Умное поколение — ориентир XXI века (Пульс Осетии, № 4, февраль 2014)

Есть вещи, которые никогда не станут банальными, как бы ни затирали мы их в нашем привычном обиходе: восход солнца, шум леса, талант человека и книга Антуана де Сент-Экзюпери. И уж коль мы, взрослые, всерьез озабочены проблемой детской одаренности, позволю себе взять цитату из «Маленького принца»: «Одни только дети знают, чего ищут»…
Чтобы вырастить красивое, высокое, сильное дерево, его надо регулярно поливать, окучивать, подкармливать, т. е. заботиться о нем. Так и природный дар наших детей необходимо непрестанно развивать, взращивать, заботиться о личностном росте ребенка…
Мои размышления посвящены образовательным пространствам Республиканского дворца детского творчества, позволяющим проявить детям свои способности в научно-исследовательской работе…
Обучающиеся во Дворце ребята проявили свои незаурядные способности в рамках конкурсов, соревнований, фестивалей различного статуса, таких как: «Сказки Красивого Сердца», «Детство без границ», «Алмазные грани», «Окно в Европу»… Все это, несомненно, яркое свидетельство того, что наши ребята, обучающиеся в РДДТ, очень талантливые. Но талант сам по себе почти ничего не значит. Диагноз «талантлив» еще не дает гарантии, что человек свой талант реализует, добьется каких-то успехов. Чтобы доказать, что ты достоин своего таланта, нужны смелость, свобода, упорство, готовность рисковать. Нужны мужество и способность совершать усилия над собой. Нужен мудрый, доброжелательный и опытный наставник… Дети имеют право на ошибки, потому что они только учатся жизни. Правильно понимать и преодолевать жизненные проблемы помогают воспитанникам Дворца их педагоги. Они учат их никогда не сдаваться, видеть и заранее предупреждать надвигающуюся опасность, быть успешными, творческими людьми, неравнодушными к горю других, любить свою семью, свою республику, быть патриотами своей великой Родины.
Педагогический коллектив РДДТ понимает: чтобы соответствовать требованиям времени, нужно учить подрастающее поколение не только петь, танцевать, рисовать на очень хорошем уровне, но необходимо владеть технологией научно-исследовательской деятельности.
Дополнительное образование открывает огромные возможности для максимального развития творческого потенциала личности ребенка. Вовлечение в научно-исследовательскую работу обучающихся — одна из ведущих педагогических задач деятельности Дворца. Психолог, педагоги и методисты на ранней стадии раскрывают склонности детей к научно-исследовательской работе, создают оптимальные условия для реализации их творческого потенциала. Профессиональная ориентация — одна из основных задач, которую успешно решают педагоги Дворца, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью с детьми.
Многолетний опыт работы показал, что подобный вид деятельности очень нравится молодым. Исследовательская работа дает возможность для самореализации ребенка, развивает интерес к эксперименту, науке в целом, формирует творческое отношение и активную нравственную позицию, имеет высокую социальную значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования. Она строится на принципах доступности, естественности, самодеятельности, экспериментальности. Принцип самодеятельности обучающихся проявляется в том, что ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт.
По мнению доктора физико-математических наук, профессора Евгения Самойловича Каменецкого, педагоги Дворца серьезно занимаются научно-исследовательской работой с детьми. Они ставят благородную цель — обучить ребенка методам и принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера. Именно такая деятельность учащегося является научно-исследовательской, именно такие работы представляют научную ценность.
Методисты Дворца разрабатывают множество различных рекомендаций и советов для педагогов дополнительного образования по введению детей в научно-исследовательскую деятельность. Без преувеличения можно сказать, что многие из этих разработок стали «настольной книгой» для педагогов республики, успешно занимающихся данным направлением.
На мой вопрос, почему педагоги Дворца уделяют столь серьезное внимание истории рождения научных открытий, С. Н. Столбин ответил: «Когда только-только мы начали заниматься учебно-исследовательской работой, директор Дворца Анна Аркадьевна Гучмазова каждую неделю проводила учебу по вопросам исследовательской работы с детьми в условиях УДОД. Мы не совсем понимали, зачем этому уделять так много внимания, спорили, пытались доказать ей обратное. На что она на одном семинаре сказала: “Иной скептик, вроде вас, может спросить: а не все ли равно нам, потомкам, нам, потребителям великих открытий, как они были сделаны и что думал изобретатель в момент работы? Главное, что открытие сделано и верно служит обществу. Человек, получивший диплом, может и не стать ученым; даже если он займет должность научного сотрудника, он останется до конца своих дней подмастерьем науки, если не будет в нем воспитана любовь к исследованию, охота к дерзновенным попыткам, смелость перед признанными авторитетами. А эти качества воспитает только наука своим прежним опытом, своей волнующей историей, открывающей горизонты не только в прошлом, но и в будущем. Только она способна разбудить в ребенке Лобачевского, обнаружить в нем Эйнштейна сделать его Фарадеем, но для этого надо знать ее, знать в разные минуты ее вечной жизни. Поэтому нашим детям нужны истории наук, нужны биографии ученых, нужно изучать их мемуары. Проникновение в творческую лабораторию позволяет юному исследователю прикоснуться к источнику поиска, обогатить себя арсеналом фактов, служащих катализатором их творческих начинаний”. Именно эти рекомендации Анны Аркадьевны и явились руководством к действию в этом направлении».
Темы научно-исследовательских работ обучающихся Дворца, по мнению экспертов и членов жюри регионального конкурса «Ступень в науку», отличаются оригинальностью и актуальностью.
«Формулировка темы рождается не сразу, — говорит О. Э. Гуцунаева, педагог, обладатель «Золотого сертификата» ССИТ, чьи подопечные не раз становились победителями и призерами указанного конкурса и Всероссийской научной конференции «Национальное достояние России» в городе Москве. — Бывает и так, что тема интересна, но нет достаточного материала для исследования. Здесь автору нужна грамотная консультация педагога, и вот тут-то я и прихожу на помощь своим питомцам. Успех работы зависит от ее четкой организации. Выполнение задания и доведение исследования до конца погружает моих воспитанников в ситуацию успеха от результатов своей деятельности. Успех представляет собой вполне закономерный итог, явление кропотливых самостоятельных исследовательских действий».
Большое значение научный руководитель и автор придают представлению работы. Это развивает способность анализировать, грамотно, четко и доступно для других излагать свои мысли. «Любой исследователь, и даже самый юный, должен заявить о себе, умело представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих выводов. На практике часто бывает так: работа отличная, а исследователи не могут достойно ее представить», — делится своим мнением И. В. Кочиева, кандидат технических наук, педагог.
Чтобы избежать такой неприятности, педагоги Дворца проводят представления работы сначала в творческом объединении. Это очень важный этап, который выявляет все недочеты и показывает сильные стороны работ. Представление показывает и то, насколько данная работа интересна и важна для окружающих, это своего рода репетиция перед тем, как представить работу на региональном конкурсе. Слушатели задают вопросы, которые даже руководитель иногда предугадать не может.
И самый ответственный момент — защита научно-исследовательской работы. По мнению членов жюри конкурса «Ступень в науку», авторы, за редким исключением, умеют точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. Докладчики обучены грамотно доносить до слушателей свою индивидуальность в исследовании.
«Решение проблем, исследуемых обучающимися Дворца, отличается оригинальностью и смелостью предлагаемых решений», — говорит доцент кафедры ИЗО СОГУ, член-корреспондент Российской академии художеств Олег Темирболатович Басаев.
По мнению доктора сельскохозяйственных наук, профессора ГГАУ, академика, заслуженного изобретателя РФ Сары Абрамовны Бекузаровой, «детские научно-исследовательские работы пронизаны искренностью и бесстрашием, научностью и некоей бравадой: а мы, мол, всё знаем, вы нас только поймите, и все будет хорошо. Этим-то юность и прекрасна!»
Для многих воспитанников Дворца занятие научно-исследовательской деятельностью стало призванием. Они представляли свои работы на конкурсах и конференциях различного уровня: от республиканских до всероссийских, где почти всегда становились победителями. Серьезная работа в этом направлении открыла перед ними большие перспективы.
Руслан Гацалов, победитель многих всероссийских научно-исследо-вательских конкурсов. Сегодня он студент Санкт-Петербургской юридической академии: «Я благодарен Дворцу за то, что здесь мне привили настоящую страсть к исследованию. Благодаря этому я учусь на отлично в одном из сильнейших вузов нашей страны».
Арсен Апаев, обладатель гранта Президента РФ по поддержке талантливой молодежи, для которого многократные победы в конкурсе стали достойным стартом для продолжения учебы в престижном вузе республики.
Хохоева Эльмира, многократный победитель конкурса: «Ступень в науку как лесенка: шагнул раз — узнал что-то новое, шагнул еще — узнал больше. А самое интересное то, что хочется шагать дальше и дальше. Ведь вокруг столько неизведанного и непознанного».
Несмотря на юный возраст Петра Туккаева, на его счету уже несколько изобретений: «Электромагнитолет — машина будущего», «Транспортировка на искусственные спутники Земли», «Ледовый транспортер», «Устройство для принудительной остановки автотранспорта “Молния”». С этими работами он становился победителем регионального конкурса «Ступень в науку» и всероссийских конкурсов молодых исследователей «Первые шаги в науке», где был награжден серебряным знаком отличия. Он дипломант I степени Всероссийской
научной конференции «Национальное достояние России»: «Победы в этих конкурсах дали мне счастливую возможность участвовать во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества молодежи НТТМ-2010 и НТТМ-2013 и стать победителем. Большое спасибо моему любимому педагогу Столбину Сергею Николаевичу».
Гагиева Элима: «Конкурс “Ступень в науку” помог мне самореализоваться, сделать большой шаг в науку и в мое прекрасное будущее, здесь я обрела новых верных друзей, которые и по сей день являются для меня самыми близкими людьми. Четыре мои работы были достойно представлены на конкурсе благодаря научному руководителю М. Б. Кульчиевой. Некоторые из них приняли участие в конференции “Национальное достояние России” в Москве, где занимали призовые места. Я надеюсь, что благодаря этому конкурсу мы, молодые, сможем стать значимыми людьми для нашей республики».
Тимур Хохоев, 12 лет, многократный победитель конкурса: «Первый раз в конкурсе “Ступень в науку” я участвовал совсем юным. Мне тогда не было и шести. Позже, благодаря конкурсу, я изучил Нартские сказания, познакомился с научными трудами Васо Абаева и Жоржа Дюмезиля. Картины выдающегося художника, собирателя и исследователя Нартского эпоса Махарбека Туганова стали мне примером для подражания»…
…Путь к Олимпу начинается с участия в региональном конкурсе «Ступень в науку», который пройдет 3–10 февраля в Республиканском дворце детского творчества. Успехов вам, дорогие ребята, и помните: дорогу осилит идущий!

Маргарита ХАДЗАРАГОВА-ТОКОВА,
начальник программно-методического отдела Республиканского дворца детского творчества

Комментарии

asolk3dwun, 17:17, 17 Дек. 2016

<a >tofranil for anxiety</a> <a >chloromycetin</a> <a >lanoxin</a> <a >advair cost</a> <a >effexor online</a>

Eugeneapami, 07:38, 17 Янв. 2017

wh0cd466893 <a >avana</a> <a >crestor</a> <a >celexa generic</a> <a >metformin</a> <a >vantin generic</a> <a >medrol medication</a> <a >yasmin birth control generic</a> <a >retin-a microgel</a> <a >isoniazid</a>

Tracyfut, 03:25, 21 Янв. 2017

wh0cd673349 <a >tretinoin cream 0.05</a> <a >online prozac</a> <a >website</a> <a >phenergan</a>

AlfredImase, 17:17, 05 Мар. 2017

wh0cd143782 <a >extra resources</a>

CharlesRoand, 01:26, 06 Мар. 2017

wh0cd545934 <a >elocon steroid cream</a>

CharlesRoand, 02:50, 17 Мар. 2017

wh0cd128430 <a >methotrexate online</a> <a >buy lisinopril</a> <a >nolvadex tamoxifen citrate</a> <a >tadalafil</a> <a >buy tamoxifen</a>

CharlesRoand, 06:08, 15 Апр. 2017

wh0cd128430 <a >vpxl</a> <a >price comparison viagra</a> <a >viagra</a>

Tracyfut, 07:44, 25 Апр. 2017

wh0cd179525 <a >doxycycline</a> <a >buy yasmin</a> <a >buy doxycycline</a> <a >synthroid</a> <a >triamterene 37.5mg hctz 25mg</a> <a >sildenafil citrate online</a> <a >revia</a>

Tracyfut, 18:10, 28 Май 2017

wh0cd799018 <a >CHEAPEST MOTRIN</a> <a >atenolol price</a> <a >kamagra effervescent</a> <a >albuterol without prescription</a> <a >Bentyl Over The Counter</a>

BennyHanty, 08:05, 29 Май 2017

wh0cd775260 <a >furosemide</a> <a >toradol</a> <a >cymbalta</a> <a >additional reading</a> <a >cafergot</a>

Eugeneapami, 11:43, 14 Июн. 2017

wh0cd14203 <a >zithromax online</a> <a >sildenafil citrate</a> <a >cheapest cipro</a> <a >zithromax</a> <a >effexor online</a>

BennyHanty, 20:41, 25 Авг. 2017

wh0cd268829 <a >tretinoin</a> <a >buy cheap viagra online</a>

BrettDug, 20:56, 04 Сен. 2017

wh0cd2208969 <a >metformin 500 mg price</a> <a >super avana</a>

Aarondeats, 22:19, 05 Сен. 2017

wh0cd2502870 <a >sildenafil</a>

MichaelJipsy, 14:44, 07 Сен. 2017

wh0cd4707091 <a >doxycycline</a> <a >buy azithromycin</a> <a >toradol for fever</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: