Первопроходец Юрий Кучиев (Пульс Осетии №41, октябрь 2014)

Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану,  и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды,  и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше  дадим возможность развернуться русской мощи.(Адмирал Макаров. 1887 г.)
«Дадим вторую жизнь “Арктике”! (В России готовятся пустить на слом уникальное судно)» — под таким заголовком была опубликована статья Юлии Машинской в еженедельном рекламно-информационном издании «Сигма» 23 июня 2014 года, в газовой столице России.
На повестке дня две проблемы:
1. Дать вторую жизнь уникальному атомному ледоколу «Арктика», превратив его в филиал музея Арктики и Антарктики в Петербурге.
2. Увековечить память отважного капитана ледокола «Арктика» Юрия Кучиева на его малой Родине — Осетии.
За свою жизнь атомный ледокол «Арктика» прошел более миллиона миль, что почти в 5 раз превышает расстояние от Земли до Луны. На долю его экипажа выпало немало славных, а порой героических поступков.
Достаточно вспомнить, что в 1983 году именно он спас караван судов, застрявших во льдах. Сегодня атомоход «Арктика» находится в Мурманске и обреченно ждет, как сложится его дальнейшая судьба. Уже второй год российские полярники, ветераны ледокольного флота, общественники борются за вторую жизнь ледокола. Пойдет ли легендарное судно на металлолом или будет и дальше служить науке, людям, в определенной степени зависит от каждого из нас.
Дело в том, что 31 июля 2012 г. атомный ледокол «Арктика», удостоенный ордена Октябрьской Революции, был исключен из Регистровой книги судов. Проще говоря, героический корабль вычеркнули из «списка живых» и в обозримом будущем отправят на металлолом. Полная стоимость утилизации «Арктики» 1,5–2 млрд рублей. Средства на столь неблагородную цель будут выделены из федерального бюджета. Почему «неблагородную»? Потому, что уничтожению подлежит уникальное судно. Судно, вписавшее в историю страны не одну героическую страницу. Судно, экипаж которого совершил то, что сегодня приравнивают к первому полету в космос.
17 августа 2012 г. полярники, общественники и все, кому небезразлична история страны, опубликовали обращение с просьбой о сохранении ледокола в качестве корабля-памятника. Начался сбор подписей. Это произошло ровно через 35 лет после великого события: ранним утром 17 августа 1977 года над северной «макушкой» планеты взметнулся Государственный флаг СССР. Экипаж «Арктики» исполнил многовековую мечту русских моряков — покорил Северный полюс. Командой судна руководил один из самых опытных ледовых капитанов страны Юрий Кучиев.
Маршрут был разработан чрезвычайно сложный. Выйдя из Мурманска, пройдя Карское море, миновав пролив Велькицкого, ледокол вошел в море Лаптевых и по 130-му меридиану повернул на север.
Более семи суток, пройдя 2 528 миль, преодолев мощный ледяной покров центрального полярного бассейна, корабль в активном плавании впервые в мире достиг географической точки Северного полюса.
На радостях моряки и ученые совершили необычное «кругосветное путешествие» вокруг 10-метровой мачты с развевающимся флагом СССР. Они протоптали круг, пройдя по которому «пересекли» все земные меридианы. Перед уходом с Полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого памятную металлическую плитку с изображением Государственного герба СССР.
Небольшая, но очень важная справка. Выдержка из статьи Ф. Кцоевой, замдиректора Центра ИПД ГАНИ РСО-Алания («СО» от 26.08.2014 г.):
«…Обстановка была настолько сложной, что руководитель экспедиции — министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко сказал, обращаясь к Юрию Кучиеву: “В твои действия вмешиваться не намерен, ибо верю в высокий профессионализм экипажа. Работай уверенно, а если беда — будем отвечать оба”».
Возникает законный вопрос: а был ли риск в ходе похода к Северному полюсу? Естественно, был, и немалый. В 70-х годах XX столетия атомоход «Арктика» был самым мощным ледоколом в мире. И если бы, не дай бог, случилась авария, то выручить экипаж ледокола было бы некому…
По окончании того героического похода Кучиева сравнивали с его другом и тезкой Юрием Гагариным. Этот поход показал безграничные возможности атомного ледокольного флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола “Арктика” в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм» 14 сентября 1977 года Юрию Сергеевичу Кучиеву было присвоено звание Героя Cоциалистического Труда.
Создание исторического, научного музея «Арктики» — вещь вполне реальная. Так, например, известный полярник, а ныне директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский давно вынашивает идею о размещении части экспозиции на борту атомохода. К тому же Ассоциацией полярников России разработан проект по отбуксировке «Арктики» из Мурманска в Петербург и его установке его на набережной Лейтенанта Шмидта. Стоит это значительно меньше, чем распилить ледокол на части, — 600 тыс. рублей. Финансирование перехода судна в Северную столицу готов взять на себя Росатом.
Сегодня у идеи сохранения «Арк-тики» есть не только сторонники, но и противники, которых несравненно меньше, чем первых.
К счастью, тех, кто не может равнодушно наблюдать ситуацию с «Арктикой», немало. Распечатка подписей, составленных под обращением только за один год, заняла 500 листов и получила название «Белая книга “Арктики”». Это издание передали в приемную президента РФ. Однако до сих пор точка в деле легендарного атомохода не поставлена — «Арктика» тихо ржавеет на приколе в Баренцевом море. Поэтому те, кому небезразлична судьба атомохода, могут зайти на сайт arktika polarpost.ru и поставить свою подпись под обращением. В середине июня 2014 года проголосовало почти 20 тыс. человек.
В 2004 году корреспондент газеты «Северная Осетия» Елена Толоконникова брала интервью у капитана «Арк-тики» Юрия Кучиева. Тогда он сказал примерно следующее:
«Когда смотришь на то, что творится в стране, часто приходит отвратительное состояние беспомощности. И все-таки чувство Родины, чувство чести, чувство собственного достоинства страны — все это обязательно вновь восторжествует. Возьмем российскую Арктику. Что там сегодня происходит? То же, что и везде — поставили ее на колени. Но подниматься надо. И моряки — во всяком случае, мои соратники — ледокольщики — делают все, чтобы возродить значение Арктики и Северного морского пути. И флот живет. Я думаю, пробьемся!»
Пророческими оказались слова прославленного «ледового» капитана. Сегодня Россия решительно «поднимает Арктику с колен», арктический регион, по сути, открывает новую страницу своей истории. Однако эпоха индустриального прорыва, бурного экономического и инфраструктурного развития была бы невозможна без героического прошлого. В том числе — без «Арктики», решительно разрезавшей полярные льды.
Выдержки из текста обращения:
«…Мы построили корабль, который стал ключом к сердцу Арктики. Человек, устремившийся за горизонт еще на каравеллах, научился свободно ходить во льдах. Мы построили не просто ледокол. Атомоход “Арктика” — это воплощенная в металле Идея. Корабль — символ страны дерзких замыслов и великих свершений…
Непривычно яркая рыжая окраска ледокола стала цветом восхода новой эпохи мореплавания. Эпохи “пахарей” льда, что открыли неприступный Океан для судоходства…
Атомный ледокол — это символ присутствия России в Арктике. Такой флот есть только у нас. Только мы пишем его летопись и только нам его беречь. Нельзя повторить ошибку с сожженным “Ермаком” адмирала Макарова. Нельзя уничтожать свои великие достижения и быть варварами, пляшущими на граблях. Корабль, свершивший революцию в мореплавании, достоин возвращения в город на Неве, где был рожден. Легендарный атомный ледокол — яркая звезда на мировой “карте чудес света”, и он достоин быть музеем. Мы просим сохранить нашу “Арктику”. Мы просим не уничтожать ее. Нашу гордость. Наше чудо. Наш сказочный корабль».
21 февраля 2014 года в газете «Северная Осетия» была опубликована большая статья с интригующим заголовком «Пробьемся?..» И далее: «Будет ли спасен от уничтожения атомоход “Арктика”, первым капитаном которого был осетин Юрий Кучиев, — вопрос по-прежнему открытый».
Для меня, ветерана-первопроходца арктической газовой целины, знавшего лично Юрия Сергеевича четверть века, было большой честью включиться в это благородное движение — спасти ледокол «Арктика», превратить его в филиал музея Арктики и Антарктики.
Прежде чем отбыть к себе на Ямал, я посетил школу № 27, которую окончил Юрий Кучиев. На мой вопрос: «Почему барельеф Кучиева на фасаде школы в таком удручающем состоянии?» — директор школы Земфира Дудиева ответила, что у школы нет материальной возможности обновить барельеф.
«Мне за державу обидно», — вспомнил я слова таможенника из кинофильма «Белое солнце пустыни» Верещагина.
Мне тоже за державу обидно: мы поставили на уши всю страну, чтобы спасти ледокол, и не подумали о «седоке», приведшем «железного коня» на «макушку» Земли, о памяти его.
26 августа 2014 года, в день 95-летия со дня рождения Юрия Сергеевича Кучиева, в «СО» появилась статья Ф. Кцоевой: «Звезда Юрия Кучиева будет гореть всегда».
И снова в преамбуле статьи идет перечисление подвигов капитана двух ледоколов — «Ленин» и «Арктика» и… ни слова о том, чтобы увековечить память о нашем славном земляке.
Как рассмотреть эту «звезду» в натуре, хотя бы в бронзе или граните?
С этим вопросом я хотел было обратиться к главе администрации г. Владикавказа Сергею Дзантиеву. Два полных дня меня «мурыжили» в канцелярии, заставили подробно изложить, кто я и что хочу обсудить с главой города. После этого записали на кинокамеру часовую передачу с представителями канцелярии. А когда мне предложили изложить еще раз свое резюме, но уже в сокращенном виде, я понял, что мне там делать нечего. И теперь, если даже сам Дзантиев пригласит меня, я не пойду ни на какую встречу с ним.
Когда я увидел на первой странице газеты, как два Юрия — Гагарин и Кучиев с улыбкой пожали друг другу руки, то понял, что есть еще один человек-легенда, который может быть сравним с другими легендами. Юрий Гагарин — первым полетел в космос. Нил Армстронг — первым ступил на лунную поверхность. Юрий Кучиев — первым в надводном плавании достиг «макушки» Земли.
Нил Армстронг и Басс Олдрин стали национальными героями США как первые астронавты, полетевшие на Луну. Их портреты и бюсты установлены в государственном музее и музее космонавтики США.
Юрия Гагарина славит вся страна. Его именем назван город, в котором он родился. Величественный монумент с изображением первого космонавта Земли установлен на главном проспекте Москвы. Памятники Гагарину установлены в десятках городов страны.
Юрию Кучиеву на фасаде школы № 27 г. Владикавказа установлен обшарпанный барельеф. И все…
Кто же мы, как не Иваны, родства не помнящие?
Ведь в «предбаннике» администрации города заявили, что в казне денег нет и памятник Национальной гордости страны можно установить путем сбора средств в виде подаяния. Вот так…
Мне Юрий Сергеевич особенно близок и дорог. Мы с ним состояли членами московской региональной ассоциации полярников.
…Каждый житель Осетии воспринимает последний акт захоронения праха Кучиева на Северном полюсе как высокую оценку бессмертного подвига нашего земляка, 17 августа 1977 года пришедшего первым в мире в автономном плавании на «макушку» Земли. Этот день вошел в летопись самых дерзновенных свершений в истории человечества.
Сколько поколений моряков, полярных исследователей, ученых мечтали о походах к белоснежной вершине планеты: Ломоносов, Макаров, Седов, Дежнев, Нансен, Белов, Амундсен, Лаптевы, Русанов, Лазарев.
Приведу заключительные строки документальной повести Валерия Шанаева «Арктический джигит»: «Я часто думаю: может, именно здесь, в проливе Велькицкого, кружит над морской пучиной белоснежная чайка — морская душа прославленного капитана, который всю свою жизнь посвятил Арктике».
Инициатива сохранения памяти о ледоколе «Арктика» и увековечения имени прославленного «ледового» капитана Юрия Сергеевича Кучиева путем создания скульптурного памятника в городе Владикавказе принадлежит филиалу музея Арктики и Антарктики. Идею поддержали академик МАИ, профессор Евгений Николаевич Козырев и человек-легенда Аузби Борисович Зураев — председатель Северо-Осетинской республиканской Ассоциации жертв политических репрессий «Номарæн», председатель Комиссии по правам человека и Комиссии по правам реабилитированных при Правительстве РСО-Алания, член правления Международной федерации и Всероссийской ассоциации жертв политрепрессий.
Уверен, что подавляющее большинство граждан Осетии поддержит благородные идеи, о которых говорилось выше, и призовет повернуться к ним лицом законодательную и исполнительную власть РСО-Алания.

Георгий ЕПХИЕВ,
член Московской ассоциации полярников,  ветеран Ямала, почетный гражданин г. Нижний Уренгой

Комментарии

Eugeneapami, 12:19, 03 Янв. 2017

<a >tamoxifen citrate</a> <a >bentyl price</a> <a >triamterene/hctz 37.5-25 mg</a> <a >viagra soft</a> <a >buy viagra online</a>

Tracyfut, 10:50, 08 Янв. 2017

<a >hoodia</a> <a >silagra</a> <a >chloroquine</a> <a >atarax online</a> <a >generic norvasc</a>

Eugeneapami, 20:57, 16 Янв. 2017

wh0cd935047 <a >elimite</a> <a >adalat without prescription</a> <a >pyridium</a> <a >singulair</a> <a >diclofenac</a>

BennyHanty, 07:49, 09 Мар. 2017

wh0cd726292 <a >albendazole</a> <a >buy yasmin online usa</a> <a >cheap advair</a>

MichaelJipsy, 10:56, 09 Июн. 2017

wh0cd341493 <a >diclofenac sodium gel</a> <a >levaquin</a> <a >prozac</a> <a >clindamycin</a> <a >zithromax</a> <a >where is the best place to buy viagra online</a> <a >buy prednisone</a>

Aarondeats, 04:57, 27 Июл. 2017

wh0cd890851 <a >buy acai</a> <a >imitrex daily</a> <a >femara</a>

CharlesRoand, 18:26, 27 Июл. 2017

wh0cd547392 <a >celebrex 200mg</a>

Aarondeats, 01:45, 28 Июл. 2017

wh0cd200962 <a >amitriptyline</a> <a >BUY MOTILIUM</a> <a >buy acyclovir</a>

KennethLem, 10:47, 27 Авг. 2017

wh0cd37787 <a >rogaine hair regrowth</a>

Aarondeats, 06:57, 02 Сен. 2017

<a >paxil delayed ejaculation</a>

CharlesRoand, 09:17, 02 Сен. 2017

<a >more helpful hints</a>

CharlesRoand, 03:39, 04 Сен. 2017

wh0cd1694651 <a >cephalexin</a>

JohnRax, 09:37, 07 Сен. 2017

<a >write essays online</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: