Первому Президенту Северной Осетии Ахсарбеку Галазову — 85

15 октября исполнилось бы 85 лет Ахсарбеку Хаджимурзаевичу ГАЛАЗОВУ, первому Президенту Республики Северная Осетия-Алания.
К юбилею выдающегося представителя нашего народа — педагога, ученого, государственного деятеля и, самое главное, мудрого старшего, руководившего Осетией в самое лихолетье, мы публикуем фрагменты из его выступлений, статей и интервью.
«Земля с ее полями, степями, горами, реками, морями и океанами — главное и единственное сокровище, дарованное Богом людям для обустройства их жизни. Для того чтобы она отдавала человеку свои богатства, ее нужно любить, оберегать, возделывать, жить на ней.
Ближе всех к земле был крестьянин. Он ценил каждый клочок земли, боролся за него, защищал его и обрабатывал. Земля давала ему работу, кормила его и его семью, приобщала его детей к земле, к труду на ней. Жизнь крестьянина, проблемы и красота русской деревни давали вдохновение писателям, художникам, композиторам, деятелям театра и кино для создания своих бессмертных произведений.
До начала девяностых годов двадцатого века в России и в остальных союзных республиках Советского Союза жизнь в деревне била ключом. Здесь не было безработицы. После окончания школы большинство выпускников оставались в деревне, работали в колхозах и совхозах трактористами, комбайнерами, доярками, скотниками и скотницами, создавали свои трудовые семьи. Многие из тех, кто уезжал на учебу в высшие учебные заведения, возвращались в село учителями, врачами, агрономами, механизаторами. И мое село не было исключением. Я говорю об этом со знанием дела, потому что свой трудовой путь начинал учителем средней школы в родном селении Хумалаг. Тогда в моем селе работали средняя, восьмилетняя, две начальные школы, Дом культуры с богатой библиотекой, поликлиника и участковая больница. В селах, деревнях и аулах России работали полноценные школы с хорошим составом учителей, поликлиники, больницы, библиотеки, дома культуры.
На наших глазах в течение последних пятнадцати-двадцати лет в Российской Федерации протекает губительный для экономики и культуры страны процесс постепенного вымирания деревни, разрушения сельского хозяйства, развала всей социальной и культурной инфраструктуры села. Профессии агронома, зоотехника, механизатора, сельского учителя и врача, работника сельского дома культуры и библиотекаря потеряли свой престиж и стали ущербными. Сельская молодежь, вдохновленная «массовой культурой» с ее пропагандой легкой и красивой жизни, устремилась в города, пополняя ряды бездомных бродяг, преступных сообществ и придорожных путан. Все довольно прискорбно и мрачно…»
Из статьи «Гражданское общество — категория культуры»

***
«Если бы органы государственной власти во всех странах учитывали культуру и слышали голос деятелей культуры, тогда бы не было необходимости проведения тех мероприятий, которые мы проводим. И наш фонд тоже создан для того, чтобы достучаться до государственных деятелей, до руководителей государства и сказать им правду, помочь им в решении тех проблем, которые они решают. Но в решении этих проблем они используют только две составляющие — силу и экономические рычаги, но исключают третью составляющую, а третья составляющая — это культура. Я просто напомню вам, что во время Великой депрессии в США Рузвельт вывел страну из этого состояния именно благодаря тому, что обратился к помощи, к поддержке ученых, деятелей культуры и искусства. Я убежден, что рано или поздно наш голос будет услышан. Я имею в виду не наш фонд, наш фонд — это маленький ручеек, а голос именно деятелей культуры, настоящих деятелей культуры, настоящих деятелей искусства. Как говорится в народе, вода камень точит, и капля по капле мы из этих ручейков сможет составить реку, которая дойдет до людей, омыть и очистить их от той грязи, которая сегодня образовалась вокруг них.
Культура, кроме всего остального, она же интернациональна, поэтому именно с помощью национальной культуры можно бороться с ксенофобией, с тем фашизмом, который в качестве ростков дает о себе знать. Именно с помощью культуры мы можем бороться и с терроризмом. Ведь террористические акты совершают не старики, террористические акты совершают молодые люди, а молодых людей нужно воспитывать, и нужно их воспитывать не на том, что показывают по всем каналам. А что показывают по всем каналам? По всем каналам показывают легкую жизнь, как можно стать миллионером, ответив на четыре вопроса Галкина. Показывают, что можно человека убить — и за это не отвечать. Кроме стрельбы, пистолетов, автоматов молодые люди ничего не видят. Из литературы, из кино, из телевидения, а телевидение — это сегодня массовый вид трансляции культуры, исчез положительный герой. Должен же быть какой-то образец. Идет борьба добра и зла, и в классическом варианте добро всегда побеждало зло. Так вот, зло мы показываем, а добра не видно…»
Из интервью радио «Свобода»
***
«Будущее любого народа определяется уровнем постановки образования и воспитания растущих поколений. Фундаментом всей системы образования является общеобразовательная школа. От того, какое место она занимает в обществе, какое внимание ей уделяется, какие умственные, нравственные, трудовые, культурные, физические ценности она закладывает в своих питомцах, зависит вся последующая система профессиональной подготовки людей и здоровье нации. Считаю, что пора серьезно заняться совершенствованием учебных планов и программ осетинской школы, подготовкой высококачественных учебников, учебных и методических пособий. Время требует, чтобы в грядущем веке из стен нашей общеобразовательной школы выходили молодые люди с прочными знаниями основ наук и твердыми навыками владения современной техникой. Особое внимание следует уделить изучению лучших традиций и истории своего народа.
Во все времена споры ученых и педагогов вызывали язык обучения и обучение языкам. Мне представляется, что жизненная практика уже дала ответы на эти вопросы. В основе преподавания всех предметов в начальной школе должен быть осетинский язык. Постепенно учащиеся переходят на изучение основных предметов на русском языке. Преподавание языков в каждой школе должно достичь такого уровня, чтобы его выпускник в совершенстве владел своим родным, русским и одним из иностранных (желательно английским) языков, хорошо знал историю и традиции своего народа, физическую и экономическую географию края. До сих пор ведутся жаркие споры вокруг родного языка, о его иронском и дигорском диалектах. Убежден, что эта дискуссия малопродуктивна и она служит не объединению, а разъединению нации. Еще Всеосетинский учительский съезд, проходивший в городе Владикавказе 10–16 июля 1917 года, дал ответ на этот вопрос: “Родным языком считать язык учащихся: для иронских школ — иронский, для дигорских школ — дигорский” (Материалы Всеосетинского учительского съезда. Владикавказ, 1917. С. 3).
Это положение подтверждено жизненной практикой, закреплено в Конституции Республики Северная Осетия-Алания и требует всяческой поддержки. То, что малочисленный народ имеет в своем языке два литературных диалекта, следует отнести не к его слабости, а возможностям пользоваться более широким спектром изобразительных средств языка. Идеальным был бы вариант, при котором после окончания школы осетинский юноша и девушка...  могли в подлиннике читать произведения и Коста Хетагурова, и Георгия Малиева. Конечно, это должно осуществляться на строго добровольной основе…»
Из статьи «Взгляд в XXI век через
Осетию»

***
«Махæн нæ фыдæлтæ ныууагътой
хорз æгъдæуттæ. Уыдонæй, фыцца-джыдæр, у хистæр æмæ кæстæры æгъдау. Цалынмæ ирон адæммæ уыцы æгъдау уа, уæдмæ нын ницæмæй тас у.
Мæн фæнды, цæмæй мах бахъахъ-хъæнæм нæ ирондзинад.
Ирондзинад та æппæты фыццаг баст у æгъдауимæ, баст у нæ хистæримæ, баст у нæ кæстæримæ, баст у нæ диссаджы уæздан æмæ къæбæрдæттон сылгоймагимæ. Æмæ мæн афтæ фæн-ды, цæмæй дунейы фарн ахæм арфæ ракæна нæ Ирыстонæн, æмæ нæ хис-тæр хистæр куыд уа, нæ кæстæрмæ æдзухдæр куыд уа ахæм æгъдау, æмæ
куыд хъуыды кæна йæ хистæры фæ-дзæхст æмæ йæ куыд хæццæ кæна дарддæр.
Нæ адæмы ном хъуыды кæнгæйæ, мах хъуамæ ма фæтæрсæм зындзи-нæдтæй. Цард нæ размæ сæвæрдта бирæ цæлхдуртæ, фæлæ кæрæдзийы куы æмбарæм, иннæ адæмтимæ куы скæнæм цæдис, уæд æмдыхæй нæ бон бауыдзæн уыцы цæлхдуртæ нæ фæндагæй иуфарс аппарын».

Галазты Æхсарбеджы сидтæй Ирыстоны адæммæ

Комментарии

Асик, 17:12, 17 Окт. 2014

Спасибо! При нем из школьной программы исчез осетинский язык и мы хорошо заговорили по-русски.

RobertRit, 07:35, 02 Янв. 2017

<a >buy revia</a> <a >Furosemide Online</a> <a >buy proscar</a> <a >buy trazodone</a> <a >Effexor</a> <a >bentyl otc</a>

AlfredImase, 04:16, 07 Янв. 2017

<a >adalat online</a> <a >zyloprim</a> <a >eldepryl</a> <a >chloroquine</a> <a >where to buy shatavari</a> <a >nexium</a>

BennyHanty, 14:00, 09 Янв. 2017

<a >buy tretinoin</a> <a >fluoxetine</a> <a >norvasc</a> <a >vasotec</a> <a >viagra australia</a> <a >buy lasix furosemide</a> <a >shatavari</a> <a >buy triamterene</a> <a >here i found it</a> <a >medication metformin</a>

KennethLem, 12:53, 17 Июн. 2017

wh0cd530597 <a >BUY ALBUTEROL ONLINE</a> <a >Cialis Online</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: