Открытость и объективность (Пульс Осетии №48, декабрь 2014)

На встрече Северо-Осетинского регионального отделения движения «Общероссийский народный фронт» с представителями республиканских и муниципальных СМИ, которая состоялась в рамках мероприятий «Открытое Правительство» 26 ноября 2014 года, руководство республиканского отделения в лице Клима Георгиевича Галимова, Темины Давидовны Туаевой и других представило информационные материалы, характеризующие проблемы, возникающие при исполнении майских указов Президента РФ, как в общероссийской, так и в региональной повестке.
Основной темой обсуждения стал вопрос оплаты труда работников бюджетных учреждений. Представители СМИ сетовали на недоверие населения к действиям власти по исполнению майских указов в части повышения заработной платы, ссылаясь на практические примеры низких размеров заработной платы учителей и работников дошкольного образования, да и всех бюджетников в целом. Подобное недоверие к органам власти является результатом недоступности информации, свидетельствующей об этапах и объемах проводимых преобразований с фондом оплаты труда бюджетников.
Например, любому среднестатистическому работнику республиканского или муниципального учреждения, который хочет самостоятельно разобраться с размером своей собственной заработной платы, должна быть, как минимум, доступна информация о размере средней зарплаты по экономике региона на соответствующий период времени, сам расчет данного показателя, средний размер заработной платы по отрасли в разрезе отдельных категорий (специалистов) и соответствующий расчет к нему, дорожная карта исполнения майских указов Президента РФ в Республике Северная Осетия-Алания. Почему я об этом говорю? Да потому, что этой информации нет ни на одном официальном сайте органов власти. Вот и находятся все работники бюджетной сферы в информационном вакууме и полном неведении. Отсюда и недоверие, о котором говорилось выше.
Если развить эту тему, то при наличии указанной информации на официальном уровне, можно построить простейшие методы коллективного контроля за исполнением майских указов в каждом отдельно взятом коллективе. Естественно, что предлагаемый способ можно использовать только с согласия самих работников, в ограниченном доступе, только для персонала учреждения. Например, в экономическом отделе или бухгалтерии к уже перечисленной официальной информации приводятся данные, полностью характеризующие фонд оплаты труда соответствующего учреждения, — это базовая часть, стимулирующие надбавки, все больничные и отпуска вместе с замещениями и, естественно, средний размер зарплаты отдельных категорий по данному учреждению. Каждый работник сможет соотнести (сравнить) свою зарплату со средней по отрасли и далее со средней по экономике республики. Кроме того, становятся полностью доступными все аспекты и нюансы объективности начисления стимулирующих баллов и оплаты замещений, которые, в виду создания искусственной закрытости, зачастую становятся причинами конфликтов в трудовых коллективах.
Как видите, нет ничего сложного. Но зато можно значительно снизить социальное напряжение в трудовых коллективах и повысить ответственность чиновников за исполнение майских указов. Так как при подобном коллективном контроле уже ничего не утаишь и не заволокитишь. Только открытость и объективность могут восстановить доверие к чиновникам всех уровней, начиная с бухгалтера учреждения и заканчивая министром отрасли.
Данная инициатива была отмечена сопредседателем регионального штаба ОФН в РСО-Алания Теминой Туаевой, которая признала, что реализация предложенного подхода к контролю за исполнением майских указов может быть действеннее десяти контрольных ведомств, которые в настоящий момент именно этим и занимаются. Тут следует отметить, как Темина Туаева охарактеризовала свое видение функций нового общероссийского движения: «Народный фронт — это щука в пруду, чтобы караси не спали». После чего речь незамедлительно пошла о «массовой и глубокой спячке карасей».
Понятно, что государство должны представлять его лучшие граждане. Но вот если подъемное устройство не работает как надо, то на верхние этажи приходится долго подниматься по ступенькам, тем временем наверху оказываются те, у кого есть ключ от служебного лифта.
И это несложно устранить. Вообще, нет ничего сложного. Достаточно на официальном портале правительства обеспечить показ прямых (онлайн) трансляций с конкурсов на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы. Подобные трансляции можно организовать с процедур аттестации государственных и муниципальных служащих — чтобы каждый гражданин мог оценить уровень профессионализма чиновников и справедливость конкурсного отбора на поступление на государственную службу.
И эта инициатива была одобрена Теминой Туаевой. Но почему-то она сослалась на далекую перспективу, отметив, что к этому все и должно прийти. Однако здесь позволю себе немного возразить. Причин или каких-либо существенных технических сложностей, из-за которых бы следовало откладывать использование предложенных механизмов общественного контроля, не существует, а вот причин, чтобы их незамедлительно применить, более чем достаточно.

Дзамболат КУНДУХОВ,
эксперт по экономическим вопросам

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: