Правда о страховой медицине в России (Пульс Осетии №42, октябрь 2014)

На сегодняшний день действующая в России система страховой медицины и финансирования учреждений здравоохранения приобрела негативные черты и втянула многие лечебные учреждения в долговые обязательства, инициировав отток квалифицированных кадров из отрасли, образовав задержки в выплате заработных плат, проблемы с лекарственным и материально-техническим обеспечением, лишив пациентов гарантированной качественной медицинской помощи. О чем, в частности, свидетельствуют многочисленные случаи, когда пациенты лечебно-профилактических учреждений вынуждены приобретать лекарства и изделия медицинского назначения за свой счет.
В частности, анализ отдельных исторических фактов и этапов становления страховой медицины в США и России может свидетельствовать о том, что многоуровневая схема финансирования ЛПУ обеспечивает коммерческие интересы фондов и страхователей, через которые проходят крупные потоки целевых бюджетных активов в ущерб принципам врачевания, качества и доступности медицинской помощи.
Так, в документальном фильме известного американского режиссера-документалиста Майкла Мура (Michael Moore) “SICKO” («Здравоохранение»), а также отдельных статьях глобальной паутины констатируется, что 17 февраля 1971 года в Белом доме состоялся разговор президента США Ричарда Никсона с Джоном Эрихманом, который предложил передать американское здравоохранение в руки страховых медицинских компаний Эдгарда Кайзера. По замыслу Эрихмана, денежные потоки, которые будут аккумулироваться в них, можно использовать в личных интересах, играя на бирже ценных бумаг и размещая средства на депозитах в частных коммерческих банках. Кроме того, с помощью сокращения и ужесточения перечня страховых рисков представится возможным сократить «избыточное» население в США.
При этом Д. Эрихман в ходе разговора с президентом финансово заинтересовал последнего в принятии необходимого нормативного акта (беседа была зафиксирована на магнитный аудионоситель Службой безопасности Белого дома и спустя несколько лет рассекречена).
18.02.1971 Р. Никсон официально объявил Новую стратегию национального здравоохранения, что впоследствии фактически привело к сокращению и ухудшению медицинских услуг в США, а также росту очередей на лечение в национальных больницах.
В дальнейшем при Билле Клинтоне фактически для продвижения страховой медицины и интересов фармацевтических корпораций была создана Президентская группа по реформированию национального здравоохранения во главе с Хиллари Клинтон, результатом деятельности которой стал Акт улучшения и модернизации медицинского страхования и назначения лекарств (2003 г.). В Конгрессе США данный законопроект лоббировал лоббист американских фармацевтических компаний Билли Тозен (Billy Touzin), исполнительный директор компании «Фарма» («Pharma»).
Согласно данным интернет-бизнес-порталов, в 1977 году на американском рынке страховых услуг появилась крупнейшая в штатах United Health Group Incorporated (United Health Care Corporation), которая одновременно поглотила компанию Charter Med Incorporated и спустя десять лет выкупила фармацевтическую компанию Diversified Pharmaceutical Services Inc. В 1979 году United Health Care Corporation впервые предложила в США масштабную программу страхования, которая считалась альтернативой государственной системе здравоохранения.
Вторым страховым гигантом в США стала Well Point Incorporated, за ней следует Aetna Incorporated и СIGNA Corporation. Все четыре структуры являются самыми крупными транснациональными страховыми компаниями, продвигающими свои продукты в различных странах мира, включая Российскую Федерацию. Обладают мощным финансовым и административным ресурсом. Значительная часть владельцев и совладельцев указанных корпораций имеют двойное гражданство (Израиль, США).
Согласно сведениям отдельных документальных проектов федеральных российских телеканалов, в 90-е годы после развала Советского Союза американские, британские и израильские спецслужбы совместно с заинтересованными представителями зарубежной финансовой элиты через агентов влияния в Администрации Президента РФ лоббировали принятие необходимых законов для внедрения на территории Российской Федерации экономически выгодного им института обязательного медицинского страхования граждан, фактически развалив социально ориентированную модель отечественного здравоохранения. В частности, в «ельцинский» период были приняты:
— Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
— Закон РФ от 28 июня 1991 года № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 23 января 1992 года № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР”»;
— «Общее положение о страховых медицинских организациях», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 года № 41, и другие.
Так, согласно пункту 6 Общего положения о страховых медицинских организациях (утв. постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 года № 41,) страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, не имеют права использовать средства, предназначенные на реализацию программ обязательного медицинского страхования, для коммерческой деятельности, за исключением приобретения на временно свободные средства резервного фонда высоколиквидных ценных бумаг и банковских депозитов.
Однако на практике страховые медицинские компании злоупотребляли полномочиями и бесконтрольно использовали целевые средства ОМС в своих корыстных интересах для извлечения прибыли. Данный нормативный акт был отменен Правительством РФ только в августе 2013 года.
Следует отметить, что в 2010 году президент США Барак Абама выступил в национальных СМИ с критикой в адрес американских страховых медицинских компаний, которые монопольно управляют системой здравоохранения, нарушая принципы доступности и качества медпомощи в стране. После указанного пресс-релиза Конгресс США по инициативе руководителя Белого дома утвердил ряд законодательных поправок в медицинское законодательство, усиливающих государственные контрольные механизмы за деятельностью страховых медицинских организаций.
На примере Республики Беларусь следует констатировать наличие эффективной социально ориентированной системы здравоохранения, исключающей североамериканскую и западную концепции обязательного медицинского страхования.
На сегодняшний день специалистами отрасли здравоохранения выявлены недочеты в действующем законодательстве РФ, регламентирующем полномочия и взаимоотношения Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС), Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС), страховых медицинских компаний (далее — СМК) и лечебно-профилактических учреждений.
Так, основным источником финансирования медорганизаций являются целевые денежные средства ФФОМС, поступающие к ним через ТФОМС, а затем СМК пропорционально количеству пролеченных больных. Из полученных сумм медучреждение должно покрыть свои расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и иные выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, материальных запасов, оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), оплату услуг связи, транспортных, коммунальных, а также услуг по содержанию имущества, арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения, социальное обеспечение работников, приобретение оборудования, а также производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, услуги охраны и прочее.
Вместе с тем объем финансирования ЛПУ напрямую зависит от размера (коэффициента) тарифа, утверждаемого региональным тарифным соглашением, кабальные условия которого фактически принимаются под административным давлением в финансовых интересах ТФОМС и СМК.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» СМК наделены широкими полномочиями по уводу в «личные активы» целевых денежных масс ОМС, предназначенных на нужды здравоохранения.
Согласно указанному нор-мативно-правовому акту средства страховой медицинской организации формируются в том числе за счет сумм, поступающих из медучреждений в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи, а также средств, поступивших по результатам проведения медико-экономического контроля:
— 70% сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи, 30% из которых переходят в собственность СМК;
— 70% сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы, 30% из которых переходят в собственность СМК;
— 50% сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, 100% из которых переходят в собственность СМК.
В свою очередь, в соответствии со статьей 26 ФЗ-№ 326, ФФОМС и ТФОМС вправе получать доходы от временно свободных денежных средств, размещая их на банковских депозитах в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования», приказом ФФОМС от 11 января 2011 года № 2 «Об утверждении формы заявки кредитной организации на заключение договора банковского депозита».
Таким образом, указанные субъекты имеют обоюдный коммерческий интерес в занижении коэффициента тарифа, уменьшении финансирования лечебных учреждений и увеличении штрафных санкций в отношении ЛПУ. В результате функционирования подобной схемы реальные затраты, которые несет ЛПУ в процессе своей естественной деятельности, не покрываются целевыми активами ОМС, поступающими из ТФОМС и СМК, что приводит к образованию у подавляющего числа больниц и поликлиник кредиторской задолженности.
Анализ положений ФЗ-326 свидетельствует об отсутствии у медучреждений действенных правовых механизмов защиты своих экономических интересов как на стадии принятия регионального тарифного соглашения, так и в случае финансовых злоупотреблений со стороны ТФОМС и СМК. Например, за неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи, оказанной по договору на оказание и оплату услуг по ОМС, страховая медицинская организация за счет собственных средств уплачивает ЛПУ пени в размере только одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения просрочки, от неперечисленных сумм за каждый день просрочки. Однако факт несвоевременного поступления в ЛПУ целевых денежных активов может представлять угрозу нормальному лечебному процессу и активизации протестных настроений в среде медработников.
Наличие административного, а также финансового ресурса ТФОМС и СМК фактически лишает главных врачей возможности отстаивания интересов лечебных учреждений как на ведомственном уровне, так и в правовом поле. Будучи не в состоянии покрыть понесенные расходы за счет средств ОМС, ЛПУ вынужденно фальсифицируют предоставляемые в страховые медицинские компании сведения (реестры на оплату), искусственно завышая данные о количестве пролеченных больных.
Кроме того, имеют место случаи предварительного сговора руководства СМК с отдельными главврачами медучреждений об оплате заведомо для сторон завышенного количества обслуженных в ЛПУ пациентов. При этом часть полученных средств впоследствии передается в качестве «отката» в страховую медицинскую организацию.
По мнению квалифицированных специалистов отрасли, действие вышеописанных финансово-правовых механизмов ведет к деструктивным последствиям для всего отечественного здравоохранения. В целях эффективной работы медучреждения, а также качественного выполнения возложенных на него задач в условиях оптимизации бюджетных расходов его активы, персонал и пациенты не должны лишаться материальных ресурсов в пользу ТФОМС и СМК.

Аслан КОДЗАЕВ

Комментарии

ovepihul, 17:55, 22 Янв. 2016

http://online-diflucanfluconazole.net/ - Diflucan Online <a href=“http://online-pharmacyprices.org/”>Canadian Online Pharmacy</a> http://lasixwithoutprescriptionfurosemide.net/

asol6qlisv, 18:17, 29 Июн. 2016

<a >tretinoin cream price comparison</a> <a >buy valtrex</a> <a >continue reading</a> <a >colchicine</a>

Aarondeats, 10:57, 08 Янв. 2017

<a >benicar generic substitute</a> <a >methotrexate</a> <a >cephalexin</a> <a >vermox online</a>

KennethLem, 22:28, 03 Апр. 2017

wh0cd822994 <a >torsemide online</a>

AlfredImase, 15:05, 18 Июн. 2017

wh0cd838344 <a >levaquin pill</a> <a >buy furosemide online</a> <a >adalat</a> <a >bonuses</a>

AlfredImase, 16:59, 18 Июн. 2017

wh0cd983397 <a >buy zithromax</a> <a >zithromax pfizer</a> <a >buy adalat</a> <a >additional info</a> <a >buy stromectol</a> <a >albendazole</a> <a >propecia online no prescription</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: