Неэффективное руководство республикой. Пожинаем плоды (Пульс Осетии, № 2, 2014)

Корреспондент газеты «Пульс Осетии» встретился с финансовым аналитиком и экспертом по экономическим вопросам Дзамболатом КУНДУХОВЫМ. Речь шла о финансово-экономическом положении Северной Осетии.
— Какую оценку можно дать социально-экономичес-кому развитию республики за 2013 год?
— По итогам 2013 года становятся очевидными вновь приобретенные проблемы финансово-экономического развития республики, которые отрицательным образом повлияют на доходную часть бюджета. Об этом свидетельствуют:
— значительные объемы оборотных средств далеко не одного десятка предпринимателей, чьи деньги застряли в обанкротившемся БРР;
— сокращение сотен работников ВРЗ из-за отсутствия заказов;
— угроза замораживания строительства Зарамагской ГЭС, а это тоже потеря далеко не одного десятка рабочих мест, а на будущее — это порядка 1 млрд рублей в год доходов после ввода в эксплуатацию на полную мощность;
— высокие цены на зерно и корма выбили почву из-под ног десяткам как мелких, так и крупных хозяйств — производителей мясной продукции. Например, всего 10 птицеферм из 40 смогли остаться на плаву.
На наших глазах разваливаются последние фундаментальные источники пополнения нашего бюджета, которые нам достались в наследство от советского прошлого. ВПК и развившаяся в последующий период спиртово-водочная промышленность уже безвозвратно потеряны.
К другим потерям или рискам их возникновения можно отнести возможное банкротство ФК «Алания». Если «Алании» не удастся решить своих проблем, то ее долги, которые составляют далеко не одну сотню миллионов рублей, могут привести к значительным потерям государственного имущества, заложенного под гарантии возврата взятых кредитов, или лечь непомерным бременем расходов на республиканский бюджет.
Теперь о прямых потерях республиканского бюджета в 2013 году.
В том же БРР застряло 194 млн рублей государственных средств. Есть опасения, что они утеряны безвозвратно или будут возвращены в бюджет с большими издержками и с длительным опозданием.
На проектно-изыскатель-ские работы для нового стадиона в прошлом году было профинансировано порядка 80 млн рублей. Будут ли эти работы продолжены вообще — вопрос. В 2014 году на эти цели не предусмотрено ни копейки. И нужен ли нам новый стадион, когда у нас не будет представительства даже в ФНЛ.
Единственной сферой деятельности, которая бы могла пополнить доходную часть,
является сфера торговли и предоставления различных услуг и работ, начиная с магазинов, кафе, супермаркетов, рынков, салонов и заканчивая заправочными станциями и карьерами. Однако и эта сфера деятельности в значительной степени уведена в теневую часть экономики, о чем свидетельствует непомерно высокое количество показывающих убытки предприятий и коммерческих организаций. С трудом верится, что кто-то может позволить себе работать с убытками на протяжении долгих лет.
Таким образом, вместо запланированных на 2014 год доходов мы можем получить серьезные недопоступления в бюджет, не предусмотренные в бюджете дополнительные расходы, а также потерю государственного имущества и расходы на выплаты пособий по безработице сотням лишившихся работы и еще целый ряд как прямых, так и накладных невосполнимых потерь.
Рост же собственных доходов, о котором нас так помпезно информируют органы исполнительной власти, происходит по естественным причинам, связанным с решениями, принятыми на федеральном уровне, такими как повышение заработной платы бюджетников, а следовательно, и размера, отчисляемого с заработной платы НДФЛ, и рост процентной ставки от акцизов на бензин.
Основным источником наполнения республиканского бюджета, без учета федеральных поступлений, является НДФЛ. То есть наш бюджет наполняют в основном физические лица, подавляющая часть которых — это бюджетники и служащие.
— Какую оценку можно дать инвестиционным процессам в республике за последнее время?
— Посмотрим на экономический эффект от участия республики в многочисленных инвестиционных форумах в г. Сочи. Сколько финансовоемких проектов мы туда возили? Какого-либо приемлемого результата отметить невозможно. А если сопоставить расходы, которые мы ежегодно несем на участие в этих форумах, то и вовсе получится пустая трата средств.
К примеру, проект 55-этажного бизнес-центра — первого высотного здания на всем Северном Кавказе. На строительство небоскреба во Владикавказе был подписан инвестиционный контракт между правительством республики и ОАО «Стройпрогресс». Общая стоимость сооружения площадью 69 тысяч квадратных метров должна была составить 1 млрд 430 млн рублей. Небоскреб, несмотря на дороговизну проекта, возвели. Правда… в Грозном.
На Лысой горе планировалось строить 150-метровую радиотелевизионную передающую станцию со смотровой площадкой и рестораном. Начальная цена контракта — 69 млн руб. Проект провален, так как в 2013 году в Сочи поехал проект комплекса всесезонного парка спорта, отдыха и развлечений «Лысая Гора».
Было заключено соглашение о строительстве во Владикавказе автомобильного завода по выпуску легковых автомобилей «Hyundai», которое Глава Северной Осетии подписал с представителями руководства ООО «Таганрогский автомобильный завод». Строительство завода предполагало создание 9000 рабочих мест, объем инвестиций — 3,7 млрд рублей.
Были у нас и еще более грандиозные планы — «Кавказская кремниевая компания» стоимостью 32 млрд рублей, представленная на X международном экономическом форуме «Сочи-2011».
Не оправдало себя и отдельное полноценное представительство во Владикавказе компании Pricewaterhouse Coopers Russia.
Ну, конечно, нельзя не вспомнить и более ранние программы, включающие инвестиционную составляющую, реализация которых ни привела к какому-либо ощутимому эффекту. Например, «Горы Осетии» и «Нефть Осетии».
Многие инвестпроекты, софинансирование которых предусмотрено из федерального бюджета, начинают пробуксовывать уже на стадии проектно-изыскательских работ. Например, строительство Культурного центра на месте снесенного кинотеатра Октябрь.
Не привели к положительному результату и уже воплощенные коммерческие проекты, реализуемые только за счет средств частных инвесторов. Например, свиноводческий комплекс «МИР» и т. д.
— А как же тогда относиться к заявлению о том, что Всемирный банк развития относит нашу республику к первой десятке регионов в плане совершенства республиканского законодательства по инвестиционной привлекательности и защищенности?
— Не берусь судить, по каким критериям составлялся данный рейтинг, но анализ республиканского законодательства свидетельствует о том, что на сегодняшний день даже не приняты законы, регламентирующие функционирование инвестиционного и венчурного фондов республики. Закон о государственно-частном партнерстве не содержит форм финансового участия государства, прописывая только довольно скудный перечень имущественных форм. При этом на практике финансовые формы участия республики в партнерстве у нас применяются. Например, это видеофиксация нарушений ПДД, где частному партнеру возмещаются именно финансовые средства.
— В каком финансовом положении находится республика в настоящее время?
— Чтобы исполнить принятые обязательства, в основном по заработной плате бюджетников, в 2013 году были максимально возможно урезаны объемы по всем незащищенным статьям расходов. Туда даже попали такие социально значимые мероприятия, как борьба с туберкулезом, объемы по которой были урезаны с 18 до 12 млн рублей; расходы на приобретение жилья для молодых учителей — с 20 до 1 млн рублей; возмещение расходов на оплату коммунальных услуг специалистам образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, проживающим и работающим в сельской местности — с 30 до 1,2 млн рублей. Все эти средства направлены на исполнение майских указов. И даже при этом фактический размер заработной платы бюджетников не доведен до требуемых параметров, о чем свидетельствует вынужденная выплата тринадцатой заработной платы учителям и врачам. Тем не менее, если провести самые приблизительные расчеты, зарплата врачей далека от средней по экономике в республике. Налицо неисполнение на практике майских указов и подтасовка отчетных данных, подготавливаемых для федеральной власти.
Во всех докладах органов исполнительной власти на протяжении всего года говорилось, что у нас все хорошо, кругом один профицит, или по-простому — финансов хватает на все и даже с избытком. Однако их не хватает даже на оплату труда работникам бюджетной сферы.
Тридцать процентов на исполнение майских указов регламентировано за счет ликвидации неэффективных расходов. Однако вся сумма сэкономленных средств, полученная за счет оптимизации сверхнормативных расходов, направлена на повышение заработной платы республиканских чиновников, о которых в майских указах ничего не сказано. По факту получается так, что, подняв свою заработную плату, которая и так превышала среднюю по экономике республики, чиновники только усложнили свою задачу, так как повлияли и на саму планку среднереспубликанской заработной платы в сторону ее роста. Вот теперь пусть доводят и зарплаты бюджетных работников до поднятых зарплатами чиновников показателей.
Расходная часть республиканского бюджета на 2014 год составляет порядка 20,5 млрд рублей. При этом потребность уже в прошлом году составляла более 24 млрд рублей. А если учесть то, что расходы в текущем году только увеличатся, реальная потребность может составить порядка 26–27 млрд рублей. Это все при том, что каких-либо мер по мобилизации дополнительных доходов или выведения из тени отдельных источников пополнения бюджета правительством до сих пор не принято. Резервы имеются. На них и на меры по их извлечению не раз указывалось. Но надо же работать в этом направлении. Тем более что в складывающейся ситуации это может быть единственная возможность исполнить бюджет 2014 года. Потому что если в 2013 году еще можно было исполнять наиболее финансовоемкие статьи расходов за счет перераспределения по остальным, то в новом году этих средств может уже не хватить. Да и финансирование остальных статей никто не отменял. Нужно же выполнять нормативно установленные обязательства, которые не исполняются на протяжении долгих лет — например, те же выплаты по компенсации расходов на коммунальные услуги отдельным категориям специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.
Уже очевидно неисполнение требований майских указов президента в части ликвидации до 2016 года очередности в дошкольные учреждения, так как в год вводится не более 2000 дето-мест при очередности 12 000 детей. Нужно в разы тщательнее работать по этому направлению, в том числе над возможностями софинансирования из федерального бюджета.
Одним словом, прошлый год был не легкий, а текущий будет наитруднейшим.
— Что нужно сделать, чтобы не допускать подобных провалов в будущем?
— Отсутствие профессионалов в любой сфере приведет к провалу любого, даже самого грандиозного и щедро профинансированного проекта. Республика имеет огромный кадровый потенциал. Очень много способных молодых и не очень людей. Именно лучшие из них и должны работать в органах государственной и муниципальной власти, но отсутствие социальных лифтов не позволяет им даже приблизиться к этим структурам.
Предоставить равные возможности для всех. Это не так уж и сложно. Например, в рамках «Открытого правительства» внедрить прямые трансляции по процедурам аттестации государственных и муниципальных служащих и конкурсам на замещение вакантных должностей. Естественно, что и результаты проведенных аттестаций и конкурсов должны быть в открытом доступе (например, на сайте правительства). Пусть каждый видит и может дать оценку тем, на кого возлагаются обязанности соблюдать интересы граждан: какова их квалификация, профессионализм и уровень способностей. Именно общественное мнение и сможет наглухо перекрыть возможность попадания в органы власти по родственным и дружеским связям, а также иными незаконными способами. Тем более что сейчас даже сдача ЕГЭ будет транслироваться онлайн. Почему не сделать то же самое с аттестацией и конкурсами на замещение вакантных должностей государственных и муниципальных служащих?
Только после этого можно быть уверенным, что интересы граждан отстаивают достойные и способные на это люди. А то как получается? Что своими силами республика не может даже разработать собственные стратегически важные документы. Их заказывают за очень солидные деньги у сторонних организаций. Таким способом была разработана законодательная база социально-экономического развития и еще целый ряд документов, регламентирующих проведение административной и бюджетной реформ. Некоторые ведомства заказывают за деньги даже разработку республиканских программ. Естественно, что такие документы делаются по шаблону и не учитывают специфики нашего региона.
— Вопросы экономики здравоохранения вам знакомы не понаслышке. Какова ситуация в данной сфере деятельности?
— В настоящее время система здравоохранения республики столкнулась с огромным количеством острейших проблем. Вообще состояние всей системы здравоохранения является наиболее проблемным на сегодняшний день. Приведу всего несколько примеров.
1. Возьмем магнитно-резо-нансную томографию. О каком качестве медицинской помощи можно говорить, когда в республике даже не налажена диагностика заболеваний? Наши граждане вынуждены выезжать в другие регионы, чтобы получить магнитно-резонансное обследование. Естественно, за плату, тогда как они должны получать его бесплатно в самой республике. МРТ — это уже прошлый век, они имеются даже в 10-тысячных населенных пунктах по всей стране. Только в г. Нальчике пять отлаженно функционирующих аппаратов. Многие на обследование едут в Грузию. Туда дальше ехать, зато дешевле обходится. Если нет читающих томограммы специалистов, то есть дистанционное прочтение. До нас же эти некоторыми уже позабытые блага еще не докатились. Уже который по счету министр здравоохранения не может наладить магнитно-резонансное обследование. Государством каждому гражданину гарантировано предоставление данного вида медицинской услуги на бесплатной основе, а ответственные за это лица лишают людей этой возможности, на протяжении долгих лет не исполняя возложенных на них обязательств.
2. Отмечу огромное количество всевозможных финансовых нарушений, допускаемых администрациями лечебно-профилактических учреждений.
Например, в ходе проверки эффективности расходования бюджетных средств медицинской противотуберкулезной службой, проведенной в 2013 году, было выявлено с десяток нарушений. Начиная с мертвых душ, как среди кадров, так и среди больных, продолжая закупками по завышенным ценам и заканчивая массовыми незаконными поборами с населения. Однако сама система сформирована так, что она выдавила не должностных лиц, совершивших нарушения, а людей, благодаря которым были установлены факты растраты и хищений. Если нынешнее руководство Республиканского противотуберкулезного диспансера думает, что это им сойдет с рук, то оно глубоко заблуждается.
3. Посмотрим на службу гемодиализа. Аппаратов искусственной почки не хватает. Стоимость расходных материалов составляет более 100 млн рублей в год. И в 2011, и в 2012 году медицинские изделия закупались по цепочке от официального представителя производителя через посредников, что приводило к 25-процентному удорожанию. Эта информация доводилась до Министерства здравоохранения, однако это не привело к принятию каких-либо мер. Вопрос пришлось решать на уровне председателя правительства, тогда еще на этом посту работал Н. А. Хлынцов. А ведь на эти бездарно потраченные десятки миллионов рублей можно было бы починить все вышедшие из строя аппараты, закупить новые, повысить квалификацию специалистов и т. д.
4. Служба скорой медицинской помощи, на примере Владикавказской станции.
Не прекращающиеся акции несогласия с размером заработной платы и условиями труда персонала.
Критический уровень технического оснащения. Карет скорой медицинской помощи не хватает, имеющийся парк безвозвратно устарел. Оснащение бригад необходимым медицинским оборудованием, медикаментами и расходным материалом крайне неудовлетворительное. Неоднократны случаи смерти людей до приезда медицинской бригады, потому что ее приходится ждать по два часа и более. Доходит до оскорблений и физического воздействия в адрес медицинских работников. Более чем очевидна острейшая необходимость дооснащения и замены автомобильного парка. Сколько об этом можно говорить, начиная с публичных слушаний проекта республиканского бюджета на 2014 год. Затраты на покупку 15 автомобилей не так уж велики. Естественно, что надо формировать новые бригады, в том числе специализированные. Устранение этой проблемы до сих пор находится в стадии решения.
На содержание Владикавказской станции скорой и неотложной медицинской помощи на 2014 год заложено 310 млн рублей. Это копейка в копейку ровно тот объем средств, который послужил детонатором недовольства сотрудников этого учреждения, связанного с несвоевременными выплатами и недоплатами за переработку и стимулирующих надбавок. В этом году Министерство здравоохранения республики обязано выполнить федеральное требование по внедрению новых стандартов оказания экстренной медицинской помощи, касающихся оснащенности машин скорой помощи приборами и изделиями медицинского оборудования. Даже на это ничего не предусмотрено.
5. А теперь давайте посмотрим на работу другой организации. Она вне республиканского подчинения, но напрямую влияет на состояние здравоохранения в республике. Это ВТЭК, деятельность которой связана с присвоением инвалидности.
Количество федеральных льготников в РСО-Алания составляет порядка 97 тыс. человек. Из них от набора социальных услуг, в том числе от медикаментозной составляющей, а это в 2013 году 613 рублей на одного льготника в месяц, ежегодно отказывается порядка 73 тыс. человек, или 75 %, предпочитая медикаментам денежный эквивалент. Это уже на практике обличает уровень коррупционности в данной сфере деятельности. Страдают от подобной статистической коллизии оставшиеся в программе 24 тыс. льготников с хроническими формами заболеваний, требующих лечения дорогостоящими препаратами. Основы финансового обеспечения программы по принципу солидарного страхования, когда «здоровый», то есть не обратившийся за лекарствами льготник, платит за больного, при подобном дисбалансе нивелируются, тогда как именно реализация этого принципа и заложена в основе бесплатного обеспечения дорогостоящими препаратами. Но в нашем случае более 75 % инвалидов или граждан, не обращающихся за льготными лекарствами, выводят из программы, т. к. они предпочитают медикаментам денежный эквивалент. То есть выводят основную часть средств, предусматриваемую на предоставление дорогостоящих препаратов в необходимом количестве и в требуемой номенклатуре, чья цена превышает федеральный финансовый норматив.
Так как оставшимся в программе инвалидам федерального норматива не хватает, потому что большинство из них нуждается в более дорогостоящих препаратах, конечный результат эффективности использования средств федерального бюджета на данные цели стремится к нулю. Принцип страховой солидарности не работает по причине большого количества фиктивных инвалидов.
6. Не прекращающийся поток жалоб граждан на полное отсутствие лекарств и расходных материалов в лечебно-профилактических учреждениях республики. 99 % больных приобретают медикаменты за свой счет. При этом бесплатная медицинская помощь, включая лекарственное обеспечение, гарантирована государством. Я могу долго перечислять реквизиты законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих бесплатную медицинскую помощь в соответствии с утвержденными стандартами лечения, включающими фармацевтическую составляющую, прописанную вплоть до миллиграммов отдельных компонентов. Данное явление уже стало естественным и приобрело массовый характер, тогда как это не что иное, как грубейшее нарушение законодательства РФ.
Вот вам и вся экономика здравоохранения. Характеристику можете дать сами.
— В последнее время часто звучит фраза «оптимизация неэффективных расходов». Что под этим подразумевается?
— По данным федеральных ведомств, объем неэффективных расходов в республике ежегодно составляет порядка 800 млн рублей.
Стоит признать, что их основную часть составляют расходы на содержание сверхнормативных штатов — как работников бюджетной сферы, так и аппарата чиновников всех уровней. И это вполне объективно.
Взять хотя бы количество заместителей председателя правительства. Их 7 человек. В некоторых министерствах количество заместителей министра достигает 4 человек. А что уж тут говорить о 8, 10 или 12 заместителях главного врача в лечебно-профилактических учреждениях республики!
Сейчас все твердят о раздутых штатах в Ирафском районе. У нас по всей республике подобная ситуация. В качестве примера неплохо было бы привести в соответствие сначала штаты государственного аппарата, а уже потом требовать аналогичных мер от всех остальных.
Не проведена работа по расчету нормативной стоимости государственных и муниципальных услуг. Зачастую однотипные услуги по однопрофильным учреждениям имеют существенные структурные различия, отражающиеся на их стоимости. О какой оптимизации неэффективных расходов может идти речь, если даже не произведены подобные расчеты!
— На чем сейчас нужно сконцентрироваться особенно внимательно, что бы хоть как-то улучшить сложившуюся ситуацию?
— Нельзя выделить что-то одно. Нужно проводить целый комплекс безотлагательных мер. Двигаться одновременно по огромному спектру. Отмечу только некоторые из основных направлений:
— своевременность и полнота освоения целевых финансовых средств, поступающих из федерального бюджета;
— оценка результативности и эффективности деятельности руководителей и администраций государственных учреждений;
— оценка качества государственных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями;
— обоснованность установления платы за предоставление государственными учреждениями услуг населению;
— вопросы оснащения служб и учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в том числе медикаментозную составляющую;
— соответствующее исполнение майских указов президента;
— меры по изысканию дополнительных доходов в республиканский и муниципальные бюджеты;
— работа по максимально возможному включению потребности республики в федеральные государственные программы;
— движение в сторону большей открытости правительства, в том числе путем проведения открытых аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы;
— усовершенствование законодательства в части инвестиционной привлекательности и безопасности;
— и еще многое другое.

Комментарии

Столичный гость, 22:31, 27 Янв. 2014

«Известия» публикуют первый рейтинг глав регионов, который теперь станет одним из главных факторов для оценки их деятельности администрацией президента.
Группа экспертов во главе с главой Фонда развития гражданского общества Константином Костиным подготовила первый интегральный рейтинг губернаторов.

Работу глав регионов оценивали исходя из показателей экономического положения субъекта, оценки федеральными и региональными СМИ деятельности руководителя региона, мнения экспертного сообщества, по результатам социологических исследований.

Глава РСО-Алании попал в последнюю пятую - “Группу смерти”!

http://izvestia.ru/news/564600

Столичный гость, 22:37, 27 Янв. 2014

Из-за неудобства размещения комментария не смог перед опубликованием поправить номер группы: не в “пятую”, а в последнюю “четвёртую”, с 70-м местом в рейтинге!

asReigkyxwdw, 09:50, 04 Авг. 2016

<a >antabuse</a> <a >rogaine</a> <a >tadalafil</a> <a >doxycycline hyclate 100mg</a> <a >tadalafil generic</a> <a >valtrex</a> <a >prednisone</a>

asolz9f5cy, 21:03, 15 Дек. 2016

<a >vasotec 10 mg</a> <a >buy aldactone</a> <a >skelaxin drug</a> <a >mevacor</a> <a >citalopram</a> <a >motilium tablets</a>

AlfredImase, 17:12, 30 Дек. 2016

<a >propecia</a> <a >sildenafil</a> <a >celexa generic</a> <a >triamterene hydrochlorothiazide 37.5 25</a> <a >online cialis</a> <a >motrin</a> <a >lasix 40 mg</a> <a >generic of effexor</a> <a >lasix</a> <a >buy cheap nolvadex online</a>

PeterAlima, 09:55, 01 Янв. 2017

<a >ampicillin</a> <a >amitriptyline</a> <a >baclofen</a> <a >vpxl online</a> <a >citalopram hydrobromide 40mg tab</a> <a >viagra</a> <a >neurontin</a> <a >acyclovir</a> <a >bupropion hcl xl</a>

Aarondeats, 14:07, 02 Янв. 2017

<a >colchicine over the counter</a> <a >Buy Nolvadex</a>

Tracyfut, 05:57, 10 Янв. 2017

<a >trazodone 50mg</a> <a >avana</a> <a >isoniazid</a> <a >cefixime 400 mg</a> <a >Generic Diclofenac</a> <a >tadacip</a> <a >cealis from canada</a> <a >diclofenac sod</a>

Eugeneapami, 21:52, 16 Янв. 2017

wh0cd983397 <a >buy ampicillin</a> <a >prednisone by mail</a> <a >singulair generic over the counter</a> <a >buy avodart</a> <a >clonidine</a> <a >eldepryl</a>

Eugeneapami, 05:28, 22 Янв. 2017

wh0cd688694 <a >viagra</a> <a >quibron-t</a> <a >cafergot generic</a> <a >next page</a> <a >buy clomiphene citrate online uk</a> <a >bupropion 150 mg</a> <a >female viagra</a> <a >depakote</a> <a >skelaxin</a> <a >amoxicillin 875 mg</a>

CharlesRoand, 11:00, 25 Фев. 2017

wh0cd318158 <a >viagra soft tabs</a> <a >viagrageneric.eu</a> <a >propecia</a>

AlfredImase, 12:29, 25 Фев. 2017

wh0cd40179 <a >buy zyban</a> <a >generic zaditor</a> <a >zestoretic</a>

BennyHanty, 02:32, 26 Фев. 2017

wh0cd556688 <a >cialis online</a>

AlfredImase, 01:18, 03 Мар. 2017

wh0cd673355 <a >cost of zyban</a> <a >serophene</a> <a >nootropil</a> <a >trandate</a> <a >hyzaar</a>

AlfredImase, 06:24, 03 Мар. 2017

wh0cd866762 <a >article source</a>

MichaelJipsy, 22:43, 08 Мар. 2017

wh0cd956162 <a >Avana Without Prescription</a>

Aarondeats, 14:22, 01 Апр. 2017

wh0cd490460 <a >viagra generic</a>

Eugeneapami, 22:05, 02 Апр. 2017

wh0cd563254 <a >sildenafil no rx</a>

Eugeneapami, 23:50, 13 Апр. 2017

wh0cd641205 <a >Prozac Price</a> <a >sildenafil best price</a> <a >generic viagra</a>

Aarondeats, 13:32, 15 Апр. 2017

wh0cd490460 <a >buy cialis</a> <a >site here</a> <a >propecia no rx</a>

 1 2 3 >

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: