Проблемы остаются (Пульс Осетии №39, октябрь 2014)

Предлагаем читателям выступление депутатов из фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» на 24-й сессии Парламента РСО-Алания.
Маргарита КУЛОВА
При обсуждении отчета Правительства РСО-Алания об исполнении бюджета за I полугодие 2014 г. имеет смысл обрисовать общую финансовую ситуацию в республике в контексте финансовой устойчивости, жизнеспособности финансовой системы региона. Как показывает анализ, основными факторами финансовой неустойчивости, грозящими вызвать масштабный финансовый кризис в республике, являются следующие.
Во-первых, государственный долг порядка 7,2 млрд руб. С завидной регулярностью в официальных материалах повторяется фраза о том, что госдолг республики соответствует требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса РФ. Это создает ложное представление о состоянии госдолга в пределах допустимой величины. Тогда как, по словам министра финансов РФ А. Силуанова, долг, составляющий более половины от собственных доходов субъекта, свидетельствует о «неадекватной и безответственной финансовой политике в регионе». При таком подходе госдолг в размере 7,2 млрд руб. и налоговые и неналоговые доходы в сумме 8,3 млрд руб. наглядно свидетельствуют, что мы находимся в опасной зоне, причем достаточно давно.
Далее, факторами финансовой неустойчивости выступают установленный дефицит Программы госгарантий в сумме 1 млрд руб., огромный объем санкционированной и несанкционированной кредиторской задолженности, доходящий, по экспертным оценкам, до 1 млрд руб. (например, только в одной бесланской больнице кредиторская задолженность составляет около 20 млн руб.), федеральные целевые деньги, которые будут потрачены на текущие нужды, издержки банковских кризисов и т. д.
В условиях, когда в связи с антироссийскими санкциями финансовый сектор находится в зоне повышенного риска, любой сбой может привести к большим трудностям перекредитования и даже дефолту отдельно взятой территории, в частности нашей республики. Высокая финансовая неустойчивость несет угрозы несвоевременной выплаты зарплат бюджетникам и неисполнения Правительством республики социальных обязательств перед населением. Что делать?
Понятно, что за полгода новую экономику не создать. Хотя пример самого успешного индустриального стартапа СКФО — черкесского автомобильного завода «Дервейс» говорит о том, что за достаточно короткие сроки можно построить системообразующее предприятие в регионе. За три года завод, где работает около 2 тыс. человек, вошел в число 10 крупных компаний СКФО, причем в первом полугодии текущего года, как отмечается в июльском номере журнала «Эксперт», достигнут рост продаж автомобилей на падающем авторынке. Кстати, в этом же номере журнала о лучшей практике частных инвестиций на Северном Кавказе Северная Осетия, приятно отметить, была представлена группой «Бавария», которая по собственному почину занялась развитием семеноводства.
Предложения по улучшению финансового состояния республики были не раз озвучены депутатами, представляющими фракцию «Патриоты России», и коллегами из других фракций. На данный момент, на наш взгляд, актуальными являются следующие рекомендации Правительству республики.
Прежде всего, вывод из тени хотя бы части экономики и многих тысяч работающих, получающих зарплату «в конвертах», что даст значительный прирост НДФЛ. Потенциал роста есть и у налога на имущество, транспортного налога, сельхозналога, аренды имущества, земель и иных сборов. Платные услуги, в том числе в медицине, представляют собой один из существенных резервов роста доходной части бюджета.
Наша республика достаточно активно внедряет эффективный контракт. Если эта система заработает в должной мере, то рост эффективности деятельности руководителей учреждений и соответствующий рост эффективности учреждений будет способствовать оптимизации расходов в социальной сфере.
Правильный выбор социально-экономических приоритетов — это то, что во многом определяет качество системы госуправления, включая эффективность управления региональными финансами. Когда уважаемый премьер-министр, комментируя итоги сочинского форума, говорит, что нам не нужны крупные финансовые прожекты, то хочется сказать: «Да, прожекты не нужны, но крупные, хорошо проработанные проекты нужны».
Судя по всему, основными приоритетами социально-эконо-мического развития России в ближайшие годы будут оборонка и сельское хозяйство. В связи с выработкой Правительством РФ комплексной программы импортозамещения продукции оборонного комплекса представляется возможным и необходимым выйти с предложением от имени Правительства РСО-Алания разместить те или иные части данных производств на территории региона. Производства могут быть организованы как полного цикла, так и в рамках кооперации с другими предприятиями оборонного подкомплекса.
В качестве перспективных проектов, в частности, могут быть выделены производство по выпуску обмундирования и производство на предприятиях пищевой промышленности продуктов питания для военных, так называемые сухпайки, но по более современным технологиям. Это, кстати, позволит задействовать все производственные ресурсы в самом сельском хозяйстве и способствовать уходу от сложившейся специализации сельскохозяйственных организаций на фактическом производстве монокультуры — кукурузы на зерно для спиртовых заводов региона.
В рамках кооперации могут быть организованы производства по созданию электронных систем, например, для управляемых авиационных ракет, так как в республике имеется достаточный научный потенциал для реализации этого направления с минимальными государственными издержками. Ключевая идея состоит в организации на территории РСО-Алания производств как высокотехнологичных, так и с низкой технологичностью для обеспечения населения рабочими местами.
Наши встречи с избирателями во время недавней предвыборной кампании показали, что настроения людей можно описать одним
словом — «безысходность». Катастрофическую финансовую ситуацию в республике невозможно спрятать, когда население ощущает ее на себе.
У Ирлана Хугаева есть рассказ «Мертвое время», герой которого считает мертвым время, которое не посвящает развитию своих мыслей. По аналогии, если экономика не развивается, это мертвое время для экономики. Да, некоторые изменения к лучшему в социально-экономическом развитии республики есть, коллеги говорили об этом, но нет главного — самого развития и качественных изменений в экономике, а есть мертвое время в экономике и реальная угроза финансового кризиса в республике.

Ахсарбек ФАДЗАЕВ
Уважаемые коллеги, хочется сказать несколько слов об обсуждаемой теме.
Если посмотреть весь бюджет 2014 года, то, на мой взгляд, это самый сложный бюджет из всех предыдущих, и поэтому следующий год будет не менее тяжелым. Конечно, говорить сегодня о негативных сторонах можно, они есть в отчете, и мои коллеги об этом высказались. Я бы хотел выразить свою точку зрения на проблему и предложить возможные способы решения. Давайте посмотрим и просчитаем наш бюджет на перспективу до конца года. Получается, что вместе с плановым значением по безвозмездным поступлениям из федерального бюджета 7 млрд 111 млн и, с учетом темпа роста сборов собственных доходов, к концу года намечается дефицит в 4,3 млрд рублей. В чем причины? Основная причина — в реализации майских указов президента страны, в частности касающихся повышения заработной платы работникам бюджетных учреждений. Конечно, за пару лет найти более 4 млрд из собственных резервов и повысить зарплату любому региону тяжело, но особенно к этому оказались не готовы в нашей республике. Но даже если не было бы указа президента, все равно надо было повышать заработную плату некоторым категориям работников. Поскольку получаемая ими зарплата иногда была даже меньше прожиточного минимума. И это, конечно же, несправедливо, даже стыдно. Поэтому так или иначе к этому нужно было быть готовыми.
Из девятнадцати государственных программ на сегодняшний день запланированные финансовые объемы выполнены только по трем. У меня такое предложение по реализации программ: если мы на данный момент не знаем, как мы будем финансировать и находить более четырех миллиардов, то, может быть, надо определить приоритеты по отдельным программам и хотя бы их реализовать. Вот, допустим, в финансирование программы «Здравоохранение» заложено более 4 млрд 600 млн рублей. По оценкам специалистов, не хватает около миллиарда рублей. Что мы сегодня видим? Это полное отсутствие медикаментов в лечебных учреждениях. Это неспособность уплатить налоги, коммунальные услуги и т. д. То есть, может быть, эти средства как-то переориентируем и определим приоритетные программы и профинансируем их. Все равно ведь мы не сможем профинансировать все.
То же самое касается школьного питания, которое на сегодня переложено на плечи местного самоуправления и самих родителей. Насколько это возможно. Практически мы лишились школьного питания для учеников начальных классов. Это, кстати, не такие уж большие деньги по сравнению с четырьмя миллиардами. Может быть, и на это стоит обратить большее внимание, чтобы общество понимало, что здоровье наших маленьких нам небезразлично.
Следующее. Помощь федерального бюджета вероятна, но не в том объеме, в котором мы хотели бы, поскольку мы прекрасно понимаем последствия кризиса. И в федеральном бюджете тоже свободных денег нет, и рассчитывать на необходимый объем не приходится. Получать дополнительно кредиты опасно, уровень нашего государственного долга не позволит. Мы можем оказаться в конечном счете у опасной черты. Продолжать финансировать и выплачивать зарплату за счет других статей расходов — той же национальной экономики, или за счет ЖКХ, или физкультуры и спорта и других социальных программ — нельзя. Это бесперспективно. Получается, что нет другого выхода, кроме как найти свои собственные резервы. Я считаю, что нужно на профессиональном уровне еще раз проанализировать нашу собственную доходную базу, определить и реализовать действенные меры по повышению собираемости собственных доходов. Первое, что приходит в голову, это наши государственные предприятия. Примерно половина из них убыточна. На 2014 год в бюджете заложены доходы в 15 млн рублей, из них исполнено 9 млн, т. е. 0,003% рентабельности, учитывая, что стоимость активов этих предприятий, это если брать балансовую или рыночную стоимость, составляет от 4,5 млрд рублей до 10. Фактически они работают на кого угодно, только не на республику. А теми предприятиями, которые имеют долю государственного участия, за первое полугодие в качестве дивидендов не выплачено ни одного рубля.
Сельское хозяйство. По отчетам 2013 года произведено продукции на сумму более 25 млрд рублей. Доход от единого сельхозналога за 2013 год составил 13 млн рублей. Не лучшим образом обстоят дела и по другим видам доходов в этой отрасли — аренда земель и др. Так это же один из основных источников бюджета во многих муниципальных образованиях. Я обращаюсь в первую очередь к ним, они должны быть в этом заинтересованы и следить за этим.
Также нельзя не отметить проблемы с землями сельхозназначения и другими категориями земель. Нужно провести их полную инвентаризацию и наконец составить реестр и все земли поставить на учет, чтобы четко знать свою налоговую базу.
Налог на прибыль. В этом полугодии в бюджет поступило с опережением где-то более 200 млн. И это хорошо. Удачно сложилось полугодие. Но к концу года все может измениться. Тем более что на размер данного вида доходов существенное влияние оказывают обособленные подразделения, в том числе так называемые консолидированные группы налогоплательщиков. На этот процесс мы влиять не можем, так как это подразделения тех предприятий, которые зарегистрированы за пределами нашей республики. Они отчисляют около 90% налога от общей суммы налога на прибыль, т. е. из 694 млн рублей, собранных за первое полугодие текущего года, всего около 10% этой суммы уплачено предприятиями, зарегистрированными в нашей республике. Это порядка 8 500 предприятий. И если посмотреть на размер налоговой базы именно этого сектора экономики, то это, конечно, мизер. К примеру, по упрощенной системе налогообложения мы планировали собрать за первое полугодие 2014 года 80 млн рублей, собрали 39. Речь идет о многих тысячах наших предприятий. То есть сбора налогов попросту нет. Честно говоря, у меня складывается впечатление, что в нашей республике считается правилом плохого тона вообще уплачивать налоги. А ведь уплата налогов, я думаю, тоже часть нашей культуры, и если эта культура отсутствует в обществе, то ее надо прививать.
Других резервов у нас, к сожалению, нет, и наши средства массовой информации об этом молчат: ни одной публикации, ни одного сюжета. Я не помню случая, чтобы эта проблема где-либо обсуждалась. Налогоплательщику обязанность уплачивать налоги должна стать такой же нормой, как утром позавтракать и пойти на работу. На сегодня у нас это пока считается зазорным.
Для поддержки малого и среднего бизнеса более десяти лет назад была разработана и принята упрощенная система налогообложения. Но за это время многое изменилось, и сегодня появилась необходимость внесения соответствующих изменений, в том числе и для того, чтобы лишить возможности недобросовестных предпринимателей существенно занижать налогооблагаемую базу или вовсе не платить налоги. Вот, например, предприятия строительного комплекса и по розничной продаже бензина и дизельного топлива раньше могли применять только общую систему налогообложения. Сегодня по новому законодательству, при соблюдении определенных условий, которые несложно подогнать под необходимые, они имеют право применять так называемую упрощенную систему налогообложения и с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей уплачивают налог на прибыль меньше, чем одно обособленное подразделение. Подобных налогоплательщиков в разных отраслях экономической деятельности у нас порядка 30%. С целью исключения подобных злоупотреблений и увеличения налоговых платежей налогоплательщиками необходимо предусмотреть для крупных предприятий в этих отраслях применение упрощенной системы налогообложения только режим «доходы» или для всего малого и среднего бизнеса определить один режим налогообложения «доходы» с размером 4,75–5%. И тогда данный налог станет более прозрачным, легко контролируемым, в результате существенно увеличится его размер и собираемость.

Комментарии

Satana, 07:54, 11 Окт. 2014

Оба депутата вроде говорят правильные вещи. А когда внимательно вчитываешься , “сырой материал “, а ведь это депутаты, которые  должны быть на голову выше, чем избиратели. Вот к примеру, М.Кулова предлагает построить предприятия по производству обмундирования и военного питания ( сух.пайки ). Чудовищное незнание систем тылового обеспечения Мин.обороны. Что у нас в Республике есть потенциал бороться за госзаказ в Мин.обороне ?!?!?! Даже поверхностно ознакомившись с деятельностью подчиненных бывшего министра обороны России,приходишь в ужас от цифр “откатов”. Они приблизительно равны бюджету нашей маленькой Осетии. Предприятие же по пошиву обмундирования у нас в городе существует,с года так 1995, если не ошибаюсь, называется “Комбат”. Обеспечивает работой человек 20, больше не может, нет сбыта.Что касается питания, то оно давно уже налажено . Очень приличные современные сух.пайки выпускают у нас в России уже с 1992 года. Ряд руководителей постоянно выступают в СМИ, просят Мин.обороны увеличить заказ. Это уже при наличии долгосрочных договоров . И куда девать осетинские сух.пайки ?!?!?! Должен ли депутат изучать вопрос, прежде чем выступать перед общественностью ? Что касается выступления А. Фадзаева то оно больше похоже на отчетное выступление аудитора Счетной палаты, после проверки налоговой инспекции Республики.

asolqxw21p, 06:09, 28 Июл. 2016

<a >doxycycline</a> <a >rogaine online</a> <a >150 mg bupropion</a> <a >amoxicillin</a> <a >rogaine pills</a> <a >oxytrol otc cost</a>

AlfredImase, 03:00, 30 Дек. 2016

<a >furosemide 20 mg</a> <a >acyclovir</a> <a >revia</a> <a >augmentin</a>

Eugeneapami, 18:40, 11 Янв. 2017

<a >buy atenolol</a> <a >aldactone</a> <a >prednisone 20 mg</a> <a >citalopram hbr</a>

Eugeneapami, 13:24, 16 Янв. 2017

wh0cd596592 <a >elocon</a> <a >cheap propecia uk</a> <a >clomid cost</a> <a >atenolol</a> <a >buy lasix</a> <a >erythromycin 250 mg</a> <a >cialis</a> <a >chloromycetin</a> <a >zyloprim</a> <a >Cialis Online</a>

KennethLem, 21:06, 30 Май 2017

wh0cd135363 <a >buy atarax</a> <a >zoloft</a> <a >buy viagra</a> <a >extra resources</a> <a >neurontin</a> <a >arimidex</a> <a >buy toradol online</a>

BennyHanty, 11:36, 31 Июл. 2017

wh0cd800268 <a >nizoral face</a> <a >altace</a> <a >desyrel</a> <a >buy vitamin c</a> <a >floxin</a> <a >generic indinavir</a> <a >hair loss cream</a>

MichaelJipsy, 17:15, 07 Сен. 2017

wh0cd4633616 <a >buy nexium</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: