ЕГЭ или знания? (Пульс Осетии №39, октябрь 2014)

Работая в школе уже три десятка лет, я все более убеждаюсь в том, что большинство реформ, проводимых в сфере образования, инициировано людьми, которые далеки от него и не ведают, что творят. А может, просто делают вид?
Так, исполненные благих намерений, они развалили лучшую в мире систему образования. Систему, которая давала прочные, разносторонние и объективные знания без всяких репетиторов и позволяла лучшим учащимся поступать в центральные вузы. Мои одноклассники, по-настоящему одаренные, окончили вузы в Москве, Петербурге, Волгограде. Мне, к сожалению, не удалось осуществить свою мечту, но я до сих пор храню ведомость МГУ, куда я поступала в далекие советские времена на факультет романо-германской филологии, сдала экзамены на четверки, но не прошла по конкурсу. А ведь меня и моих товарищей никто не натаскивал, мы сдавали любимые предметы, которыми занимались серьезно, увлеченно.
А что теперь? В Москву и другие центральные города, извините за выражение, прут все кому не лень. Главное — иметь добытые любыми правдами и неправдами высокие баллы по ЕГЭ. И в погоне за ними растрачивают наши дети свои силы, а получают взамен суженный кругозор и нравственные изъяны.
Так, благодаря нашим «реформаторам» из школьной программы, особенно в старших классах, практически исчез такой важнейший в воспитательном плане предмет, как ЛИТЕРАТУРА.
Русоведы и родители в голос трубят: «Дети не читают, дети разучились говорить!» А виноваты здесь не только компьютеры, но сама государственная политика в области образования, которая направлена на то, чтобы разучить детей читать. Еще в 1999 году филологи высокого уровня, профессора, академики, обратившиеся с письмом к Председателю Правительства по поводу проекта Закона «О государственном образовательном стандарте» предостерегали: «…самая опасная сторона законопроекта состоит в том, чтобы вытеснить литературу как предмет из средней школы». А «вытеснить литературу», на мой взгляд, — это снизить образовательный, интеллектуальный, нравственный уровень подрастающего поколения, разучить его задумываться над важнейшими жизненными проблемами. Это, я считаю, бескровная глобальная диверсия, результаты которой ощущаются уже сегодня.
Если в среднем звене не читают 30–40% учащихся, то в старшем эта болезнь принимает характер пандемии. Спросите любого преподавателя, работающего в старших классах, сколько у него в каждом классе читающих хотя бы что-то (я даже не говорю о произведениях, входящих в обязательную программу). Два-три человека, не больше. Остальные же смотрят на тебя просто пустыми или вопрошающими глазами: «Зачем мне это все? Ведь мне ЕГЭ по литературе не сдавать». Учащиеся, начиная с 10 класса, заняты только предметами, которые им нужны для поступления в определенный вуз.
И вот в этой обстановке полнейшего литературного вакуума господа реформаторы задумали провести новый эксперимент: они решили обрушить на эту нечитающую аудиторию экзамен в виде сочинения по литературе. На мой взгляд, заставить нынешних одиннадцатиклассников написать самостоятельно полноценные, глубокие, продуманные работы по художественным произведениям не просто абсурдно, но и безнравственно. Само государство толкает их на прямой обман — списывание. А уж каково будет бедным учителям-русоведам, и так замученным тетрадями: им придется проверять и перепроверять похожие или полностью дублирующие друг друга работы. А результат сего испытания? — Замученные учителя и озлобленные, еще больше понявшие несправедливость жизни дети, ибо повезет тем, кто удачнее спишет.
Прежде чем проводить письменный экзамен по литературе, надо этот предмет вернуть в школу. Я вовсе не против экзамена по литературе, я за. Но он должен быть не письменным, а устным. Господа реформаторы забывают, что литература — устный предмет прежде всего. И сегодня, в наш компьютеризированный век, где ребенок чуть ли не с пеленок общается с машиной, он нужен как никогда. Ибо к 11 классу наши дети совершенно разучиваются говорить. В этом и в следующем учебном году надо, я считаю, провести устный экзамен по литературе в качестве эксперимента для того, чтобы нынешние девятиклассники поняли, что через 2 года их ждет серьезный обязательный экзамен по литературе. И читать придется — иначе аттестата не видать.
На мой взгляд, экзамен по литературе не только должен быть обязательным, но и дифференцированным. Все поступающие на гуманитарные факультеты должны сдавать литературу устно и письменно. Письменная часть — небольшая работа: сочинение-рассуждение, отзыв или эссе. Главным в такой работе должно быть знание литературного источника и самостоятельность, оригинальность мышления. Нельзя привязывать литературное сочинение к шаблону!!!
Ведь нынешние сочинения учащихся — это, как правило, или перекачанные из Интернета, или в лучшем случае скачанно-переделанные. И какое мучение сидеть часами и проверять эти «шедевры» — сплошное занудство и никакого полета мысли.
В технические же вузы достаточно устного экзамена. Главное — учащийся должен уметь говорить, знать текст, отстаивать свою точку зрения.
Выпускники должны получать разные сертификаты ЕГЭ, т. е. к 11 классу они должны определиться, какое же направление выбирают. Тогда не будет этого дикого метания документов в диаметрально противоположные по специфике вузы по принципу: куда кривая выведет.
Учащийся с нашей помощью должен понять главное: смысл жизни в том, чтобы максимально реализовать свои способности, а не следовать моде, не подчиняться стадному чувству, не идти в КПУ (Куда Папа Устроит). А решить эту важнейшую жизненную задачу — разобраться в себе, понять свое предназначение — поможет, конечно же, литература.
Полностью согласна со словами В. Непомнящего, который сказал, что фундаментом нашего лучшего когда-то образования «была широкая гуманитарная основа». Огромное внимание в старой школе уделялось словесности, истории, слову Божьему, языкам, красноречию, риторике. И это давало свои плоды: слова «честь», «совесть», «благородство», «долг», «милосердие», «Отечество» были наполнены глубочайшим смыслом. О чем сейчас мы можем только мечтать!
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!!! Очень хочется услышать ваше мнение по данной проблеме! Давайте перестанем быть марионетками в руках чиновников от образования. Почему без нашего с вами участия решаются вопросы, в которых мы намного компетентнее тех, кто видит школу из уютного мягкого кресла своего кабинета?
Предлагаю открыть в самой объективной и смелой газете «Пульс Осетии» рубрику «Городской педагогический совет», в которой будут публиковаться все материалы, связанные с проблемами школьного образования и воспитания. Хватит шушукаться по углам! Ведь от нашей с вами гражданской и профессиональной позиции зависит будущее наших детей и нашей страны.
Нина КОЗЛОВА,
учитель руского языка и литературы СОШ № 38

Комментарии

asolwphw7f, 04:26, 18 Дек. 2016

<a >sildenafil</a> <a >where to buy keflex without prescription</a> <a >crestor</a> <a >where can i buy sildenafil</a> <a >tretinoin cream</a>

Eugeneapami, 00:59, 18 Янв. 2017

wh0cd288832 <a >allopurinol</a> <a >buy trazodone online</a> <a >nexium price</a> <a >clomid pills</a> <a >antabuse</a> <a >roxithromycin</a> <a >over the counter clomid</a> <a >amitriptyline hydrochloride</a>

CharlesRoand, 10:29, 08 Июн. 2017

wh0cd395845 <a >order propranolol</a> <a >generic cialis</a>

Aarondeats, 19:47, 13 Июн. 2017

wh0cd64730 <a >provera</a> <a >buy viagra soft</a> <a >Buspar Tabs</a> <a >citalopram generic</a>

CharlesRoand, 02:56, 11 Июл. 2017

wh0cd82638 <a >cheap cymbalta</a>

BennyHanty, 15:34, 17 Июл. 2017

wh0cd319288 <a >buspar</a> <a >lisinopril</a> <a >buy zoloft</a> <a >synthroid</a> <a >buy citalopram</a> <a >buy eurax</a> <a >tadalafil online</a> <a >fluoxetine</a>

CharlesRoand, 09:52, 20 Июл. 2017

wh0cd13001 <a >prevacid</a> <a >rulide</a> <a >lasuna</a> <a >ilosone</a> <a >zantac for children</a> <a >decadron</a> <a >symmetrel</a>

CharlesRoand, 08:44, 03 Авг. 2017

wh0cd934817 <a >generic tadalis sx</a> <a >lipitor generic</a> <a >doxycycline monohydrate</a> <a >propranolol er</a> <a >albuterol</a> <a >buy metformin</a> <a >buy nolvadex uk</a> <a >prednisolone</a>

Tracyfut, 05:34, 04 Авг. 2017

wh0cd629416 <a >viagra soft 100mg</a>

BennyHanty, 05:01, 24 Авг. 2017

wh0cd987347 <a >for more info</a> <a >inderal</a>

CharlesRoand, 23:10, 28 Авг. 2017

wh0cd636211 <a >buy motilium online</a>

AlfredImase, 03:43, 03 Сен. 2017

wh0cd151688 <a >yasmin</a> <a >cephalexin 500mg</a> <a >cephalexin</a>

KennethLem, 15:05, 07 Сен. 2017

wh0cd645947 <a >cymbalta 60 mg price</a>

CharlesRoand, 03:16, 09 Сен. 2017

wh0cd5441820 <a >tadalis sx online</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: