На то они и цифры (Пульс Осетии, № 20, май 2014)

Цифры и их значения интерпретируются и подаются под самыми различными ракурсами и имеют несколько способов отображения.
Один из таких способов, к которому прибегают официальные источники на тему размера государственного долга республики, это процентное соотношение показателей объема собственных доходов и государственного долга. И действительно, если посмотреть на цифры с подобного ракурса, то мы увидим что, удельный вес государственного долга к собственным доходам с 2012 года снизился со 117 % до 103 %. Естественно, что это в обязательном порядке незамедлительно заносится в актив руководства республики в части (далее цитата из официальных источников) «эффективности мер, предпринимаемых для обеспечения сбалансированности бюджета республики в условиях роста расходных обязательств, возникающих в том числе по решениям, принимаемым на федеральном уровне». В этой цитате фраза «в том числе» лишняя. Потому что по факту рост собираемости собственных доходов происходит только по сугубо естественным причинам. К этому относится увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц, возникшее в связи с майскими указами президента. Говоря проще, если увеличивается размер заработной  платы, то и налоговые отчисления вырастают автоматически. Сумма налога на доходы физических лиц является самым объемным показателем и составляет более половины налоговых доходов республиканского бюджета. К естественным причинам увеличения собственных доходов можно отнести и поступательный рост от акцизов на горюче-смазочные материалы, который напрямую связан с увеличением количества автотранспортных средств. Следует отметить, что последний также является достаточно финансовоемким источником пополнения бюджета. Так, на 2014 год поступления запланированы в сумме 1 192 млн рублей. Имеются и другие причины, оказывающие кратковременное положительное влияние на значение удельного веса государственного долга к размеру собственных доходов. Это преференции для подакцизного алкоголя, о которых теперь можно забыть, так как они запрещены на федеральном уровне. А это был достаточно объемный источник доходов. Его размер в 2013 году составил сотни миллионов рублей.
Естественно, что при подобных процессах, даже при том, что государственный долг увеличивается из года в год, положительная динамика неизбежна.
Теперь давайте посмотрим, в чем же эффективность принятых мер по сбалансированности бюджета.
А их не видно! Может быть, следует отметить рост поступления доходов от штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. Многие владельцы автотранспортных средств уже имели возможность ознакомиться со штрафами в конвертах. Но и к реализации программы в данной сфере деятельности есть также очень много вопросов. По сути, сроки и объемы поступлений денежных средств в бюджет республики, поставленные перед исполнителями программ, провалены.
Давайте отметим действия, направленные на повышение собираемости платы за сданные в аренду земли. Только вот в каких единицах измерять эффект от предпринимаемых действий, немного непонятно. Может быть, в количестве запросов, направленных в органы местного самоуправления с целью разъяснения ситуации. Адресат, скажем так, не очень удачный, так как именно местные власти имеют непосредственную причастность к разбазариванию земель.
Может быть, меры эффективности, направленные на увеличение доходной части республиканского бюджета, занесенные в актив руководства республики, будут видны, если мы взглянем на происходящие процессы через микроскоп. К сожалению их все равно не видно! Зато теперь очень хорошо просматриваются все шероховатости и пробелы, такие как огромный разрыв с аналогичными по численности и доходам на душу населения регионами в части недопоступления налога на доходы физических лиц. Основная причина низкой собираемости — это огромное в масштабах нашей республики количество работников, не обеспеченных социальными пакетами (зарплаты в конвертах). Очевиден и крайне низкий размер поступлений от налога на прибыль организаций в общей структуре собственных доходов. Образующим данного факта является огромное количество хозяйствующих субъектов, на протяжении долгих лет показывающих убытки или занижающих размер прибыли.
Если посмотреть на I квартал 2014 года, то в качестве положительного факта можно отметить, что впервые за последние годы налог на прибыль показал существенный рост, составивший 82,6 млн рублей. Но как говорится, цыплят по осени считают. Есть отдельные специфические моменты, которые могут влиять как на промежуточные, так и на итоговые значения. Так что с выводами подождем до конца года.
Пожалуй, на этом положительные моменты, не связанные с ростом доходной части республиканского бюджета по естественным причинам в I квартале текущего года, заканчиваются. Всего собственные доходы в I квартале выполнены в сумме 1 650 млн рублей, или на 19,9 % от общего годового объема. Конечно, первый квартал не совсем показательный, но оптимизма подобное значение не прибавляет, так как становится очевидным риск неисполнения плановых назначений по собираемости собственных доходов, которые в конце года могут составить порядка 15–20 % от общего объема.
А теперь отойдем от способа отображения цифр путем процентного соотношения, к которому прибегают официальные источники, и посмотрим на ситуацию в абсолютных величинах на текущий период.
Дефицит республиканского бюджета запланирован в размере более 2 млрд рублей. До конца года эта сумма еще не раз увеличится, как это происходило в течение 2013 года, когда дефицит бюджета, начиная с 827 млн рублей, к концу года значительно превысил планку в 3 млрд рублей. Государственный долг республики на конец 2014 года запланирован в размере чуть менее 9 млрд рублей. Муниципальные долги уже на сегодняшний день приближаются к 1 млрд рублей. Сотни миллионов рублей составляет просроченная кредиторская задолженность, в том числе несанкционированная задолженность. Несанкционированная — это когда учреждения, которые для поддержания хотя бы минимального уровня работоспособности вынуждены приобретать товары, работы и услуги в долг, на суммы, которые не подтверждены лимитами бюджетных ассигнований. Размер, образовавшейся таким образом задолженности учреждений республиканского и муниципального подчинения даже никто и не пытался сосчитать. При этом возможность самостоятельно оплатить приобретенное в долг сверх лимитов, у этих учреждений в обозримой перспективе даже не просматривается. Ну и куда без ставшего обыденным явлением дефицита программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в размере более 1 млрд рублей или без неподъемных многомиллиардных долгов всех без исключения категорий потребителей энергоносителей и коммунальных услуг.
При подобных значениях даже меры, принимаемые Правительством РФ по предоставлению регионам возможности перекредитоваться по более низким процентным ставкам, приведут к сокращению суммы долга всего лишь на несколько процентов.
Таким образом, совокупность приведенных выше параметров бюджета, отображенных в абсолютных величинах, сводит на нет все манипуляции, с помощью которых явно отрицательным значениям может придаваться сугубо положительный информационный фон, тогда как реальные проблемы, несмотря на то, что они искусственно отодвинуты на задний план, продолжают оставаться открытыми. Самое печальное то, что подобная подача официальными источниками информации стала нормой. Это как с наполовину пустым стаканом, который при несколько ином подходе к этому вопросу становится наполовину полным.
По общему мнению, происходящее есть не что иное, как преднамеренно создаваемые препятствия для объективной информации, отображающей фактически сложившиеся уже в 2014 году риски ухудшения финансово-экономической ситуации в республике.
Цифры и их значения интерпретируются и подаются под самыми различными ракурсами и имеют несколько способов отображения.
Один из таких способов, к которому прибегают официальные источники на тему размера государственного долга республики, это процентное соотношение показателей объема собственных доходов и государственного долга. И действительно, если посмотреть на цифры с подобного ракурса, то мы увидим что, удельный вес государственного долга к собственным доходам с 2012 года снизился со 117 % до 103 %. Естественно, что это в обязательном порядке незамедлительно заносится в актив руководства республики в части (далее цитата из официальных источников) «эффективности мер, предпринимаемых для обеспечения сбалансированности бюджета республики в условиях роста расходных обязательств, возникающих в том числе по решениям, принимаемым на федеральном уровне». В этой цитате фраза «в том числе» лишняя. Потому что по факту рост собираемости собственных доходов происходит только по сугубо естественным причинам. К этому относится увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц, возникшее в связи с майскими указами президента. Говоря проще, если увеличивается размер заработной  платы, то и налоговые отчисления вырастают автоматически. Сумма налога на доходы физических лиц является самым объемным показателем и составляет более половины налоговых доходов республиканского бюджета. К естественным причинам увеличения собственных доходов можно отнести и поступательный рост от акцизов на горюче-смазочные материалы, который напрямую связан с увеличением количества автотранспортных средств. Следует отметить, что последний также является достаточно финансовоемким источником пополнения бюджета. Так, на 2014 год поступления запланированы в сумме 1 192 млн рублей. Имеются и другие причины, оказывающие кратковременное положительное влияние на значение удельного веса государственного долга к размеру собственных доходов. Это преференции для подакцизного алкоголя, о которых теперь можно забыть, так как они запрещены на федеральном уровне. А это был достаточно объемный источник доходов. Его размер в 2013 году составил сотни миллионов рублей.
Естественно, что при подобных процессах, даже при том, что государственный долг увеличивается из года в год, положительная динамика неизбежна.
Теперь давайте посмотрим, в чем же эффективность принятых мер по сбалансированности бюджета.
А их не видно! Может быть, следует отметить рост поступления доходов от штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. Многие владельцы автотранспортных средств уже имели возможность ознакомиться со штрафами в конвертах. Но и к реализации программы в данной сфере деятельности есть также очень много вопросов. По сути, сроки и объемы поступлений денежных средств в бюджет республики, поставленные перед исполнителями программ, провалены.
Давайте отметим действия, направленные на повышение собираемости платы за сданные в аренду земли. Только вот в каких единицах измерять эффект от предпринимаемых действий, немного непонятно. Может быть, в количестве запросов, направленных в органы местного самоуправления с целью разъяснения ситуации. Адресат, скажем так, не очень удачный, так как именно местные власти имеют непосредственную причастность к разбазариванию земель.
Может быть, меры эффективности, направленные на увеличение доходной части республиканского бюджета, занесенные в актив руководства республики, будут видны, если мы взглянем на происходящие процессы через микроскоп. К сожалению их все равно не видно! Зато теперь очень хорошо просматриваются все шероховатости и пробелы, такие как огромный разрыв с аналогичными по численности и доходам на душу населения регионами в части недопоступления налога на доходы физических лиц. Основная причина низкой собираемости — это огромное в масштабах нашей республики количество работников, не обеспеченных социальными пакетами (зарплаты в конвертах). Очевиден и крайне низкий размер поступлений от налога на прибыль организаций в общей структуре собственных доходов. Образующим данного факта является огромное количество хозяйствующих субъектов, на протяжении долгих лет показывающих убытки или занижающих размер прибыли.
Если посмотреть на I квартал 2014 года, то в качестве положительного факта можно отметить, что впервые за последние годы налог на прибыль показал существенный рост, составивший 82,6 млн рублей. Но как говорится, цыплят по осени считают. Есть отдельные специфические моменты, которые могут влиять как на промежуточные, так и на итоговые значения. Так что с выводами подождем до конца года.
Пожалуй, на этом положительные моменты, не связанные с ростом доходной части республиканского бюджета по естественным причинам в I квартале текущего года, заканчиваются. Всего собственные доходы в I квартале выполнены в сумме 1 650 млн рублей, или на 19,9 % от общего годового объема. Конечно, первый квартал не совсем показательный, но оптимизма подобное значение не прибавляет, так как становится очевидным риск неисполнения плановых назначений по собираемости собственных доходов, которые в конце года могут составить порядка 15–20 % от общего объема.
А теперь отойдем от способа отображения цифр путем процентного соотношения, к которому прибегают официальные источники, и посмотрим на ситуацию в абсолютных величинах на текущий период.
Дефицит республиканского бюджета запланирован в размере более 2 млрд рублей. До конца года эта сумма еще не раз увеличится, как это происходило в течение 2013 года, когда дефицит бюджета, начиная с 827 млн рублей, к концу года значительно превысил планку в 3 млрд рублей. Государственный долг республики на конец 2014 года запланирован в размере чуть менее 9 млрд рублей. Муниципальные долги уже на сегодняшний день приближаются к 1 млрд рублей. Сотни миллионов рублей составляет просроченная кредиторская задолженность, в том числе несанкционированная задолженность. Несанкционированная — это когда учреждения, которые для поддержания хотя бы минимального уровня работоспособности вынуждены приобретать товары, работы и услуги в долг, на суммы, которые не подтверждены лимитами бюджетных ассигнований. Размер, образовавшейся таким образом задолженности учреждений республиканского и муниципального подчинения даже никто и не пытался сосчитать. При этом возможность самостоятельно оплатить приобретенное в долг сверх лимитов, у этих учреждений в обозримой перспективе даже не просматривается. Ну и куда без ставшего обыденным явлением дефицита программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в размере более 1 млрд рублей или без неподъемных многомиллиардных долгов всех без исключения категорий потребителей энергоносителей и коммунальных услуг.
При подобных значениях даже меры, принимаемые Правительством РФ по предоставлению регионам возможности перекредитоваться по более низким процентным ставкам, приведут к сокращению суммы долга всего лишь на несколько процентов.
Таким образом, совокупность приведенных выше параметров бюджета, отображенных в абсолютных величинах, сводит на нет все манипуляции, с помощью которых явно отрицательным значениям может придаваться сугубо положительный информационный фон, тогда как реальные проблемы, несмотря на то, что они искусственно отодвинуты на задний план, продолжают оставаться открытыми. Самое печальное то, что подобная подача официальными источниками информации стала нормой. Это как с наполовину пустым стаканом, который при несколько ином подходе к этому вопросу становится наполовину полным.
По общему мнению, происходящее есть не что иное, как преднамеренно создаваемые препятствия для объективной информации, отображающей фактически сложившиеся уже в 2014 году риски ухудшения финансово-экономической ситуации в республике.
Дзамболат Кундухов, эксперт по финансово-экономическим вопросам

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: