«Сцена без границ» назвала лучших (Пульс Осетии, № 48, декабрь)

Как один день пролетели четыре фестивальных дня «Сцены без границ». Как жаль, как жаль, что опустился занавес. И отрадно, что VI Международный фестиваль национальных театров еще раз подтвердил, что идея его основоположника народного артиста России, драматурга, режиссера, писателя, поэта и общественного деятеля Георгия Хугаева была верной — искать то, что нас объединяет. А объединяет нас не так уж и мало: горы, общность традиций, театры, являющиеся носителями национальных культур и языков. А еще — великий Константин Станиславский (его 150-летнему юбилею был посвящен нынешний театральный фестиваль) с величайшей школой театрального искусства. Об этом на церемонии закрытия фестиваля сказал заслуженный артист России Тамерлан Сабанов.
А потом были подведены итоги фестиваля и названы лучшие из лучших. Не буду утомлять читателей долгим ожиданием, скажу сразу: лучшим спектаклем VI Международного фестиваля национальных театров «Сцена без границ» была признана трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Южная Осетия Тамерлана Дзудцова.
Современное прочтение классики
Классика, говорят, всегда современна, ибо вопросы и проблемы, затрагиваемые в ней, не преходящи, они вечны. Вот и участники фестиваля «Сцена без границ» продемонстрировали зрителям виртуозное обращение с классикой. Более, чем другим известным драматургам, на сей раз, надо сказать, повезло знаменитому итальянцу Карло Гольдони. Сразу две постановки по его пьесам были представлены на суд жюри и зрителей фестиваля. Это комедия «Мирандолина» по пьесе «Трактирщица», представленная Государственным дигорским драматическим театром (режиссер-постановщик — на-родный артист РСО-Алания Анатолий Галаов). Исполнитель роли кавалера Рипафратта в этом спектакле, народный артист РСО-Алания Альберт Хадаев был отмечен дипломом фестиваля «За сохранение традиций театральной школы К. Станиславского».
Другая постановка по Гольдони — спектакль Национального театра Республики Адыгея им. И. Цея «Слуга двух господ» (режиссер — Темур Исупов). И вновь попадание в яблочко. Главный художник-декоратор этого театра Рамазан Сиюхов был отмечен дипломом как лучший сценограф фестиваля «Сцена без границ» (почти все герои спектакля, поставленного в венецианских традициях — а это как-никак XVIII век, — выходят на сцену в масках и красочных костюмах). Специального приза жюри за мастерски исполненную роль Труффальдино был удостоен также молодой талантливый актер Зуральбий Зехов.
Спектакль «Бешеные деньги» по А. Островскому, представленный на фестивале «Сцена без границ» Абхазским государственным драматическим театром им. С. Чанба, — это тоже классика. Но классика в современном прочтении. Художественный руководитель театра и режиссер-постановщик спектакля Валерий Кове заметил по этому поводу: «Бешеные деньги, зачастую шальные деньги — разве это не современно в нынешнюю эпоху смещения акцентов в сфере нравственных ценностей?» Кстати, Валерий Кове был отмечен специальным призом жюри за своеобразное прочтение А. Островского.
К классике можно отнести и музыкальную комедию Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан», написанную ее автором в 1913 году. Эту постановку народного артиста РФ Руслана Хакишева привез на фестиваль Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова. Самому Руслану Хакишеву был присужден диплом фестиваля «Сцена без границ» «За честь и достоинство».
И наконец, «Ромео и Джульетта». Эта талантливая постановка заслуженного деятеля искусств Республики Южная Осетия, режиссера Тамерлана Дзудцова снискала наибольшее количество наград. Мало того, что эта нестандартная версия знаменитой шекспировской пьесы в прекрасном переводе на осетинский язык Гриша Плиева была признана лучшим спектаклем фестиваля, так еще и исполнители главных ролей заслуженный артист РСО-Алания Гиви Валиев (его Ромео дерзок и по-кавказски темпераментен) и Камилла Моргоева (ее Джульетта решительна, смела, энергична и своенравна, то есть вполне современна) были названы лучшим дуэтом фестиваля. А исполнительница роли няни народная артистка РСО-Алания Нелли Хубаева стала первой в номинации «Женская роль второго плана». В номинации «Мужская роль второго плана» лучшим был назван Александр Битаров, чей Меркуцио так полюбился жюри и зрителям.
Завершилась «Сцена без границ» тоже классикой. Под занавес, уже после оглашения итогов фестиваля, Государственным театром киноактера из Москвы вне фестивальной программы была показана комедия «Дурочка» испанского драматурга, писателя и поэта Лопе де Вега в постановке Евгения Радомысленского.
Театр киноактера, основанный еще Сергеем Герасимовым, буквально на днях отпраздновал свое 70-летие. Поэтому вполне к месту оказались поздравления в его адрес и памятный подарок. А зрители насладились комедией и лицезрением известных по кино актеров, таких как исполнительница главной роли Екатерина Вуличенко и игравшая ее служанку Екатерина Волкова, знакомая зрителям по телесериалу «Воронины», где она исполняет роль Веры.
От классики —
к современности
Сразу хочется отметить, что все привезенные на фестиваль спектакли «прозвучали» весьма современно. Взять хотя бы показанный в день открытия фестиваля спектакль Даргинского государственного музыкально-драматического театра им. О. Батырая из Республики Дагестан «Мой Дагестан» по одноименной книге Расула Гамзатова, откуда взято несколько притч (и каких!) в постановке заслуженного деятеля искусств РФ, главного режиссера и художественного руководителя театра Мустафы Ибрагимова, удостоенного диплома фестиваля за многолетнее служение сцене.
Или спектакль «Люди в ночи» Государственного молодежного театра «Серло» Чеченской Республики в постановке заслуженного деятеля искусств ЧР Хавы Ахмадовой. «Люди в ночи» — это пьеса современного чеченского драматурга, народного писателя Чеченской Республики Муссы Ахмадова. Действие в пьесе происходит на рубеже XX–XXI веков, то есть в те самые лихие, опаленные войной 90-е. Российские военные, боевики, чеченская милиция, мирные жители — вот действующие лица спектакля с его философским осмыслением пути к достижению мира и согласия. Но как же труден этот путь, являющийся единственным выходом из войны. Как непросто выжить и остаться человеком, оказавшись в страшных жизненных обстоятельствах. Спектакль «Люди в ночи» был отмечен дипломом фестиваля «За воплощение современной темы на сцене».
Другая постановка — спектакль «Ойраты мои, ойраты» Национального драматического театра им. Б. Басангова Республики Калмыкия по пьесе заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Манджиева и в постановке самого автора — уносит зрителей, казалось бы, в далекое далеко, рассказывая историю одного ханства через судьбы конкретных людей. Но до чего же современна эта пьеса, рассказывающая о том, как предки калмыков ойраты погибали в постоянных кровопролитных сражениях, причем не только с внешними врагами, но и в междоусобных распрях, в борьбе за власть. Из уст главной героини спектакля ханши Намджил, роль которой блистательно сыграла Тамара Палтынова, вполне злободневно звучат слова: «Каждый из нас живет в своей скорлупе, каждый готов подставить ножку ближнему… И все это ради собственного блага». Тамара Палтынова была отмечена жюри как исполнительница лучшей женской роли фестиваля.
Как исполнитель лучшей мужской роли был отмечен директор Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева, заслуженный артист Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, народный артист Республики Ингушетия Мажит Жангуразов. Это он блистал на сцене в главной роли в привезенной на фестиваль комедии Магафура Токумаева «Женитьба Чоная» в постановке Владимира Теуважукова. «Женитьба Чоная» — это современная социальная пьеса о «новых балкарцах», ну и, конечно же, о любви.
С большим интересом лично я посмотрела спектакль по знаменитой, некогда экранизированной советским кинематографом пьесе Александра Володина «Две стрелы», показанный на фестивале вне конкурса Русским государственным музыкально-драматическим театром Республики Ингушетия. В основе сюжета постановки —
притча, мудрая, захватывающая. Зрители окунаются в мир пещерных людей — наших далеких предков. Однако, судя по повадкам, не таких уж и далеких. Если бы не костюмы из шкур животных да не танцы дикарей, они вполне могли сойти за наших современников, не отличающихся, увы, особой нравственностью. Поступками двуногих движут все те же чувства: ненависть, ревность, зависть, властолюбие. «Мы хуже скорпионов — друг на друга, брат на брата. Ради власти». Хорошо, что театры сегодня, как и в лучшие времена, обращаются к проблемам нравственным, заставляют размышлять, пробуждают чувства добрые.
И очень хорошо, что современные театры ставят комедии — искрометные, заставляющие смеяться, пусть даже над самими собой, но от души. Блестяще поставленную режиссером Эдуардом Келехсаевым и не менее блестяще сыгранную актерским ансамблем комедию положений «Он, она, окно, покойник» английского драматурга Рея Куни привез на фестиваль Юго-Осетинский государственный драматический театр им. К. Хетагурова. Исполнители главных ролей в спектакле заслуженные артисты Южной Осетии Сослан Бибилов и Дмитрий Парастаев, наряду с Гиви Валиевым и Камиллой Моргоевой, были признаны лучшим дуэтом фестиваля.
Посмеявшись от души над комедией, поставленной южанами, я, придя домой, признаюсь, нашла в Интернете экранизацию этой пьесы под названием «На измене» и начала было смотреть. Не то, нет, решительно не то. Поэтому браво и еще раз браво комедии «Он, она, окно, покойник» с югоосетинским акцентом!

Ольга МЕТРЕВЕЛИ

Комментарии

asol6a1vkn, 02:43, 15 Дек. 2016

<a >buy viagra soft</a> <a >where to buy synthroid</a> <a >augmentin 875 mg</a>

asolwmrz5d, 08:00, 19 Дек. 2016

<a >imuran hair loss</a> <a >advair</a> <a >tadalis sx</a> <a >generic endep</a> <a >levaquin</a> <a >medrol online</a> <a >buy chloromycetin</a> <a >chloromycetin</a> <a >artane</a> <a >atarax 25 mg</a>

AlfredImase, 05:12, 01 Янв. 2017

<a >ampicillin</a> <a >fluoxetine dr</a> <a >allopurinol</a> <a >buy clindamycin</a> <a >cephalexin capsule</a> <a >buy viagra soft tabs</a> <a >ventolin</a> <a >cheap cialis generic</a> <a >methotrexate cost</a> <a >related site</a>

MichaelJipsy, 19:38, 10 Янв. 2017

<a >doxycycline</a> <a >astrazeneca nexium</a> <a >buy tadalis</a> <a >bupropion cost</a> <a >generic vantin</a> <a >coumadin 5 mg tablet</a> <a >erythromycin</a> <a >serpina</a> <a >keftab</a> <a >generic tadalis</a>

RobertRit, 04:03, 13 Янв. 2017

<a >furosemide</a> <a >cephalexin</a> <a >buy amoxicillin</a> <a >order viagra</a> <a >retin-a</a> <a >cialis pharmacy online</a> <a >alli</a> <a >colchicine</a>

RobertRit, 23:35, 14 Янв. 2017

<a >citalopram 40mg tab</a> <a >retin-a</a> <a >augmentin 500mg</a> <a >celebrex from canada without a prescription</a>

KennethLem, 20:29, 22 Янв. 2017

wh0cd982018 <a >yasmin</a> <a >solu medrol</a> <a >serpina without prescription</a> <a >click for source</a> <a >cafergot generic</a> <a >tetracycline</a> <a >buy propranolol for anxiety</a> <a >baclofen</a>

BennyHanty, 08:40, 28 Фев. 2017

wh0cd961154 <a >toradol pain</a> <a >sildenafil</a> <a >cephalexin</a> <a >citalopram hbr 20 mg</a>

Tracyfut, 23:20, 17 Мар. 2017

wh0cd16378 <a >paxil</a> <a >phenergan</a> <a >buspar</a> <a >valtrex for sale</a> <a >benicar</a>

CharlesRoand, 06:25, 28 Июл. 2017

wh0cd4444 <a >astelin</a> <a >abilify</a> <a >phenergan</a>

CharlesRoand, 20:51, 23 Авг. 2017

wh0cd517879 <a >Celebrex 200 Mg</a>

JohnRax, 08:27, 03 Сен. 2017

<a >write my essay</a> <a >payday loans for bad credit</a>

MichaelJipsy, 13:35, 03 Сен. 2017

wh0cd1327272 <a >retin-a</a>

JohnRax, 22:42, 05 Сен. 2017

<a >online sex chat</a> <a >essay writing service</a>

Aarondeats, 15:13, 07 Сен. 2017

wh0cd3972352 <a >propecia</a> <a >viagra</a> <a >prozac</a>

Aarondeats, 13:06, 09 Сен. 2017

wh0cd5588791 <a >doxycycline</a> <a >buy fluconazole</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: