Доктринальные направления реформирования системы государственной власти Алании

«Враг наш, ликующий в бездну нас гонит,
Славы желая, бесславно мы мрем.
Родина-мать и рыдает и стонет...
Вождь наш, спеши к нам - мы к смерти идем».
К.Л. Хетагкаты

Государственная власть, основой которой является принцип бесконтрольного едино-началия то ли в форме института партийных секретарей, президента, губернатора или главы республики, не имеет ничего общего с национальными традициями аланского (осетин-ского) народа, его представлением о справедливом устройстве общества. Поэтому в теку-щий период актуальным является вопрос об устройстве государственной власти – именно об устройстве государственной власти, а не о замене одних чиновников другими, при сохра-нении существующей ныне асоциальной политической надстройки. Новые структуры вла-сти должны быть выразителями национальных интересов народа Алании (Осетии).

СООТВЕТСТВИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА (ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ) УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В жизни каждого народа, государства случаются ускорение и замедление темпов своего развития. Ускорение бывает обусловлено общим комплексом субъективных и объективных факторов, когда общество оказывается, сцементировано жизнеутверждающей национально-государственной  идеологией, нацеленной на ее всестороннее развитие. Другим необходимым условием общественного прогресса является  глубокое  понимание национальной, политической элитой тех целей и задач, которые стоят перед нацией и, самое главное, наличие у них политической воли, способной последовательно воплощать в жизнь устремление  своего народа. В этой связи «политическую волю», ее наличие у того или иного государственного деятеля необходимо рассматривать, как генезис  самых редкостных качеств человеческого ума.
Такие понятия, как «политический лидер» и «личность», в свете существа категорий, которыми оперируют общественные науки, можно считать синонимичными. Человек не мо-жет быть полноценным  «политическим лидером», если он при этом не является «лично-стью», т. е. человеком, способным раньше всех  и отчетливей всех осознавать злободневные проблемы современности и как никто  другой стремиться к их разрешению в практическом плане.  Обладание незаурядными природными способностями в совокупности  с сильной волей и целеустремленностью является альфой и омегой появления в общественной  среде подлинной  личности.
Другой необходимой составляющей, которая окончательно формирует облик «полити-ческого лидера», «государственника», «личности», является подспудно вытекающая из пер-вых двух составляющих способность на протяжении всей своей жизни сохранять последова-тельность в своих мыслях и действиях. Поэтому для сложившейся личности не свойственны политические «шатания», смена политических ориентиров, своего мировоззрения. Такое по-ведение, как правило, присуще людям, которые  очень хотят выглядеть личностью, не имея на то никаких объективных данных. По существу, им пожизненно отведена роль политиче-ских «флюгеров».
Надо полагать, что усилиями именно этих людей возведен в ранг постулата ложный  тезис о том, что «политика – это грязное дело». Активно пропагандируя подобного рода из-речения, они тем самым пытаются оправдать любое свое действие или бездействие, законо-мерно несущие обществу политический и социально-экономический упадок. Вся их «поли-тическая деятельность» сводится к постоянному поиску причин, якобы, не дающих им реа-лизовать свои величественные планы и тем самым оправдать свое бессмысленное пребыва-ние в политической сфере. Настоящей бедой  для общества становится приход к власти мнимых личностей, людей, не только не способных, в силу ряда объективных причин, понять существа процессов, происходящих в общественной жизни, но, что самое при-скорбное, и не утруждающих себя попытками приблизиться к их пониманию. Главная цель пребывания у власти мнимых личностей («эрзац-элиты») – сохранение стабильно-го положения выдвинувшей его группы. Длительное сохранение такого порядка вещей ведет не только к застою в развитии общественных отношений, но и отбрасывает данную общественную систему в плане социально-политической эволюции назад. Отсюда, актуаль-ной является задача по отличию подлинного политического лидера от резонера, выскочки с большими амбициями при полном отсутствии качеств, характеризующих личность.
Поэтому представленная работа преследует своей целью не только дать развернутую панораму прошлого, настоящего и будущего государственно-политического устройства Алании (Осетии), но в определенном смысле она являет собой и борьбу за души падших (эр-зац-элиты). «Ǽвзæр дæр нахи æвзæр у». То есть, именно в контексте противоречий, возника-ющих между мнимой личностью и обществом, рассматривается ключевой вопрос, связанный с реформированием системы законодательных, исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия.
История исследуемой проблемы свидетельствует о том, что длительное игнорирование при государственном строительстве национально-исторических традиций народа лишило аланское (осетинское) общество стабильности. Представители только одного поколения яв-ляются немыми свидетелями стремительной смены политических лозунгов, приоритетов государственного строительства. Ортодоксальное мышление господствует и сегодня, неся с собой бездуховность, политический и экономический упадок.
В 1994 году можно было только предполагать об уровне эффективности вводимого в Северной Осетии института президентства [4], [5, [14]. Однако сегодня можно конста-тировать – в истории государственной власти Алании не было аналогов столь безот-ветственного поведения высших должностных лиц. Подтверждением тому является про-тестный характер голосования населения РСО–Алания на очередных президентских выборах 1998 г. Только 9,9 % участвовавших в выборах избирателей отдали свои голоса за действовавшего тогда президента РСО–Алания, остальные  проголосовали против [12].
В дальнейшем отход от демократических принципов управления усилился, что стиму-лирует развитие антагонистических настроений в обществе. Оказались нарушенными основные принципы местного самоуправления. Населению было отказано в праве самим избирать глав администраций районов и муниципалитетов [8], [11]. То есть, президентской вертикалью была устранена, пожалуй, единственная конституционная возможность для граждан республики выразить свое отношение к «власти», ощутить себя, через сопричастность к выборной процедуре, представителями одного народа (нации). Стали возможны политические манипуляции постом председателя Парламента РСО–Алания. По сей день парламент функционирует на непрофессиональной основе, допуская совмещение депутатства с работой в коммерческой сфере, госучреждении, что выхолащивает саму суть представительного собрания. Отход от демократических принципов формирования гражданского общества, институтов государственной власти оказывает отрицательное влияние на развитие национального самосознания народа Алании (РСО – Алания, РЮО) в целом.
Функционирование президентской власти в условиях РСО – Алания (1994–2005 гг.) закономерно привело к принижению роли и значения парламента, Конституционного суда РСО – Алания (Комитета конституционного надзора РСО–Алания), главных гарантов наро-довластия и соблюдения конституционного порядка. Многие положения Конституции РСО – Алания и республиканских законов вошли в прямое противоречие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Только после вмешательства в 2000 г. президента РФ удалось привести законодательные акты РСО – Алания в соответствие с законодательством РФ [10]. Негативные последствия введения в конституционном порядке поста президента в равной мере проявляются в социально-политической действительности Республики Южная Осетия.
Таким образом, функционирующая в РСО–Алания, РЮО политическая надстройка в виде института президента (главы республики) не просто не соответствует уровню развития гражданского общества, она стала главным препятствием на пути осуществления демократических реформ в политической и экономической сфере. Внесенные в Конституцию РСО – Алания изменения, связанные с переименованием должности «президента РСО – Алания» в «главу РСО – Алания» (2005 г.) ни в коей мере не коснулось ее содержательной части. То есть, по своей конституционно-правовой основе Республика Северная Осетия – Алания и сегодня остается президентской республикой. Превратное механистическое толкование «эрзац-элитой» сформулированного в «Национальной доктрине Алании» (2000 г.) положения, согласно которому «В Российской Федерации может и должен быть один президент – глава государства Российского» [7] и сегодня тормозит развитие демократических процессов в обществе.
Последние десятилетия не стали для народа Алании ни временем демократизации общества, через развитие национального самосознания и институтов самоуправления народа, ни временем укрепления его ресурсного потенциала через развитие производи-тельных сил и производственных отношений. Напротив, произошел парадоксально-закономерный откат уровня развития общественных отношений в Алании (РСО–А, РЮО) к временам XIX, начала ХХ столетия, когда народ находился под двойным гне-том царской администрации и местной национальной знати, присваивающих весь при-бавочный продукт, производимый на ее территории. Данное обстоятельство предопре-делило отсутствие реального прогресса в развитии его государственности в целом.
    Если общественные институты в Алании (XVIII–XIX вв.) разрушались оружием, законодательством, судами царского самодержавия, то сложившийся в конце ХХ, начале XXI столетия административно-бюракратический аппарат, перенес эти методы на всю систему представительных, законодательных органов, не дав, тем самым, развиться эффективному контролю над их деятельностью. Анализ соотношения сфер ответственности и связанных с ними конституционных полномочий властной вертикали РСО–Алания с практическими итогами реализации этих полномочий подтверждает данное положение (табл.1). Налицо их несоответствие и прямо противоположная направленность. Здесь сам собой напрашивается вывод о том, что действующая в Северной Осетии система государственного управления не адекватна целям и задачам развития гражданского общества, национальной экономики.

Таблица 1. Соотношение сфер ответственности и итогов реализации конституционных полномочий органов государственной власти РСО–Алания

Сфера ответственности органов государственной власти в соответствии с Конституцией РСО–А Итоги реализации конституционных полномочий органов государственной власти РСО–А

1. Право на свободу сло-ва, ст. ст. 18, 19, 29, 80 Монополизация государственной властью РСО–А права до-ступа граждан к республиканским средствам массовой ин-формации (телевидение, радио, газеты).

2. Право на свободу пере-движения по территории РСО–А,  ст.ст. 18, 19, 27, 82 Невозможность проезда по территории РСО–А, в Моздокский административный район республики, в населенные пункты РСО–А: с. Хурыкау, Дачное, Майское. Приграничная с РЮО полоса отчуждения, намного превысив законом установлен-ные нормативы, препятствует гражданам свободно переме-щаться по территории Туалгома (Центральной Осетии).
3. Охрана территориаль-ной целостности РСО–А, ст.ст. 9, 64, 82 Населенные пункты с. Хурыкау, Дачное, Майское де факто вышли из-под контроля Правительства РСО–А. Смещение государственной границы между РФ и РГ на 1500 метров вглубь территории РСО–А; в 1992 году совершена вооружен-ная агрессия банд национал-экстремистов на Пригородный р-н РСО–А с целью его отторжения (агрессия не предупрежде-на).
4. Охрана собственности и общественного по-рядка, борьба с преступностью, ст.ст. 18, 19, 82, 90 Рост преступности, числа террористических актов, похищения людей с целью выкупа. Рост религиозного экстремизма. Один из самых высоких в РФ уровень коррумпированности власти.
5. Обеспечение единой государственной политики в области экономики, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, ст.ст. 15, 26, 38, 41, 42 Одни из самых низких показателей, характеризующих темпы роста сельскохозяйственной и промышленной продукции среди субъектов РФ; ликвидация экономикообразующих комплексов (аграрно-промышленный, машиностроительный, комплекс предприятий цветной металлургии, электронно-промышленный); рост младенческой смертности; низкий прожиточный минимум, установленный властями РСО–А на душу населения; рост астматических, аллергических, онколо-гических заболеваний и в результате самый высокий уровень смертности в РСО–А среди всех республик СК; 75–80% про-довольственных товаров, потребляемых в РСО–А, завозятся из-за ее пределов; в РСО–А нет ни одной национальной (осе-тинской) средней школы; непредупреждение катастрофы в Кармадонском ущелье РСО–А и др.
6. Гарантии защиты чести и достоинства личности и народа, ст. 80, 90 По итогам агрессии осени 1992 г. сотни людей погибли, тысячи остались без крова. В XXI столетие аланский народ вступил со статусом разделенного народа. Гибель сотен женщин и детей, жертв террористического акта 1–3 сентября 2004 г. в г. Беслан РСО–А. Отсутствие политико-правовой оценки данных событий и событий осени 1992 г.
7. Право гражданина РСО–А избирать глав администраций районов и муниципалитетов республики и самому быть избранным, ст.ст. 8, 32, глава 10. Гражданам РСО–А (начиная с 2000 г.) в законодательном по-рядке было отказано в праве самим избирать глав администраций районов и муниципалитетов, расположенных на территории республики. В Конституции РСО–А сохраняется норма, противоречащая федеральному законодательству, согласно которой допускается совмещение работы в коммерческой сфере, госучреждении со статусом депутата Парламента РСО–А, что ставит других граждан республики в неравное с ними положение. Парламентарии РСО – Алания введением антидемократической нормы в Конституцию РСО – Алания (2013 г.), препятствующей прямым выборам главы республики, лишили граждан их основополагающего конституционного права.

В условиях, когда наблюдается столь значительная асимметрия между процессами институализации системы государственной власти, местного самоуправления и реальными социально-политическими потребностями общества в Алании (Осетии) произошло форми-рование общественно-политических отношений, характеризующихся внутренней противоречивостью. Общественная мораль, уважение к закону, традиционной духовной культуре, чувство гражданского долга – все это отошло на второй план. Определяющим критерием значимости индивида стала степень его приближенности к элитным кругам, сформировавшейся к концу 90-х годов ХХ-го столетия авторитарной, бюрократическо-олигархической общественной системе. Данная система характеризуется социальной неэффективностью, неспособностью адекватно реагировать на запросы массовых слоев населения.
Следует подчеркнуть, что в эпоху воинствующего атеизма (1917–1991 гг.) и всеобщей советизации государственных учреждений через партийную вертикаль осуществлялся сквоз-ной контроль над деятельностью региональных партийных элит. Данное обстоятельство зна-чительно минимизировало возможные злоупотребления с их стороны. Вся страна в этот пе-риод находилась под всеобъемлющим диктатом центральных властей через систему партий-ных органов. Советы народных депутатов, призванные выполнять функции органов местного самоуправления в широком смысле этого понятия, практически не оказывали никакого влияния на принимаемые в стране решения и на жизнь ее населения. Поэтому, с распадом СССР и ликвидацией диктата однопартийной системы, население страны, не имеющее навыков самоуправления, контроля за деятельностью властной вертикали, оказалось неспособно ни к самоорганизации, ни к отстаиванию своих конституционных прав. Прозвучавший в начале 90-х годов призыв первого президента Российской Федерации к региональным элитам: «Брать столько суверенитета, сколько сможете унести…» привел их к фактическому всевластию над целыми территориями, народами, их населяющими. Достаточно отчетливо эта закономерность проявилась в жизни рассматриваемого региона.
Сегодня высшие должностные лица в Алании (РЮО, РСО – Алания) выполняют не функцию управления, руководства деятельностью граждан, составляющих ее народ, тем бо-лее не функцию служения народу, а функцию прямого владения им, со всеми вытекающими отсюда отрицательными социально-политическими последствиями. Выше обозначенные политические тенденции привели к отсутствию какого-либо действенного контроля, подотчетности должностных лиц как перед населением региона, так и перед федеральным центром. Манипулирование правящим политическим классом общественным мнением через официальные средства массовой информации, естественно, стало краеугольным камнем проводимой ими политики. Последние, в свою очередь, привело к абсолютно неадекватному восприятию (оценки) в массовом сознании образа политического лидера, как субъекта реального политического действа и мира политики в целом.  Одни все оценки сводят к возможностям того или иного деятеля по строительству дорог, мостов, прокладки трубопроводов, иных инфраструктурных систем и объектов. Другие, во главу угла ставят умение относительно пропорционально распределять бюджетные средства между господствующими в обществе элитарными группами, наличие или отсутствие личных связей с политиками федерального уровня и т. д. и т. п.
За всеми этими частностями, не имеющими прямого отношения к реальной политиче-ской деятельности, редко кто задается главным вопросом: «Обладает ли тот или иной инди-видуум  способностью мыслить общегосударственными категориями и отстаивать общена-циональные интересы?» Вместе с тем, отсутствие данной способности, которую нельзя ку-пить ни за какие деньги, делает невозможным формирование подлинного политического деятеля, государственника. Отсюда важнейшая функциональная обязанность политического лидера заключается в объединении соответствующей социально-политической общности вокруг задач, носящих не местнический, а общенациональный характер. Длительное игнорирование этого объективного требования привело к ситуации, при которой любой олигарх средней руки, при желании, может установить полный контроль над деятельностью всех ветвей государственной власти РЮО, РСО – Алания.
Зафиксированные в Конституции РЮО, Конституции РСО – Алания, Федеративном Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами права республик превратились в право одного должностного лица единолично распоряжаться ее национальными богатствами. Данное обстоятельство привело к выстраи-ванию огромной, несопоставимой ни с размерами территории РСО – Алании (8,0 тыс. кв. км.), РЮО (3,8 тыс. кв. км.) ни с общей численностью населения (соответственно 712,3 тыс. чел. и 36,0 тыс. чел.) государственно-бюрократической надстройки в лице президентской администрации, правительства, и его министерств, парламента, мэрии и местных админи-страций, что препятствует развитию реального самоуправления народа, демократии. Выше-изложенное закономерно привело к досрочному сложению полномочий (отстранению от должности) второго по счету президента РСО – Алания (2005 г.).
Таким образом, наличие  Конституции Республики Северная Осетия–Алания, Республики Южная Осетия, института президентской власти (главы республики), пар-ламента, сочетающего в себе законодательные и представительные функции, не гаран-тировало гражданам Алании (Осетии) соблюдения их основополагающих прав и свобод. Внутреннее содержание государственно-политического устройства Алании так и не стало соответствовать уровню развития общественного сознания и требованиям наро-довластия. Последнее привело к стагнации в развитии производительных сил и системному социально-политическому, экономическому кризису. Формирование жизнеспособной системы местного самоуправления, как необходимого этапа в построении правового государства, являющейся органической частью механизма сдержек и противовесов для органов государственной власти было свернуто, так и не начавшись. Очевидно, что здесь мы имеет дело с всеобъемлющим политическим контролем, ведущим к полной унификации взглядов граждан.
Несмотря на то, что переход к новой модели политико-государственного устройства начался более двух десятилетий  назад, в массовом сознании  так и не произошло качественных сдвигов, предполагающих осознанное восприятие своих собственных социальных и политических интересов. Более того,  в условиях полного отстранения населения РСО – Алания, РЮО от власти и демократии в обществе стало формироваться мифологическое сознание, согласно которому человек, избираемый (назначаемый) президентом республики (главой республики), всегда прав и находится вне критики.
Отстранение населения рассматриваемого региона (Алания) от самой возможности влиять на принимаемые в РСО – Алания, РЮО политические, социально-экономические решения стимулирует формирование «интриганского общества». Интриги на юге и на севере, переплетаясь, превращаются в клубок разновекторных интриг, за которыми теряется само ощущение реальности и понимание существа целеполагающих задач, стоящих перед обществом. В этих условиях попросту не остается места для созидательной деятельности, поскольку она не совместима с интриганством, принявшим как в РЮО, так и в РСО – Алания поистине всеохватывающий характер. Интриги порождают слухи, слухи порождают недоверие, недоверие ведет к разобщенности, разобщенность приближает конец всего сущего. Именно интриганство, как один из методов, взятых на вооружение правящей в Алании (Осетии) эрзац-элитой, с целью удержания власти в своих руках, убивает любую инициативу не давая тем самым реализоваться живой творческой энергии масс. Поэтому политическая социализация народа Алании идет медленно, большинство населения и сегодня руководствуется конформистской моделью поведения.
В соответствии с существующими классификациями [13], дифференцирующими отношение государства к проблеме безопасности личности на четыре большие группы, отношения сложившиеся в РСО – Алания, РЮО следует отнести к четвертой группе. Для данной группы характерно обеспечение безопасности государством лишь для избранных (высших представителей чиновничества, привилегированных слоев и групп). Однако в условиях, когда отсутствует эффективная система контроля со стороны государства за практически всеми сферами безопасности: социальной, экономической, политической, духовно-нравственной, информационно-психологической, экологической и др. угрозы приобретают всеобщий характер. Они, в той или иной степени, начинают воздействовать на все без исключения социальные группы общества. Например, все чаще объектами террористических атак, киднепинга становятся как сами высокопоставленные чиновники, бизнес-элита, так и члены их семей. Превышение ПДК вредных для здоровья человека веществ в основных составляющих окружающей среды (воздух, вода, земля) не гарантирует «избранным» и экологической безопасности.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что к текущему периоду (2014 г.) чиновническо-бюрактратический аппарат окончательно подмял под себя общество и государство. Последние привело к парадоксальной ситуации, при которой  государство, призванное обеспечивать по основному Закону Конституции РСО–Алания, РЮО безопасность, само стало представлять угрозу для его населения.

(Окончание следует)

Дзанайты Х.Г., доктор политических наук, доктор экономических наук,
    профессор, директор Института национального развития

Комментарии

asolwe1je0, 19:19, 20 Дек. 2016

<a >avodart</a> <a >anafranil price</a> <a >cialis canada pharmacy online</a> <a >soft tabs viagra</a> <a >as example</a>

asolhjywge, 03:24, 21 Дек. 2016

<a >prednisone for sale without a prescription.</a> <a >advair</a> <a >generic moduretic</a> <a >generic malegra dxt</a> <a >generic abilify online</a> <a >ventolin</a> <a >order erythromycin online</a> <a >bupropion hcl xl</a> <a >tadacip</a>

Tracyfut, 05:23, 12 Янв. 2017

<a >cheap viagra online</a> <a >benicar online</a> <a >chewable viagra soft tabs</a> <a >vardenafil online</a> <a >buy diflucan online without prescription</a>

Tracyfut, 23:11, 14 Янв. 2017

<a >buy caverta</a> <a >mobic 15mg</a> <a >buy revia</a> <a >buy furosemide 40 mg</a> <a >viagra canada no prescription</a> <a >diclofenac</a>

AlfredImase, 20:48, 19 Янв. 2017

wh0cd497592 <a >retin a gel 0.01</a> <a >buying cialis online safe</a> <a >augmentin antibiotic</a> <a >buy inderal no prescription canada</a> <a >bupropion xl 300mg</a> <a >valtrex</a>

Tracyfut, 14:59, 22 Янв. 2017

wh0cd220535 <a >citalopram</a> <a >tetracycline</a> <a >shuddha guggulu without prescription</a> <a >motrin pm</a> <a >amantadine weight loss</a> <a >buy tadalis sx</a> <a >anafranil</a> <a >more hints</a> <a >diclofenac</a>

CharlesRoand, 01:57, 03 Мар. 2017

wh0cd93127 <a >buy inderal</a>

KennethLem, 15:15, 08 Мар. 2017

wh0cd1030 <a >buy benicar</a> <a >Order Benicar</a> <a >revia</a>

KennethLem, 15:17, 08 Мар. 2017

wh0cd1030 <a >CIALIS</a>

Tracyfut, 00:12, 22 Авг. 2017

wh0cd910919 <a >tamoxifen</a> <a >clomid</a> <a >viramune</a> <a >fluoxetine 30 mg</a> <a >fluoxetine</a> <a >amoxicillin</a> <a >diclofenac</a> <a >metformin</a>

CharlesRoand, 23:08, 05 Сен. 2017

wh0cd380666 <a >levitra</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: