Сакральный центр общеарийского значения (Пульс осетии, № 4, февраль 2014)

Духовная культура народа выступала и выступает движущей, определяющей силой развития общества. Поэтому материальное только тогда становится благом, когда оно зиждется на духовно-нравственных устоях народа, его представлениях об идеальном. Напротив, фетишизация общественных отношений ведет народы, социально-политические общности не по эволюционному, а по инволюционному пути. В безнравственном обществе теряется сам смысл развития материального.
Придание географическому центру этнической территории ир-ас-алан (осетин) официального статуса Сакрального центра общеарийского значения вытекает из необходимости сохранения для нарождающихся поколений их традиционной духовной культуры. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день безвозвратно утраченными для аланской культуры следует считать духовные центры, некогда располагавшиеся на господствующих высотах бескрайней евразийской степи. Данные центры в силу известных исторических, политических событий перешли под контроль народившихся 1,5–3,0 тыс. лет тому назад мировых религиозных конфессий. Именно на этих сакральных высотах Ариана Веджа (Арийского Простора) впоследствии были воздвигнуты многочисленные рукотворные храмы. В текущий период на стадии утраты находятся центры духовной силы и духовного воспитания ир-ас-аланского народа, расположенные в горной Алании (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Южная Осетия).
В наши дни при полном игнорировании мнения абсолютного большинства аланского народа происходит последовательное проникновение и беспрецедентный захват религиозными конфессиями этой сакральной части территории священной Алании. Последнее входит в прямое противоречие с основополагающими правами и свободами человека — в частности, неотъемлемым правом на сохранение своей национальной идентичности, культуры, своего духовного мировоззрения. Данное право не может быть отчуждаемо, равно как и право личности на свободу, жизнь. Поэтому реализация предлагаемых мер позволит не только положить конец необоснованным притязаниям молодых по своему возрасту религиозных конфессий, но и восстановить некогда порушенную систему духовного воспитания ир-ас-аланского народа. Последнее будет способствовать укреплению его национального духа и, соответственно, полноценной духовной жизни.
Отсюда, официальная организация в пределах горных территорий исторической Алании (Осетии) Сакрального центра ир-ас-аланского народа общеарийского значения должна базироваться на его метафизических, духовно-нравственных, этнокультурных представлениях об устройстве мироздания и своего места в нем. Определяющим здесь является неотъемлемое право любого народа на самовыражение через систему своих традиционных духовных ценностей. Ниже приводится перечень обстоятельств, факторов, свидетельствующих об исторически объективном, политически оправданном характере предлагаемых к реализации мер, их неразрывной связи с общемировыми тенденциями и процессами.
Первое. Ир-ас-аланы являются представителями североиранской (арийской) ветви индоевропейской языковой семьи. Они с древнейших времен населяют территорию Кавказа, его центральную часть. То есть ир-ас-аланы являются последними носителями культуры «северных иранцев» в этом регионе.
Второе. Центральная часть Большого Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта исторически является крупнейшим и древнейшим сакральным, культовым центром индоевропейского мира, имеющим общеарийское значение. Поэтому горная часть территории Республики Северная Осетия-Алания, Республика Южная Осетия выступают в качестве материальной основы духовного просвещения ир-ас-аланского народа и других арийских народов с древнейших времен и по настоящее время.
Третье. По количеству в этом регионе памятников духовной, материальной культуры ир-ас-алан, т. е. по «плотности» расположения здесь святых мест, архаичных замков, городищ, захоронений, культовых сооружений и других памятников истории, духовной традиции, он не имеет аналогов в мире. Только общее количество святых мест — дзуаров, мест отправления духовной обрядности — кувандонов составляет более тысячи.
Четвертое. Время становления духовного мировоззрения ир-ас-аланского народа своими корнями уходит в глубокую древность, за обозримые горизонты развития человеческой цивилизации (5–3 тыс. лет до н. э.). Сказанное обусловило его отнесение к реликтовому народу индоевропейской языковой семьи, а его духовное мировоззрение к ядровой части всемирного культурного наследия.
Пятое. Практически все мировые религиозные системы при своем становлении использовали, в той или иной мере, духовное учение ир-ас-алан. Первоистоком мировых религий выступают верования аланского народа. Поэтому в текущее время происходит переосмысление многими народами мира своих религиозных доктрин. Все большее число из них обращает свои помыслы к духовному интегральному мировоззрению ирон — нæртон æгъдау, господствовавшему в Евразии в эпоху индоевропейского единства народов. В эту эпоху Кавказ выполнял функцию одного из главных сакральных центров этого легендарного мира.
Шестое. В последние два десятилетия на народ ир обрушилась беспрецедентная по своим масштабам и агрессии пропаганда многочисленных пришлых религиозных доктрин, что ведет к размыванию его этнонационального самосознания. По существу, все мы являемся свидетелями ярко выраженной искусственной, т. е. насильственной ассимиляции этого народа. Однако даже в условиях управляемого хаоса подавляющая часть ир-ас-алан остается верна своему прамонотеистическому духовному мировоззрению, реализуемому в повседневной жизни через ирон — нæртон æгъдау.
Седьмое. Современные поколения ир-ас-алан с чувством безмерной горечи и боли в сердце воспринимают плачевную участь, которая постигла их соплеменников, покинувших свою историческую родину — Кавказ. Увлеченные водоворотом грандиозных военно-политических событий минувших тысячелетий, они оказались не способны противостоять ассимиляционным процессам на чужбине. Выстояв в суровых военных сражениях, ир-ас-аланы проявили чрезвычайную восприимчивость инокультурных ценностей в мирное время. Последнее привело к закономерной утрате ими своего прамонотеистического духовного мировоззрения — ирон æгъдау, своего национального языка, чувства сопричастности к своей национальной истории, традициям и, как следствие этого, своего национального «Я». Внеся весомый вклад в развитие культуры, государственности многих народов Запада и Востока, сами они канули в Лету. Таковы поучительные уроки истории, свидетельствующие о недопустимости проявления легкомыслия, слабости, инфантильности в отстаивании права на свою национальную культуру в широком смысле этого понятия.
Восьмое. В текущий период во многих странах мира, и в первую очередь в высокоразвитых, усиливается неподдельный интерес к историко-культурному наследию ир-ас-аланского народа. Специалисты ведущих университетов, научных центров стран Западной Европы, азиатских стран, США, Израиля, Китая и др. проводят широкомасштабные исследования этого уникального наследия, включающие изучение и преподавание его сакрального языка — ирон æвзаг. В то же самое время на исторической родине этого народа происходит тотальное разрушение и уничтожение этого наследия. Безжалостно затапливаются целые ареалы памятников духовной и материальной культуры народа, святые места, уникальные городища, время возникновения которых датируется 5–3 тыс. лет до н. э.
Девятое. Сегодня ир-ас-аланы единственные в мире открытые носители, приверженцы прамонотеистического духовного мировоззрения — ирон — нæртон æгъдау. Данное мировоззрение через мифопоэтические образы отражено в Нартиаде (Нарты кадджытæ) и других сакральных текстах — Царциаты таурæгътæ, Даредзанты кадджытæ, — являющихся объектом поклонения. Вместе с тем многие народы неустанно обосновывают иноаланское происхождение Нартовского эпоса в целом, оставляя первенство в этом вопросе за собой. Однако истина заключается в том, что возникновение Нартиады, ее «принадлежность» можно соотнести только с тем народом (народами), чьи представители на протяжении тысячелетий сохраняли и сохраняют сегодня преемственность, с общественной и социальной культурой нартовского сообщества. Следовательно, вопрос о том, кому «принадлежит» Нартиада носит риторический характер. Она, выступая в качестве Универсума — Модели Вселенной, является достоянием всего человечества. Ир-ас-аланы в рассматриваемом контексте выступают в качестве единственных и непосредственных носителей этой духовной культуры (мировоззрения). Поэтому вся горная часть территории исторической Алании является последним материальным бастионом, хранящим это духовное наследие.
Десятое. Зоной действия дзуаров — святых мест являются территории, ограниченные соответствующими горными ландшафтами. Вся горная часть территории Алании естественноисторически поделена на ущелья, которые находятся под покровительством определенных дзуаров. Некоторые из них имеют статус общеаланского (общенародного) культового значения. Таким образом, вся вышеобозначенная территория является табуированной ир-ас-аланами с доисторических времен, времен индоевропейского единства, когда не было места делению народов по религиозному принципу.
Одиннадцатое. Употребление на святых местах и в пределах ареала их действия спиртных напитков расценивается как богохульство, осквернение веры отцов. Допустимым является употребление во время совершения ритуала исключительно традиционных сакральных напитков — æлутон, бæгæны, къуымæл и др. Поэтому приведение обрядово-ритуального действа в строгое соответствие с этими неписаными требованиями станет одним из важных факторов, способствующих оздоровлению нации.
Двенадцатое. Одна из важных особенностей духовного мировоззрения ирон æгъдау заключается в том, что его приверженцы, в отличие от представителей религиозных доктрин, не возводят рукотворных храмов. Божественным Храмом для них выступает вся необъятная Вселенная. Поэтому свое молитвословие, обращение к Творцу они осуществляют на лоне первозданной природы — естественного Божественного Храма. В этом качестве у них с древнейших времен выступают горные системы Центрального Кавказа. Согласно их верованиям, насильственное вторжение в эту Богом данную им сакральную среду инородных религиозных систем является разрушением данного Божественного Храма. Поэтому исторически сложившаяся комплиментарность, терпимость ир-ас-аланского народа к религиозным ценностям других народов не может служить для последних основанием для вторжения в эту среду.
Тринадцатое. Система дзуаров Алании иерархична. Режим доступа к ним носит строго регламентированный характер. Посещение их связано с соблюдением определенных условий и выполнением действий сакрального характера. Особо священные места являются запрещенными для посещения представителями инокультурных сообществ территориями. В свою очередь дзуарылæгтæ являются посвященными охранителями священных дзуаров, территорий. Налицо совершенно естественное функциональное единство внутренней сакральной составляющей данных территорий и их охранителей. Таким образом, традиционная духовная культура народа ир является абсолютно самодостаточной, не требующей ни внешнего кураторства, ни тем более внешнего управления со стороны иерархов различных религиозных доктрин.
Четырнадцатое. Существующая мировая практика взаимодействия религиозных конфессий, отношения к сакральным территориям народов, культур не допускает насильственного отторжения, захвата этих территорий инокультурными сообществами. Поэтому своевольное проникновение на эти священные для ир-ас-аланского народа территории представителей мировых религиозных конфессий, строительство здесь ими своих культовых сооружений расценивается как их осквернение, святотатство. Данные формы культурной агрессии входят в прямое противоречие с основными правами и свободами человека, зафиксированными международным правом, конституциями Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Южная Осетия. Подобные ничем не оправданные действия, полностью игнорирующие мнение аланского народа, ведут к непредсказуемым социально-политическим последствиям. Именно эти агрессивные действия делают необходимым официальное отнесение всей горной части Алании к Сакральному центру духовной культуры ее народа.
Пятнадцатое. Предлагаемое решение вопроса ни в коей мере не затрагивает и не ущемляет религиозные интересы, ценности представителей мировых религиозных конфессий. Оно не ущемляет их возможности по проповедованию своих представлений о мире сущего и мире должного. Каждая из мировых религий имеет свои многочисленные религиозные сакральные центры, расположенные в местах их традиционного возникновения и функционирования. В Алании они также широко представлены в ее равнинной части. В противоположность сказанному ир-ас-аланы другого отечества, кроме территории Алании (Осетии), не имеют. Следовательно, они обладают всеобъемлющим моральным, национально-историческим правом на официальное создание Сакрального центра своей духовной культуры.
Шестнадцатое. Реализация данного проекта является частью глобального решения глобальной проблемы по выводу человечества из того цивилизационного тупика, в котором оно находится сегодня. Не уничижительное, а возвышенно-трепетное отношение к прамонотеистическому духовному мировоззрению ирон æгъдау позволит во всей полноте воссоздать порушенную на определенном историческом этапе систему духовных ценностей. В этом случае Кавказ, подобно другим сакральным центрам, вновь будет включен во всемирный культурный процесс. Уйдет в небытие отношение к Кавказу как к периферии, населенной отсталыми, варварскими народами. Соответственно, неизмеримо возрастут статусные характеристики России как носительницы духовного наследия скифо-сармато-аланского мира. Последнее позволит руководству страны (РФ) выстроить качественно новый формат отношений со своими потенциальными партнерами и оппонентами, что в целом будет способствовать укреплению ее позитивного образа во всем мире.
Вышеперечисленные доводы полностью вписываются в контекст первой статьи Устава ЮНЕСКО. Содержательная часть статьи нацеливает мировое сообщество содействовать многообразию культур через всеобщее уважение к основным свободам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций, применительно ко всем народам без различия расы, языка или религии. Поэтому включенность или невключенность в мировой историко-культурный процесс выступает в качестве одного из основных критериев оценки состояния национальной культуры, соблюдения гражданских прав.
Существуют ли аналоги подобному решению вопроса, связанному с сохранением духовных, религиозных ценностей? Да, существуют! В качестве классического примера священной территории, позволяющей сохранять духовные ценности, выступает карликовое государство Ватикан, полуостров Святая Гора Афон, городской округ Тибетской автономии Лхаса и обитель богов гора Кайлас, город Мекка со священной Каабой. Уникальным с точки зрения рассматриваемого вопроса является город Иерусалим. Каждая из представленных здесь мировых конфессий имеет свои притязания на различные сакральные части города. Стороны конфликта при этом исходят исключительно из своих религиозных воззрений и интересов.
Демократизация общественных отношений в Российской Федерации сделала возможным изменение юридико-правового статуса ряда особо почитаемых территорий. Так, в конце 90-х годов ХХ столетия шаманы Республики Бурятия официально признали остров Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». Остров Ольхон стал официально числиться как культовый центр общебурятского значения. Особо священные места о. Ольхон являются запрещенными для посещения территориями.
Таким образом, очевидно, что на протяжении всей обозримой истории человечества идет непрекращающаяся борьба за сакральные территории. Владение данными территориями, центрами, придающими новый импульс развитию духовности той или иной социально-политической, этнической общности, выступает необходимым условием их полноценного функционирования. В силу этих причин каждый народ стремится обезопасить места своей духовной близости с Творцом от проникновения чуждых ему культурных ценностей. Показательной в этом отношении является греческая надпись на камне из решетки Иерусалимского Храма, находящегося в г. Стамбуле (ранее г. Константинополь): «Ни один инородец да не перейдет за решетку и ограду к святилищу! Кто будет пойман, пусть пеняет на себя, ибо последует смерть».
Вышеизложенное свидетельствует о том, что горные системы Центральной Алании не должны рассматриваться инокультурными сообществами в качестве «непахотного гуляй-поля» для распространения здесь чуждых ир-ас-аланскому народу своих религиозных доктрин. Такое неадекватное исторической действительности восприятие наносит ни с чем не сопоставимый урон духовной культуре алан и является вопиющим нарушением их основополагающих прав и свобод. Данные территории с древнейших времен, задолго до возникновения мировых религий, выступают в качестве единого естественного Храмового Комплекса аланского народа. По своей значимости для мировой духовной культуры они не уступают вышерассмотренным религиозным центрам.
Отсюда становится очевидным, что организация Сакрального центра ир-ас-аланского народа не преследует своей целью ущемление чьих бы то ни было религиозных прав, лишение кого бы то ни было возможности своего религиозного самовыражения. Нет, ни в коем случае нет! Это единственная реальная возможность для алан защитить свои национальные святыни от поругания и, соответственно, сохранить свою национальную идентичность. Сохранение за ними данного им от рождения права быть самими собой не имеет другой альтернативы, т. к. нет ничего более самоценного, чем осознание своего собственного национального «Я», выражаемого, в частности, через следование своей многотысячелетней духовной традиции.
В практическом плане комплекс мер должен в себя включать КОНСТИТУИРОВАНИЕ понятия «Сакральный центр ир-ас-аланского народа общеарийского значения». Внесение в конституции Республики Южная Осетия, Республики Северная Осетия-Алания соответствующих статей позволит донести до каждого члена социума значимость этих священных территорий. Введение в широкий общественный, международный оборот данного понятия придаст мощный позитивный импульс развитию национального самосознания народа Алании в целом. По существу, речь идет об отнесении данной территории к части Всемирного культурного наследия, находящегося под патронажем Организации Объединенных Наций. Положительное скорейшее решение данного вопроса откроет колоссальные перспективы в развитии духовной жизни народа Алании и всего индоевропейского мира.

Х. Г. Дзанайты, доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Института национального развития

Комментарии

Aarondeats, 18:36, 14 Янв. 2017

<a >motrin ibuprofen</a> <a >serpina online</a> <a >tadalafil dosage 40 mg</a> <a >motrin 600 mg</a> <a >baclofen</a> <a >related site</a> <a >buy tadalafil online</a> <a >price of cialis</a> <a >medrol price</a>

Tracyfut, 09:32, 28 Май 2017

wh0cd472852 <a >revia</a> <a >medrol</a> <a >augmentin</a>

BennyHanty, 03:43, 07 Авг. 2017

wh0cd599915 <a >sildenafil 100mg</a> <a >zetia</a>

MichaelJipsy, 05:34, 14 Сен. 2017

<a >augmentin</a> <a >tetracycline</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: