По поводу одной книги (Пульс Осетии №39, октябрь 2014)

Искæй зондæй зонд нæй.
Осетинская мудрость
Читая книгу «Осетинские обычаи», изданную в 1999 году, составителем которой являются Гастан Агнаев и члены народного сообщества «Стыр Ныхас», создается впечатление, что они то ли по незнанию, то ли нарочно путают осетинскую и христианскую религии.
В конце книги — обращение к читателю: «В ваших руках книга, значение которой трудно переоценить». И дается огромный список ученых, труды которых используются в ней. Но мне кажется, что «Стыр Ныхас» и составитель использовали труды умных ученых явно ненадлежащим образом. Создается впечатление, что одни и те же люди, заседающие многие годы в правлении «Стыр Ныхас», не смогли усвоить правила, обычаи и молитвы своего народа.
Внимательно изучив содержание книги, я нашел в ней около 80 смысловых ошибок и неточностей. На мой взгляд, слишком примитивен и перевод многих материалов книги на русский язык, не совсем соответствующий содержанию осетинского текста. Итак, пусть не обижаются на меня составители книги, но выскажу свои суждения по ней.
Стр. 12. Фæцбадæн. «Уый у, адæмы рын æмæ емынæйæ чи хызта, суанг мæрдтæй дæр адæмы фæстæмæ чи здæхта, ахæм бардуаг».
Не слишком ли? Думаю, что дигорцы такое вряд ли говорили Гастану, т. к. история человечества еще не знает факта возвращения человека с того света.
Стр. 22. Куадзæн (комуадзæн). «Хистæр скуывта: “Чырысти, кæм дæ, уыцы бæстæйæ ахъаз бакæн, дæ номыл ком чи бадардта… Барст дын уæд нæ комдард, æмæ дзæнæты бынæттæ скæн махæн дæр æмæ нæ байзæддæгтæн дæр”».
Известно, что Христос в осетинской религии нигде не фигурирует. Поэтому, исповедуя осетинскую религию, соблюдая осетинские обычаи, просить хорошие места в раю у Христа — по крайней мере, странно. Мне кажется, что это умышленное смешение двух религий…
Стр. 25. Саубарæг. (Вместо Саубарæджы дзуар). «Саубарæджы дзуар у къæрныхты æмæ абырджыты бардуаг. Давынмæ æмæ марынмæ чи фæцæуы, уыдонмæ бæрзонд къæдзæхæй кæсы, хъахъхъæны сæ».
Как можно писать такое! Каждый год представители Бутаевых, Дудиевых и прочих фамилий приезжают в кувандон из Алагира, Владикавказа и многих сел, чтобы помолиться этому дзуару. Это сильное оскорбление от «Стыр Ныхаса» и Гастана тем, кто почитает этот дзуар. Где это видано, чтобы народ организовывал кувандон ворам, бандитам?! Прежде чем писать чужие мысли, надо хотя бы чуть-чуть подумать. Искæй зондæй зонд нæй!
Стр. 28. Ныккола. «У, зæххыл хорздзинадæн цы зайы, уыдоныл аудæг бардуаг. Зæхмæ æрцæуы
æмæ хуымгæнджытимæ хуым фæ-
кæны, хосгæрдджытимæ хос фæ-кæрды, æндæр хъæууонхæдзарадон куыстытæ куы бахъæуы, уæд та уыдон фæкæны».
Выходит, что дзуар Ныккола — такой уникальный комбайн, который выполняет все виды сельскохозяйственных работ?! «Стыр Ныхас» и Гастан, написав такие вещи, выставили почитателей этого дзуара в неприглядном свете.
Стр. 37. Сусæны мæй. Перечисляя праздники в этом месяце, пропустили Хетæджы Уастырджийы бæрæгбон. Хотя этот праздник считается в Осетии одним из самых почитаемых. Десятки тысяч людей приезжают помолиться в этот день в кувандон «Хетæджы Уастырджи», вся Осетия отмечает этот день. Приезжают даже из Кабарды, Чечни и других регионов. И не описать этот праздник?!
Стр. 58. Джеоргуыба. «Уастырджи афтæ кадджын уыд нæ фыдæлтæм, æмæ йын азы иуæндæсæм мæй
схуыдтой йæ номыл — “Джеоргуыбайы мæй”».
Во-первых, не наши предки назвали месяц ноябрь по-осетински Джеоргуыбайы мæй. Этому осетинскому названию ноября месяца около 50–60 лет. Георгоба (Джеоргоба) — это грузинский праздник святого Георгия. И занесли слово Джеоргуыба в Осетию грузинские христианские миссионеры. Тот, кто хоть чуть-чуть разбирается в осетинской религии, знает, что между Уастырджи и cвятым Георгием ничего общего нет. Этот праздник предки называли «Уастырджийы бæрæгбонтæ».
Стр. 65. Здесь описываются мусульманские религиозные праздники, которые никакого отношения не имеют ни к осетинским обычаям, ни к осетинской религии. Но если «Стыр Ныхас» это делает из-за того, что есть осетины, которые придерживаются мусульманской религии, то следовало бы написать и про религиозные праздники христиан, буддистов, иудеев, кришнаитов и т. д. Чтобы не игнорировать людей, придерживающихся других религий.
Стр. 70. «Хетæг райста чырыс-тон дин». Опять идет христианизация. Если бы Хетаг принял христианство, то он бы молился не Уастырджи, а Христу, и, следовательно, Хетагу помогал бы не Уастырджи, а Христос.
Стр. 76. «О, Хетæджы рагон Уас-тырджи, зонгуытыл лæугæйæ дæм худистæй табу кæнæм».
Не стоило бы христианские обряды втискивать в осетинскую религию. Где вы видели, чтобы осетин молился стоя на коленях?
Стр. 84. «Арыхъхъы Дурджын Бæрзонд Уастырджи æмæ рухс Тæтæртупп. Æфсæнвæндаджы бар-дуæгтæ стут…»
Насчет «рухс» (святой) — это чистое христианство. Но вот дальше пишут: «Æфсæнвæндаджы бардуæгтæ стут». Такое могут написать только враги осетинской религии, это просто насмешка. Потом, наверно, предложат «Асфальтвæндаджы Уастырджи»?
Стр. 90. Еще одно новшество, рекомендуемое непонятно кому: «Алардыхъан, дæ хорзæх нæ уæд! Нæ сæбитæ — дæ уазæг. Нæхæдæг — Хуыцауы уазæг!»
Стр. 90–91. В этой молитве после обращения к «Хуыцауы дзуармæ», «Алардыхъанмæ», «Хъæуызæдмæ», «Æфцæджы зæдтæм», «Уацилла-мæ», «Цыргъобаумæ», «Дзыллæты Фæлвæрамæ» взывают к «Хетæджы Уастырджи»: «О, Хетæджы Уас-тырджи, хæстон лæг уыдтæ, нæ фæ-сивæды нын хæстæй бахъахъхъæн!» Это грубая ошибка. Из Уастырджи сделали человека и воина!
Стр. 91. Уастырджийы куывд. «Хистæрты Уастырджи! Кæстæрты схъомыл кæн æнæниз æмæ фадатджынæй!»
Мягко говоря, странная молитва. «Уастырджи старших, воспитай младших безболезненными и предприимчивыми». Или: «Уастырджи, где ты! В золотых блюдцах чтобы тебе молились!» Трудно даже прокомментировать содержание подобных молитв…
Стр. 100. Мады Майрæммæ куывд.
Здесь опять замешано христианство: «О, сыгъдæг Мады Майрæм!» «Сыгъдæг» употребляется в христианстве относительно святых, когда-то живших на земле, а в пантеоне осетинских дуагов-дзуаров нет ни одного жившего на земле.
Стр 111. «Уæ, Хетæджы Уастырджи, ды дæхæдæг зын уавæры куы уыдтæ, уæд дын Хуыцау цы ахъаз бакодта, уыцы ахъаз бакæн ды дæр ацы адæмæн!»
По словам составителей книги, в трудное положение попал не Хетаг, а сам Уастырджи.
Стр. 111. Вот такую молитву «Стыр Ныхас» рекомендует для дигорцев, когда они молятся для невесты:
Нифсæй нифсгун куд уа,
Хъаурæй хъаурæгин куд уа,
Фурау тæрнихгин куд уа,
Цæуау бæрзæйгин куд уа.
Видимо, для дигорских невест перечисленные качества очень важны. Возможно, для своего семейного счастья им придется бороться в сумо или биться в боях без правил.
Стр. 114. Ноггуырд лæппуйы
куывд. Здесь во многих местах предлагается молиться не небесным покровителям, а кувандонам.
Стр. 107. «Чырысти рахизæрдæм цы дзуар бафтыдта»…
Это опять извращение осетинской религии, наглое внедрение христианства в осетинскую религию уже не христианами-миссионерами, а противниками осетинской религии, осевшими в «Стыр Ныхас».
Стр. 117. В конце молитвы активно внедряется Христос, чем искажается понимание осетинской религии. Неужели «Стыр Ныхас» не догадывается, что он помогает открытой подрывной деятельности со стороны христианских миссионеров?
Стр. 120. Хистæры ракуывд цины фынгыл. В молитве Уастырджи оказался на третьем месте. После зæдтæ и дауджытæ.
И дальше: «Ды родæй гал кæ-
ныс…» Это что? Новшество «Стыр
Ныхаса»? Обычно говорят: «байра-гæй — бæхгæнæг, лæппуйæ — лæг-гæнæг».
Стр. 123. «Уæдæ нæ паддзахы хорзæх дæр уæд!» Здесь непонятно, какому царю нам предлагают молиться — Николаю II или какому?
Стр. 124. «Æрджынарæджы Тæтæртупп, æфсæнвæндаджы бар
дæумæ ис». Оказывыается, Тæтæр-тупп имеет права министра железных дорог…
Стр. 167. В книге «Осетинские обычаи» неуместно описывать христианские и мусульманские обряды, так как у них нет ничего общего с осетинскими обычаями и осетинской религией.
Книга ведь называется «Осетинские обычаи», а не «Обычаи населения Осетии».

БОЛА

Комментарии

asolplspkp, 11:19, 20 Дек. 2016

<a >buy prozac online</a> <a >cialis</a> <a >buy doxycycline</a> <a >dapoxetine premature ejaculation</a> <a >ashwagandha</a> <a >price of nexium</a> <a >cefadroxil</a>

Eugeneapami, 21:33, 15 Янв. 2017

wh0cd871360 <a >vermox online</a> <a >atenolol price</a> <a >orlistat</a> <a >celexa</a> <a >buy diclofenac</a> <a >zithromax</a>

CharlesRoand, 22:35, 16 Янв. 2017

wh0cd886713 <a >singulair</a> <a >seroquel sleep</a> <a >acyclovir</a> <a >viagra</a> <a >levitra</a> <a >cortisol prednisone</a> <a >cialis</a> <a >crestor</a>

MichaelJipsy, 01:00, 26 Май 2017

wh0cd547613 <a >order antabuse</a>

CharlesRoand, 04:03, 25 Июл. 2017

wh0cd633250 <a >where can i buy acyclovir online</a> <a >triamterene online</a>

CharlesRoand, 20:28, 05 Авг. 2017

wh0cd775479 <a >BUY NEXIUM ONLINE</a> <a >effexor cost</a> <a >buy erythromycin without script</a>

CharlesRoand, 14:24, 06 Авг. 2017

wh0cd599909 <a >cytotec</a>

AlfredImase, 22:21, 23 Авг. 2017

wh0cd575133 <a >diclofenac 75mg</a> <a >clomid cost</a>

CharlesRoand, 06:44, 25 Авг. 2017

wh0cd709673 <a >stromectol online</a> <a >buy furosemide</a> <a >Amitriptyline 25 Mg</a>

MichaelJipsy, 06:32, 04 Сен. 2017

wh0cd1988542 <a >adalat</a>

BrettDug, 11:14, 07 Сен. 2017

wh0cd4413190 <a >medrol</a>

CharlesRoand, 08:15, 11 Сен. 2017

wh0cd6764365 <a >levaquin</a> <a >buy methotrexate</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: