Книга о молитвах (Пульс Осетии №37, сентябрь 2014)

В прошлую пятницу в магазине «Книги» (ул. Джанаева) прошла презентация сборника «Молитвы при совершении религиозно-культовых и традиционно-бытовых обрядов осетин», изданного Издательско-полиграфическим отделом СОИГСИ. Сборник написан на двух языках — осетинском и русском.
Религия у каждого народа является частью его духовной культуры. Храмы, монастыри, святилища издавна были средоточием культурных достижений и очагами духовной жизни.
Исследования историков, археологов, лингвистический анализ названий святилищ Северной Осетии и ритуалы, совершаемые в них, свидетельствуют о том, что религиозная вера осетин неоднородна и имеет несколько мощных культурных пластов, основными из которых являются древнеарийский, христианский и мусульманский.
Изучение истории осетин началось около двух веков назад. На основании письменных источников и археологических материалов установлено: до X века здесь господствовало язычество. Языческая идеология имела сложную систему верований, поклонения многочисленным божествам, соблюдения обычаев жертвоприношения, молений и обрядов, массу суеверий.
Исследования подтверждают культ солнца и огня у предков осетин. Существовали специальные святилища, расположенные в большинстве случаев вне населенных пунктов. А культ деревьев сохранился до наших дней. Пример тому — священная роща Хетага близ Алагира. Некоторые вершины в горных местностях считались местом обитания языческих божеств.
Корни первой волны распространения христианства среди предков осетин уходят в глубокую древность — в середину первого тысячелетия н. э. Христианская религия постепенно стала проникать из Византии через Грузию и Абхазию на Западный и Центральный Кавказ, в места обитания разных племен, в том числе и предков осетин. Самым ранним свидетельством христианства являются не только известная надпись на Зеленчукском памятнике и храмы на Кубани, но и названия двух древних святилищ в Дигорском yщелье: у села Галиат — «Узи дзиуара» и села Вакац — «Узунаг». По мнению В. Б. Пфаффа и других исследователей, названия этих святилищ относятся ко времени римского императора Юстиниана, при котором активизировалось распространение христианства в Северном Причерноморье.
В начале X века византийская политика пропаганды христианства стала настойчивее, усилилась миссионерская деятельность и была создана Аланская епархия. В первом десятилетии христианская религия распространялась со стороны Грузии, где к тому времени прочно утвердилась. Внедрение христианской религии не было массовым. Обращение предков осетин в христианство проходило в борьбе с язычеством с V по X век. Осетинская религиозная традиция оказалась слишком сильна и не была побеждена полностью.
По всей вероятности, святилища близ Галиата и Вакаца были построены в тех местах, где прежде поклонялись особо почитаемым языческим божествам. Это предположение подтверждается и тем, что у «Узи дзиуара» существует и другое название: «Авд дзуары» (Семь божеств, Семь церквей, Семь святилищ). Нет сомнения в том, что второе название более древнее и является доказательством того, что до христианства это святилище посвящалось языческим божествам. Но по прошествии многих лет забылись имена богов, которым ранее здесь молились. Сохранились некоторые имена христианских миссионеров. Названия многих древних молитвенных мест связаны с христианством, пришедшим из Грузии.
В Дигорском, Санибанском, Алагирском ущельях в названиях многих святилищ упоминается слово «дзуар» (от грузинского «джвари» — крест): Косты дзуар, Матдзуар, Лагты дзуар, Рагъы дзуар, Дзуары балас и др. Слово «дзуар» на осетинском языке имеет более широкое понятие и означает «крест, ангел, святой, божество, святилище».
Грузинскую этимологию имеют и названия святилищ «Саниба», «Таранджелос», «Зариноных» и др. Так, «Саниба» означает «трое» (груз. «самеба»), «Таранджелос» — «главный святой» — состоит из двух грузинских слов — «мтавари ангелози». А в названии «Зариноных» первая часть слова «зари» по-грузински — «колокол».
О том, что вторая волна пропаганды христианства шла из Грузии, говорит и тот факт, что до XX века, вплоть до самой Октябрьской революции, служителями церкви во многих горных селах были грузины. Но религия наших предков — язычество — не исчезла бесследно и смогла выжить, пройдя испытания. Ее традиции перенесены через века в сегодняшнюю жизнь. Следы язычества остались в некоторых географических названиях. К примеру, в Стур-Дигорском округе (в него входили села Стур-Дигора, Моска, Ахсаргин, Одола, Куссу) жители молились в святой роще, так называемой Газандон, божеству Идауаг. Слово это из древнеиранского языка «vi-tavaka» (от него произошло дигорское «идауаг») и означает «сила», «дающий силу». К числу древнейших следов язычества, очевидно, можно причислить и святилища «Семь дзуаров» в Дигорском ущелье у села Галиат, «Семь дзуаров» в Алагирском ущелье, «Семь Уацилл» в Куртатинском ущелье у села Дзуарикау и много др.
Традиции языческой религии далеких предков осетин хорошо прослеживаются в тех или иных ритуалах, христианских святилищах, а также в числе подаваемых угощений (семь пирогов, семь бокалов). Известно, что аракой из семи злаков лечили недуги. Число семь часто встречается и в устном народном творчестве, фольклоре.
Так веками сосуществовали, взаимопроникали две религии, взаимодействовали различные культурные традиции, и образовался христианско-языческий комплекс, где языческие мотивы переплетаются с христианскими сюжетами.
Пантеон осетин довольно сложен. Возглавляет его Бог Богов — Хуыцаутты Хуыцау. В пантеон входят:
• Уастырджи — небожитель, покровитель мужчин, воинов и путников;
• Уацилла — бог грозы и хлебных злаков, урожая. Ему посвящено несколько святилищ, самое известное — Тбау-Уацилла, находящееся на горе Тбау в Даргавском ущелье;
• Фалвара — покровитель мелкого рогатого скота;
• Мыкалгабыр (мн. ч. Мыкалгабырта) — популярный в осетинских верованиях культ, включает двух христианских святых — архангелов Михаила и Гавриила, их почитают как единого покровителя, приносящего изобилие и достаток;
• Таранджелос — собственное имя небожителя, дауага;
• Никкола — небожитель святой Николай;
• дауаги (дуаги) — духи, покровители людей и животных;
• зэды — небожители, подобные ангелам;
• дзуар — крест; дух, покровитель, небожитель; капище, святилище;
• Татартуп — собственное имя небожителя, дауага;
• Аларды — божество, насылающее оспу и корь на детей, является одним из грозных божеств, наводящих страх на людей;
• Реком — божество плодородия, покровитель древнего осетинского рода Царазонта. В настоящее время ему поклоняются многие жители Осетии. Святилище Реком находится в с. Цей Алагирского ущелья. В нартских сказаниях говорится, что святилища Реком (в Цее), Мыкалгабырта (в Зарамаге) и Таранджелос (в Тибе) возникли в тех местах, куда упали три слезы, пролитые Богом по поводу гибели нарта Батрадза;
• Атынаг — божество, покровитель плодородия, посылающий обилие трав и помогающий удачному завершению полевых работ. Перед началом сенокоса в его честь устраивали пиршества;
• Фыры дзуар (букв. священный баран) — покровитель жителей с. Даргавс. В образе барана выступал фарн (осет. — «благодать, высшее благо»). К Фыры дзуар обращались молодые женщины с просьбой о даровании им детей мужского пола.
Кроме вышеперечисленных пантеон включал еще множество других богов.
В наши дни народ вновь обращается к религии. Восстанавливаются храмы, святилища, монастыри. Появилось святилище Уастырджи близ Стур-Дигоры, а также начато строительство нового храма в этом же селе. Строятся церкви во Владикавказе и других населенных пунктах нашей республики. Возобновились службы в восстановленных и вновь возведенных мечетях.
Следы мусульманских традиций в Северной Осетии немногочисленны. По-видимому, это объясняется тем, что мусульманство среди наших предков стало распространяться значительно позже христианства.
Лингвистический анализ названий и описание обрядовых ритуалов святилищ (осет. «кувандон») представляют собой ценный материал для исследователей-этнографов. Удивительная устойчивость традиций привлекает внимание ученых, и интерес к наследию осетин постоянно растет.
Вот что пишет доктор исторических наук В. А. Кузнецов: «Исключительно интересен языческий пантеон осетин, сохранившийся в этнографическом быте до XX века. Касаясь этого пантеона, А. А. Миллер писал о его жизненности и стойкости, “с которыми древнеязыческий строй удерживается в этой среде до наших дней, представляя собой драгоценный источник для исследований”». Но до сих пор этот настоящий родник научного познания далекого прошлого не пробился на ниву осетиноведения и не стал предметом научного исследования.
Идея создания сборника молитв осетин принадлежит доктору социологических наук, профессору Дзуцеву Хасану Владимировичу. Над ее воплощением трудился большой коллектив ученых: историков, лингвистов, психологов и т. д. В их числе — доктор филологических наук, профессор Анастасия Цагаева, кандидат исторических наук, профессор Александр Абаев и другие.
Сборник состоит из 7 глав:
1. Святые места Северной Осетии
2. Молитвы общеосетинским божествам
3. Молитвы в дни детских праздников
4. Молитвы в дни свадебных обрядов
5. Молитвы во время ритуала побратимства
6. Молитвы в дни похоронных обрядов
7. Молитвы во время примирения кровников
Составителем имеющихся в сборнике молитв является 82-летний житель г. Беслана Чермен Дзуцев.
Книга богато иллюстрирована работами заслуженного художника РФ Батраза Дзиова и издана под грифом РАН и СОГУ.

Светлана ДУДАРОВА

Комментарии

Antonynak, 14:08, 17 Окт. 2015

Здрасте!
эксперт бинарных опционов
бинарный опцион iq option вход
http://zareformu.ru/binarnye-opciony-uchebnik.php

asol0f48p7, 01:36, 18 Дек. 2016

<a >full article</a> <a >Hydrochlorothiazide Online</a> <a >buy crestor</a> <a >buy phenergan</a>

asol6g79o9, 12:47, 19 Дек. 2016

<a >cheap neurontin</a> <a >buy erythromycin</a>

BennyHanty, 07:35, 01 Мар. 2017

wh0cd994146 <a >vardenafil no script</a>

CharlesRoand, 16:44, 09 Июн. 2017

wh0cd722013 <a >buy sildenafil</a> <a >furosemide</a> <a >atarax</a> <a >generic eurax</a>

CharlesRoand, 13:10, 21 Июл. 2017

wh0cd131327 <a >Trazodone HCL</a> <a >generic retin a</a>

MichaelJipsy, 14:46, 23 Июл. 2017

wh0cd37787 <a >minocycline</a> <a >karela</a> <a >finpecia without prescription</a> <a >lozol 2.5 mg</a> <a >copegus</a>

Aarondeats, 06:21, 28 Июл. 2017

wh0cd274435 <a >celebrex</a>

AlfredImase, 18:47, 28 Июл. 2017

wh0cd4444 <a >generic mevacor</a> <a >herbolax</a> <a >arava</a> <a >ceftin for uti</a>

AlfredImase, 21:45, 28 Июл. 2017

wh0cd4444 <a >click this link</a> <a >nootropil without prescription</a> <a >xeloda</a> <a >combivir</a>

KennethLem, 09:49, 05 Авг. 2017

wh0cd848959 <a >cafergot</a> <a >advair</a> <a >yasmin birth control pills</a>

Aarondeats, 06:04, 26 Авг. 2017

wh0cd253490 <a >tamoxifen</a> <a >proscar</a> <a >seroquel tablets</a>

JohnRax, 18:44, 06 Сен. 2017

<a >online payday loans direct lenders</a> <a >essays writing services</a>

quicaOi, 05:44, 13 Сен. 2017

—-
<a >истории порно инцеста</a>
кабель цена, саморегулирующийся кабель и <a >тут</a><a >по ссылке</a><a >по ссылке</a>

Perrypeava, 00:47, 25 Сен. 2017

Какая фраза... супер, блестящая идея
—-
fifa ru, фифа 15 системные требования для пк а также <a >fifa 15 3dm v5 скачать торрент</a> скачать код продукта для fifa 15

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: