканом), фронтовик, участник битвы за Кавказ, кавалер ордена Красной Звезды, в 1949 году из Ростова, где после войны работал актером драматического театра, был переведен во Владикавказ в театр, где в послевоенные годы сложились трудные условия. Юрий Васильев ездил по стране, приглашал актеров, режиссеров. Будучи директором театра, как истинный артист, и сам не переставал играть на сцене. Марина хорошо помнит его в роли Глумова в спектакле по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», в роли Збышко в «Морали пани Дульской» Г. Запольской. А каким он был Хлестаковым! В своей книге «Владикавказ знакомый и неизвестный» наш знаменитый краевед Генрий Кусов пишет, что Юрий Васильев сыграл Хлестакова настолько убедительно, что он посмотрел спектакль раз десять, не меньше…
Мама Марины Валентина Александровна здесь, во Владикавказе, училась в Горском сельскохозяйственном институте. Аспирантуру окончила в Одессе. В ГСХИ она всю жизнь потом и преподавала — на агрофаке и зоофаке.
А дочь счастливых родителей Марина росла в театральной среде, часто бывала на репетициях. Многие спектакли знала наизусть. В детстве подражала артистам, вернее, образам, которые они создавали на сцене. Уже тогда она не мыслила своей жизни без театра. Будучи совсем крохой, говорила, что станет работать хоть уборщицей, но в театре. Правда, актрисой быть не собиралась. «Я объективно понимала, что мне не хватает силы голоса, что внешность у меня не для актрисы. Тем более папа всегда говорил, что в театре нужно быть либо звездой, либо вообще не быть. Мой интерес к театру заключался в том, что я много читала — Станиславского, например, пьесы, которые по сей день люблю читать и перечитывать. В общем, так случилось, что я заинтересовалась профессией театроведа», — рассказывала о себе Марина.
К своей мечте она шла постепенно. Сначала окончила филфак СОГУ. В студенческие годы собирала материалы по истории театра — из первоисточников. Сидела в читальном зале Госархива. Когда училась на пятом курсе, в Русском театре освободилось место завлитчастью. В декабре 1970 года Марина Васильева пришла работать в театр и задержалась в нем на 40 лет.
Принимала ее на работу наш известный театральный режиссер Зарифа Бритаева, работать с которой было легко и интересно. Зарифа Бритаева уже тогда поставила на сцене Русского театра спектакль «Валентин и Валентина», первый в Осетии мюзикл «Средство Макропулоса» (стихи Игоря Дзахова, музыка Ильи Габараева).
А Марину за такой креатив, было дело, обсуждали на партбюро, дескать, не те пьесы предлагает. Один партийный работник сказал даже: «Опускайся до нашего уровня в подборе репертуара». А она ему тогда взяла да ответила: «Театр должен поднимать, а не опускать».
Так, успешно работая в театре, Марина параллельно училась заочно на факультете театроведения Ленинградского институт театра, музыки и кинематографии. Когда приезжала на сессии, старалась побывать всюду, где было интересно — в филармонии, музеях (занятия проходили прямо в Эрмитаже), театрах.
То была хорошая школа. Много позже на протяжении долгого времени Марина Васильева вела в Русском театре зрительские конференции, которые пользовались большой популярностью. Порой они длились дольше, чем сами спектакли. Зрители спорили, обсуждали, отстаивали свою точку зрения. Время было такое. В 70–80-е годы существовал даже клуб любителей театра.
Неизменный интерес у театралов вызывали статьи Марины Васильевой, теле- и радиопередачи, подготовленные ею. Как утверждает сама Марина, СМИ она всегда старалась использовать для пропаганды театральных постановок, талантливых актеров. Эта работа не прекращалась и во время гастролей, которые тогда были частью жизни театра. Однажды подготовленная ею передача во время гастролей в Ростове была признана по линии Союза театральных деятелей лучшей передачей о театре за всю историю Ростовского телевидения.
В 1980 году Марина Васильева начала еще и преподавать в высших и средних учебных заведениях, где изучались такие предметы, как история театра, драматургии, теория драмы…
Оглянешься порой назад — что осталось там, за спиной? Выросшие, состоявшиеся ученики, сотни прочитанных пьес (даже в свободное время Марина Васильева любит читать пьесы), переродившихся в спектакли. А впереди? Масса интересных задумок и планов на будущее. Впереди 75-летие ТЮЗа «Саби», где Марина Васильева в настоящее время работает. А маленький зритель — зритель особый. Для него нужно, чтобы было и интересно, и поучительно, он, как никто другой, сразу чувствует фальшь. Значит, есть к чему стремиться. «Арсенал моих возможностей не израсходован. Главное, чтобы хватило сил реализовать нереализованное. Задумок много, но пока не хочу рассказывать», — признается Марина.
И в этом она вся, неизменно увлеченная, болеющая за общее дело, знающая и любящая театр, который и есть сама жизнь. А жизнь в театре, как и жизнь вообще, никогда не была простой. Но… «Даже отстаивая свои позиции (я небесконфликтно прожила в театре столько лет), я никогда не переступала черту неинтеллигентного обращения с людьми, — говорит Марина Васильева. — Я по-своему всех люблю, продолжаю думать о каждом, дойдя до понимания того, что все вокруг — родные и близкие. Так что театр для меня сегодня не имеет границ».

Ольга РЕЗНИК

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: