На грани банкротства? (Пульс Осетии, № 45, ноябрь)

12 ноября состоялись открытые слушания по бюджету на 2014–2016 годы.
Чего нам можно ждать? На что надеяться? Какой можно дать прогноз по ожидаемому исполнению вынесенного на ближайшую сессию Парламента республики проекта бюджета на 2014 год? Этот и другие вопросы были заданы в телевизионной программе «Позиция» финансовому аналитику Дзамболату КУНДУХОВУ.
Дзамболат Кундухов: Для того чтобы сделать прогноз, нужно, как минимум, проанализировать прошлое и в особенности текущее исполнение бюджета на 2013 год.
По основным показателям за девять месяцев 2013 года, на покрытие реальной потребности в расходах на 2013 год нам не хватит 4 467 млн рублей.
Если учесть, что порядка 80 % наших фактических расходов составляют защищенные статьи по обязательствам социальной направленности, основную часть которых составляет заработная плата и страховые выплаты во внебюджетные фонды, иные обязательные платежи, а также федеральные целевые безвозмездные поступления, то, как минимум, такой же процент от недостающей суммы в 2013 году, а это составляет 3 574 млн рублей, перейдет на 2014 год.
Далее. Учитывая то, что в 2014 году потребность в дополнительных расходах по отношению к 2013 году вырастет (это видно по дорожной карте исполнения майских указов), установлен рост зарплат врачей, работников культуры и иных категорий бюджетных работников. Также нужно взять в расчет то, что рост расходной части по зарплате значительно превышает поступление доходов в бюджет от выплат за бюджетных работников НДФЛ. А также то, что расходы на 2014 год предусмотрены в размере порядка 20 400 млн рублей, при текущей потребности в 2013 году порядка 21 400 млн рублей. К дефициту 2014 года, устанавливаемому в размере 1 240 млн рублей, прирастет по аналогии с текущим годом, по самым оптимистическим прогнозам, как минимум 2 000 млн рублей. По пессимистическому сценарию эта сумма может составить и 4 000 млн рублей. В этом году дефицит в размере 721 млн рублей уже только по итогам 9 месяцев вырос до 3 130 млн рублей.
Произведем несложные расчеты. К 3 574 млн рублей, необходимых на покрытие неисполненных в 2013 году, прибавим 1 240 млн рублей утверждаемого дефицита и 2 000 млн рублей, которые прирастут к дефициту по оптимистическому варианту прогноза, и получим ожидаемый объем средств, недостающих на исполнение обязательств, принимаемых на 2014 год в размере 6 814 млн рублей. А это объем бюджетных расходов на 4 месяца. Отметим и тот факт, что объем государственного долга республики в 2014 году планируется в объеме 8 909 млн рублей, а это уже 107 % от объема собственных доходов. А его же еще обслуживать и возвращать когда-нибудь надо. До 2016 года запланирован только рост — до 10 500 млн рулей.
Вот вы, как неспециалист в финансах, как оцените бюджет с дырой в 6,8 млрд рублей, госдолгом 8,9 млрд рублей при размере собственных налоговых и неналоговых доходов в сумме 8,3 млрд рублей?
Юрий Фидаров: Банкротство?
— Согласен. Но давайте немного разбавим темные тона. Скажем так — на самой грани банкротства.
И, конечно, не оставляет надежда на поступление сверхнормативной помощи из федерального бюджета.
— Прозвучал профессиональный термин «сверхнормативная помощь из федерального бюджета». Вообще, на какую поддержку из федерального бюджета в такой ситуации можно рассчитывать?
— Ждать какой-либо помощи из федерального бюджета особо не стоит, так как расчет всех дотаций, за исключением целевых, которые мы не сможем потратить на свои нужды и по своему усмотрению, нормативно установлен и осуществляется строго в соответствии с утвержденными методиками для всех регионов без исключения. Ручного финансирования уже давно нет. Поблажек и уступок нам делать никто не будет, тем более на фоне 5 % сокращения расходов федерального бюджета, запланированных на 2014 год.
— Из ваших слов я понимаю ситуацию так: в 2014 году наши доходы могут не покрыть расходы на очень значительную сумму, аж на объем, необходимый на 4 месяца бюджетного финансирования. На дополнительную помощь из федерального бюджета особо рассчитывать не приходится. Что можно сделать в подобной ситуации? Где взять недостающие средства?
— Единственным выходом из подобной ситуации, пока мы еще не дошли до точки невозврата, так как тенденция роста фактического дефицита бюджета имеет только отрицательную динамику, является разработка и реализация мер по мобилизации резервов. Если быть откровенно простым, то это выведение из тени или легализация доходов, укрываемых или недополученных доходной частью бюджета налоговых и неналоговых поступлений.
Наибольшие резервы сосредоточенны в НДФЛ — это около 4 млрд рублей. Подобные данные получены по результатам анализа, проведенного по регионам с аналогичной численностью населения и примерно одинаковыми доходами на душу населения.
Учитывая то, что НДФЛ через заработную плату напрямую привязан к страховым выплатам во внебюджетные фонды, потенциал доходов от поступлений в ТФОМС составляет порядка 400 млн рублей. Это деньги страховой медицины, которые в настоящий момент расходуются из бюджета, когда могли бы поступать от работодателей.
Аналогичная ситуация сложилась и по налогу на прибыль. Не менее 3 млрд рублей скрывается недобросовестными предпринимателями.
Данные проблемы не раз озвучивались. Созданы различные межведомственные комиссии, некоторые из них даже проводили заседания. Однако воз и ныне там.
Теперь что касается бюджетного сектора. Это 0,5 млрд рублей, полученных от оказания официально установленных платных государственных услуг, не находящих своего отражения в отчетности. Вот, например, по результатам проверки КСП республики платных медицинских услуг, нашедших свое отражение в отчетности, установлены факты хищений далеко не на один десяток миллионов рублей. Так это только те деньги, которые прошли через кассу, тогда как порядка 80 % этих средств до кассы вообще не доходят, о чем свидетельствует несопоставимо низкий уровень доходов лечебно-профилактических учреждений от предоставления платных медицинских услуг их количественным и стоимостным характеристикам.
У нас когда-нибудь начнут выполнять требования федерального законодательства, в частности 83-ФЗ, и проводить оценку эффективности деятельности бюджетных учреждений и их руководителей? У нас более 1 тысячи учреждений республиканского и муниципального подчинения. Необходимо внедрить практику административных взысканий, вплоть до расторжения трудовых договоров с руководителями учреждений, показывающих наихудшие результаты по таким показателям, как образование несанкционированной кредиторской задолженности, закупка по завышенным ценам товаров, работ и услуг, не подпадающих под контрактную систему (до 100 тыс. рублей в квартал по одноименным товарам), наличие сверхнормативных штрафов, а может быть, и мертвых душ, приписанных надбавок и сомнительных совместительств. Проводят ли ведомства вообще подобные проверки? Где результат? Даже если проводят, то результата нет, а все перечисленные нарушения по факту есть, причем далеко не в единичных случаях. Внедрение подобной практики может привести к ежегодной экономии бюджетных средств на сумму порядка 200–250 млн рублей.
Это далеко не все резервы. Как говорится, было бы желание. В этой связи необходимо принятие экстренных мер по мобилизации указанных резервов. Ждать или бездействовать в данной ситуации просто недопустимо. Естественно, что за один год не добиться подобных поступлений в бюджет. Но начать разрабатывать меры по извлечению из тени дополнительных доходов надо незамедлительно. Прямо сейчас, не дожидаясь окончания года.
— В какой степени проект бюджета отвечает реальным потребностям населения республики? Все ли аспекты учтены?
— Мы остро нуждаемся в существенных дополнительных средствах на льготное лекарственное обеспечение республиканских льготников. Например, необеспечение больных сахарным диабетом сегодня ведет к их дальнейшей инвалидизации и появлению еще целого ряда сопутствующих заболеваний, что в разы увеличивает последующие расходы системы здравоохранения. Нам нужно закупить, как минимум, 15 карет скорой медицинской помощи, чтобы наши граждане не ожидали ее приезда по два часа и более. Бахатыр кёнут. Фёлё афтё вёййы, ёмё ма сын сё мард ёрбаййафынц. У нас умирают десятки людей по причине отсутствия конструкций, необходимых для проведения экстренных операций на тазобедренный сустав, а на это нужно-то всего не более 10–12 млн рублей в год. Размер ежемесячных детских пособий у нас до сих пор составляет 150 рублей. За последние годы, а именно с 1986 года, нами не построено ни одного метра жилья социального найма для семей, не подпадающих под условия федеральных целевых программ, при этом у нас есть семьи с девятью детьми, которые проживают в вагончиках, а также многое-многое другое.
Кроме того, на фоне массовых повышений заработной платы работникам бюджетной сферы пунктом 4 статьи 13 приостанавливается действие пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона РСО-Алания от 21.07.2004 № 24-РЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье и семье усыновителей (удочерителей)» в части, касающейся ежегодной индексации. Иными словами, мы отказываем в индексации выплат, производимых на содержание приемного ребенка в размере 4 тыс. рублей и на содержание усыновленных детей-сирот в размере 2,5 тыс. рублей. Это что, такие неподъемные расходы? Всего на эти цели потребуется не более 3 млн рублей.
Люди выполняют благородную миссию, тем самым значительно сокращая расходы государства на содержание этих детей в специализированных учреждениях, а содержание ребенка в подобном учреждении обходится намного дороже, чем размер этих выплат.
На индексации заработной платы республиканских чиновников средства почему-то находятся? За последний год они уже проиндексированы дважды. Последнее повышение на 5,5 % было принято буквально на последней сессии.
Считаем необходимым предусмотреть требуемый на индексацию указанных выплат размер средств по соответствующей статье расходов.
Кроме того, приостановка действия закона «О социальных нормативах обслуживания населения», который устанавливает в том числе минимальные стандарты социальных расходов, свидетельствует о том, что этот бюджет не обеспечивает даже минимальных норм. Хотя мы всегда громко позиционируем наш бюджет как глубоко социально направленный.
— Каким образом всегда получается профицит, о котором нам постоянно сообщают органы исполнительной власти? Вообще, в центральных СМИ только и звучит, что у нас растут доходы и все складывается как нельзя лучше. Вот и сейчас по итогам 9 месяцев 2013 года профицит более 1 млрд рублей?
— По доходам трехквартальное плановое значение превышено на 476 млн рублей. Данное превышение достигнуто лишь за счет опережающих поступлений из федерального бюджета и иных безвозмездных поступлений на сумму 777,3 млн рублей. При этом собственных налоговых и неналоговых доходов недополучено на сумму 301,3 млн рублей.
Расходы за этот же период составили 13 948,3 млн рублей, что на 2 909,1 млн рублей меньше плановых назначений.
Таким образом, если взять доходы за 9 месяцев с опережающими 75-процентное значение поступлениями из федерального бюджета и неисполненные почти на 3 млрд рублей расходы, конечно, получится временный профицит. Но по годовым результатам года эти показатели приобретут прямо противоположные значения.
— Как можно подытожить представленный анализ ожидаемого исполнения бюджета на 2014 год?
— Естественно, что реализация предложенных мер по выходу из предбанкротного состояния и дальнейшего поступательного развития прибавит работы чиновникам всех уровней и явно придется не по душе большому количеству недобросовестных работодателей, скрывающих свои доходы, а также руководителям учреждений, исполняющих свои функции с грубыми нарушениями законодательства. Им можно посочувствовать. Но что делать, во-первых, требования соответствовать букве закона еще никто не отменял, во-вторых, и это самое важное, ожидаемое исполнение рассматриваемого документа без экстренного принятия подобных мер уже в среднесрочной перспективе, до срока завершения действия настоящего бюджета до 2016 года, может привести республику к полному банкротству.
Каждому стоит подумать о том, что основные принципы развитого общества предусматривают солидарность, когда работоспособный обеспечивает жизнедеятельность недееспособных, больных и остро нуждающихся граждан нашей республики. И уводя в тень доходы или заработные платы, мы лишаем наших близких хотя бы тех же лекарств, которых так не хватает в ЛПУ.
Кроме того, серые зарплаты обрекают десятки тысяч наших граждан на выход на пенсию с минимальным размером по старости лет или на нищенское существование. А по расчетным данным и исходя из прогнозной суммы резерва по поступлениям от уплаты НДФЛ, это коснется не менее 100 тыс. человек, и коснется уже в среднесрочной перспективе.
Вы представляете себе, что уже через 10 лет в 700-тысячной республике может стать на 100 тысяч нищих больше?
— Это же…
— … социальный крах…

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: