В искусстве легких путей не бывает (Пульс Осетии, № 47, декабрь)

К своим годам Мурат Джикаев успел сделать чрезвычайно много. Сотворил немалое количество монументальных произведений, живописных картин, не говоря уже о многочисленных графических работах. Кроме того, принял участие в более чем пятистах выставках — региональных, зональных, российских, советских и зарубежных. В последней четверти ушедшего столетия работал секретарем правления Союза художников Российской Федерации — творческой организации, в которую художник вступил еще в советское время (1975) и с которой, будучи с юных лет личностью большого общественного темперамента, сумел пройти в качестве одного из ее секретарей всю бурную и переломную для изобразительного искусства эпоху.
Сравнивая советский и российский промежуток нашей эпохи, М. Ф. Джикаев сдержанно говорит о том, что легких путей в искусстве не бывает. В 1970–1990-е годы Союз художников страны в большинстве своем состоял из людей, живших и работавших в советское время, когда при творческой организации существовал Художественный фонд, решавший все социальные проблемы художников: находил и предоставлял работу и т. д. Присутствовал и механизм помощи от государства, в основном в виде закупок работ с выставок и заказов на создание произведений искусства. В том устройстве Союза и его материально-технической базы было много положительного. Выполняя заказы Художественного фонда, автор наряду с этим мог заниматься тем, что ему по душе, думая только об искусстве. В таких условиях создавались лучше произведения последней четверти XX века.
Конечно, признается художник, в той практике были и негативные моменты, ущемлявшие, по мнению ряда коллег, свободу их самовыражения. Но это были эпизоды. Если художник был творцом, то он всегда имел возможность себя проявить. Пришло новое время. Вместе с политическими и экономическими изменениями в стране другой стала и художественная жизнь. Далеко не все сумели адаптироваться к новой ситуации. Такие вопросы, как предоставление творческих мастерских или пенсионное обеспечение, не решены до сих пор. Главный вопрос для художника — это статус творческой мастерской, как места работы, необходимого для каждого. На федеральном уровне этот вопрос на сегодня не решен. Он отнесен к компетенции муниципальной власти, и здесь существуют совершенно различные примеры: от положительных, с предоставлением права безвозмездного пользования творческими студиями, до негативных для художников ситуаций —
с коммерческой арендой за пользование мастерской.
Или взять хотя бы пенсионный вопрос. До 1991 года у каждого члена творческого союза шел учет творческого стажа, и через Художественный фонд производились отчисления для будущей пенсии. С 1992 года все изменилось: творческая деятельность юридически не идет в зачет пенсионного стажа. И только те, кто преподает или параллельно занимается иной деятельностью, где имеются отчисления в Пенсионный фонд, могут рассчитывать на минимальную пенсию. Большинство же художников, в основном живописцы, занимаются только творчеством и нигде больше не работают. Для них оформление пенсии связано с большими проблемами. На сегодняшний момент в Комитете по культуре Государственной Думы разработан закон, где все эти вопросы ставятся.
Болезненно воспринимает М. Ф. Джикаев и попытки отнести деятелей культуры к индивидуальным предпринимателям. Известный художник исходит из того, что не каждый творческий человек в состоянии решить целый клубок вопросов, связанных с юридическим оформлением частного предприятия, уплатой различных налогов и т. д. Негодование мастера не трудно понять: Союз художников разнороден по своему составу и, конечно же, по возрасту. К существующей реальности, как правило, лучше адаптируются молодые (они выросли в новое время и рассчитывают только на себя). Но «лучше» не означает «хорошо». У многих из них нет мастерских, и, естественно, им требуется серьезная поддержка. Союз художников Осетии, а М. Ф. Джикаев состоит членом правления, в меру своих сил поддерживает талантливую молодежь. Осуществляются различные выставочные проекты, в которых художники участвуют бесплатно. Наиболее талантливую часть творческой молодежи Союз художников направляет на стажировку в различные страны. «Понятно, — подчеркивает маститый художник, —
что мы не в состоянии помочь всем молодым. Без поддержки государства и различных фондов здесь, конечно, не обойтись».
Сильно беспокоят М. Ф. Джикаева и те коренные изменения, которые произошли в отношении к моральным ценностям, к эстетике и культуре в целом. При этом он принципиально подчеркивает, что авангардисты первой половины XX века Пикассо, Матисс, Бранкузи, Цадкин и многие другие имели за плечами прекрасную художественную школу. Отрицая привычную классическую эстетику, преобразуя ее, они были с нею «на равных», поскольку были настоящими профессионалами своего дела. Это, по его мнению, коренным образом отличается от того, что ему приходится наблюдать сегодня. Особенно огорчает художника то, что люди, которые называют себя «новаторами», не умеют рисовать, подменяя творческий процесс «глубокомысленными» идеями и концепциями. Поэтому их потуги для него с точки зрения изобразительного искусства выглядят малоубедительными.
Современные формы творчества не только имеют право на существование, но уже десятилетиями существуют на Западе и активно развиваются в нашей стране. Но не всё, обращает наше внимание художник, что делается в этом направлении, имеет отношение к собственно изобразительному искусству. И если основой изобразительного искусства является художник, творец, то в нынешнем «актуальном искусстве» большое значение имеют «кураторы», «арт-критики», без которых не может возникнуть «арт-продукт» или «арт-событие», ужу давно ставшие почти синонимами в «актуальном искусстве». Поэтому сохранение того, что веками традиционно называли «школой», по его мнению, имеет решающее значение для будущего развития искусства, даже самого «актуального».
Вместе с тем М. Ф. Джикаев твердо убежден: абсолютное большинство художников в России продолжают работать, основывая свое творчество на многовековых традициях классического искусства. И это факт неоспоримый. В отличие от Запада, где пропорция —
ровно наоборот. За последние десятилетия, по наблюдению художника, на Западе сложилась другая система подготовки художников, значительно отличающаяся от классической. Художников учат работать с компьютером, уделяя больше внимания формальным составляющим любого произведения. Получившие большое распространение жанры видеоарта, инсталляций и т. д. зачастую имеют очень косвенное отношение к собственно изобразительному искусству. Что касается массового зрителя как в России, так и на Западе, то большинству из них традиционное реалистическое искусство остается близким и понятным — несмотря на развитие самых передовых технологий и новейших теорий, ясных, как правило, лишь узкому кругу посвященных.
В этой ситуации для М. Ф. Джикаева в равной степени интересна культура разных цивилизаций, как и для большинства российских художников. В разные этапы жизни его тянуло к разным цивилизациям. Это и Египет, и Индия, Мексика, Греция, Рим, средневековая готика и искусство Возрождения... Ему интересно исследовать тайны индийской культуры, образцы египетского искусства, в которых тысячелетиями закреплялись жесткие каноны. Это постигалось им, скорее, рационально. Что-то можно любить или нет, но влияние этого великого наследия на современную Европу нельзя отрицать. Для него близкими на протяжении всей жизни остаются античность и европейское искусство. Он восхищается работами Микеланджело, Леонардо да Винчи и других, у него профессиональный интерес: как это им удалось сделать.
В свое время М. Ф. Джикаев побывал во многих странах мира, в том числе Японии, и жадно поглощал творения разных народов. Воочию увидев работы японских мастеров, художник поразился, насколько легко они создавали форму. С одной стороны, это изображение человеческих фигур, но с другой — произведение японского искусства, созданное на ее основе, в котором автор легко импровизирует, смело нарушая пропорции... Мастер кисти любовался не только формой, но и глубиной и мощью художественного образа японских художников.
М. Ф. Джикаев является одним из лучших портретистов не только Осетии, но и всего Кавказа. Художника часто спрашивают: «Что для вас было определяющим при работе над образами нартов, Коста, Васо, Бало и других? Вы изображаете реальную личность или создаете свой миф, равный символу?». И он, ничего не скрывая от собеседников, открыто признается в том, что портретную живопись считает одной из главных в своем творчестве. Ему всегда хотелось работать над образами великих деятелей культуры, выдающихся исторических личностей. Для углубления в тематику, он перечитывает произведения писателей, мемуары, но в то же время для него важно, чтобы картина волновала душу и сердце. В портретном произведении писатель или любой другой изображаемый человек может быть похож на реального, а может быть и не совсем похож. Для него главное — посредством формы передать как можно выразительнее и глубже его образ. Момент похожести часто бывает вторичным. Другое дело, когда создается портрет для близких людей. Портрет — это не воссозданный живой человек, это наше представление о нем.
Видимо, так сложилось в его жизни, что он никогда ни на кого не перекладывал ответственность. При этом сложилась некая цепочка событий, подталкивавших и продвигавших его в этом направлении. Одним из тех людей, которые подводили художника ко многим важным событиям в жизни, в том числе и к общественным поступкам, был его старший брат, народный поэт Осетии, живая легенда нашего народа Шамиль Джикаев. После его трагического ухода Мурат взялся за непривычное дело — создание его скульптурного памятника на Аллее Славы в столице нашей республики. За короткий срок ему пришлось вспомнить все, чему его учили в знаменитой Строгановке... Результат превзошел все ожидания: на торжественном открытии памятника всем не терпелось побыстрее узнать имя автора. Работа над образом изменила всю его жизнь. Если до сих пор художник просто воспринимал то, что предлагала ему жизнь, то работа над скульптурным изваянием своего брата внесла свои коррективы в его человеческое существование. Раньше он приходил в свою мастерскую, никуда не спешил, созерцал, обдумывал. Сейчас ритм жизни стал совсем другим, дни его буквально расписаны по часам, требовательность к себе и к окружающим возросла в разы. Память брата не дает ему покоя: преодоление боли не пройдет без одоления своей роли в искусстве. А это означает только одно: не ждать вдохновения, а всегда держать себя в форме, быть готовым приступить к творческой работе (как это было во время создания памятника брату), если для этого выдался исторический момент. Подобная концентрация воли всегда мобилизует талант.

Борис ХОЗИЕВ,
заслуженный деятель культуры Российской Федерации

Комментарии

asolpbd85w, 00:38, 16 Июл. 2016

<a >where to buy acomplia</a> <a >tricor 145</a> <a >where can i buy nolvadex online</a> <a >cialis</a>

asol4robal, 22:09, 13 Дек. 2016

<a >viagra soft</a> <a >paroxetine hcl 20mg tab</a> <a >noroxin</a> <a >buy vasotec</a>

asolofk3q3, 10:29, 19 Дек. 2016

<a >buy allopurinol</a> <a >Buy Valtrex</a> <a >order valtrex</a> <a >tadalafil</a>

asol0sf8s1, 09:36, 21 Дек. 2016

<a >Purchase Tadacip</a> <a >where to purchase cefixime</a> <a >chloromycetin no script needed</a> <a >Where Can I Buy Acyclovir</a> <a >cephalexin offers</a> <a >cheap synthroid</a>

CharlesRoand, 09:11, 04 Мар. 2017

wh0cd129347 <a >retin-a</a> <a >bupropion 150mg sr</a>

AlfredImase, 11:57, 08 Мар. 2017

wh0cd599813 <a >valtrex online</a>

KennethLem, 10:02, 17 Июн. 2017

wh0cd292060 <a >generic for benicar</a> <a >buy azithromycin</a> <a >buy wellbutrin</a> <a >metformin hcl 500 mg without prescription</a>

CharlesRoand, 23:55, 10 Июл. 2017

wh0cd810954 <a >BUY HYDROCHLOROTHIAZIDE OVER THE COUNTER</a> <a >Lipitor 40 Mg</a>

BennyHanty, 09:26, 21 Июл. 2017

wh0cd22803 <a >cialis 20mg</a> <a >zoloft</a> <a >stromectol</a> <a >toradol for headaches</a> <a >anafranil</a>

Tracyfut, 16:25, 24 Июл. 2017

wh0cd810952 <a >here i found it</a> <a >medrol</a> <a >zestril pills</a>

JohnRax, 01:47, 03 Сен. 2017

<a >help me with my essay</a> <a >payday bad credit loan</a>

Stewarthow, 08:34, 07 Сен. 2017

wh0cd4598574 <a >elocon</a>

MichaelJipsy, 18:29, 07 Сен. 2017

wh0cd3202581 <a >Acyclovir No Prescription</a>

MichaelJipsy, 19:29, 10 Сен. 2017

wh0cd7023227 <a >neurontin pills</a> <a >buy lipitor cheap</a> <a >where can i buy albendazole</a>

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: